Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Баловство: «Привычка нюхать пальцы» Вячеслава Иванова

«Привычка нюхать пальцы», режиссер Вячеслав Иванов, 2025

Лучшим фильмом фестиваля «Новое движение» был признан дебютный полный метр Вячеслава Иванова «Привычка нюхать пальцы». Сергей Кулешов рассказывает подробнее об этой экстремальной комедии о «бездельниках» эпохи «новой искренности».

— Чел, чел, чел. 
— Я сниму их, короче.
— Зачем?
— Я не хочу быть смешным.

Это Рамиз, онлайн-консультант по продаже унитазов, говорит другу о брекетах. Да и подспудно, что уж там, о собственной жизни, куда не вмещаются высокие достижения, но влезает много всего дурацкого. Украденные у коллеги хентай-наклейки; блокнотик, пухнущий от изображений детородных органов; взрывающаяся в руках бутылка «Фанты». И прорывающаяся в разговоры о музыке, дошираке, Черепашках-ниндзя, словом — обо всем и ни о чем — не вполне выносимая легкость бытия. Вот и весь сюжет: офисное и домашнее дуракаваляние, крошащееся на туповатое фланерство, кидание «Ментоса» в газировку и просмотр черепашьих боев.

1/3

«Привычка нюхать пальцы», 2025

Так и надо снимать фильмы о любви — ловя сверхкрупными планами шелуху будней, в данном случае — простого парня и его парочки друзей. Лиц в кадре меньше, чем предметов, а вещи, в диапазоне от пачки сухариков до фигурки из «Киндер-сюрприза», то ли служат продолжениями рук, то ли последовательно заменяют собой мимику, жесты и повадки. В прошлом году на «Короче» Иванов показывал «Бракованную партию», где отфильтровывал мир через беспорядочные войсы, «рыбий глаз» и инфракрасный спектр. Здесь мы тоже фрагментарно наблюдаем за героем через тепловизор, но глитчи уже дозированы, а эксперименты с искажением изображения приобретают изящество. Хотя и по-прежнему выталкивают публику из зала: фильм не щадит зрителей динамизмом, камера даже не пытается поспеть за эмоциями и чувствами Рамиза. Или всему виной специфический юмор, который уже успели связать сразу и со Славой КПСС, и с Олегом Мавроматти. В разговорах тут сквозит постирония, но и богатство ассоциаций, и неожиданные всполохи «новой искренности». Когда коллега признается Рамизу, что троллил его, звоня от лица погибающего от тараканов старика, тот и смеется, и плачет. Отказывается выбирать одно ощущение — и чувствует все сразу. 

Может, внезапно, во время обеда и смолл-тока, затихнуть и выдать: «Мне плохо, я не хочу говорить». Может разозлиться на старого друга, узнав, спустя, видимо, много лет, что у того по дому ходит кошка, а Рамиз — аллергик. Может угрюмо пресечь просьбу о встрече максимой «я гостей вообще не люблю». А может бренчать на гитаре и громко смеяться, выкрикивать в парке имя Виктора Цоя, варить в кастрюле с яйцами аниме-стикеры, смотреть рилсы с котами и нюхать клей-карандаш.

1/3

«Привычка нюхать пальцы», 2025

Это кино уважает Кассаветиса, но благоразумно не заступает на территорию натянутых нервов и семейных трагедий. Рамиз — реинкарнация Шультеса, внезапно оказавшегося среди вертикальных видео и нейросетей. В глазах застряла та же грусть, но к молчанию прибавилась старая добрая шутка — последний инструмент выживания во всей этой нелепице вроде торговли унитазами. Вроде отсутствия судьбы. 

Не зря кино закольцовано фрагментами, в которых Рамиз снует у турника под многоголосицу нейросетевых коучей. Те на все лады велят «изменить жизнь и перезагрузиться», пока все, что происходит между началом и финалом фильма, напоминает процесс мучительной загрузки. Где, чтобы развеять скуку, надо себя хоть чем-то занять — и все действия героев, от расклеивания «тянок» по гаражам до игры в «Мортал Комбат», походят на никуда не идущее вождение курсором мыши по застывшему десктопу, выделение кликами пустых областей. 

Фильм снимали по выходным, в компании друзей, где оператор был актером, а исполнитель роли Рамиза — сосценаристом. Иванов сказал, что материала набралось на три-четыре части, и, вполне возможно, нас ожидает франшиза. В ожидании условного продолжения какой-нибудь «Привычки грызть ногти» можно самим с чем-то поиграться, как делают герои фильма. Обмотать голову браслетом от комаров (выдают на «Новом движении»), поделать мемы из фресок Феофана Грека (соседствуют с «Новым движением»), посмотреть кино, которое никогда не выйдет в прокат (показывают на «Новом движении»). Поддержать журнал «Искусство кино». И признать, что в баловстве хватает любви, чтобы выдерживать эту бесконечно грузящуюся жизнь.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari