Кинопиратство, (само)изоляция стран и мем как способ определения «своих» и «чужих»

Последнее лето детства: «Страна Саша» Юлии Трофимовой

«Страна Саша», 2022

В российский прокат выходит впервые показанная на Берлинале летняя молодежная мелодрама «Страна Саша». Главные роли в ней исполнили юные лица отечественного кинематографа Марк Эйдельштейн и Мария Мацель. Максим Ершов объясняет, почему фильм дебютантки Юлии Трофимовой может стать приятным сюрпризом для любителей небольших, но обаятельных инди-фильмов.

17-летний Саша (Марк Эйдельштейн) только что окончил школу и не может определиться, куда же ему поступать. Впереди должно быть полное приключений лето, но молодая мама Соня (Евгения Громова), с которой прежде парень смотрел сериалы и смеялся в голос, теперь достает вопросами о будущем. Саша любит рисовать (на стенах и на бумаге), мама же считает его увлечение легкомысленным. Молодой человек никогда не видел отца и наконец решается найти его в соцсетях и встретиться с ним. Саша дружит со многими сверстницами, но серьезных отношений с девушками не заводит. Но все меняется, когда он знакомится с необычной девушкой Женей (Мария Мацель). Она сама шьет одежду и точно знает, что переедет с юга России в Москву или Петербург. И вот Саше срочно нужно решать, готов ли он отправиться вслед за ней.

Премьера «Страны Саша» дебютантки Юлии Трофимовой состоялась на Берлинском фестивале в секции Generation 14plus, а перед стартом российского проката картина участвовала в конкурсе «Горький fest» в Нижнем Новгороде. В основе сюжета — вышедшая в 2019 году одноименная книга Галы Узрютовой, а сценарий киноадаптации режиссерка Трофимова написала вместе с Марией Шульгиной и Елизаветой Тихоновой, прежде работавшими над «Давай разведемся!» Анны Пармас и сериалом «Почка».

«Страна Саша», 2022

Российские кинематографисты часто заявляют (особенно на больших круглых столах с чиновниками) о насущной необходимости снимать фильмы и сериалы для подростков и о них самих. В качестве референсов обычно звучат «Эйфория» и «Леди Бёрд»: как будто действительно можно повторить очень личные и связанные с определенными временем и местом истории. В молодежных картинах особенно заметен разрыв поколений: не зная культуры и даже привычного словаря, авторы средних лет пытаются рассказать подросткам об их проблемах и надеждах. В подавляющем большинстве случаев ничего хорошего из подобных затей не выходит.

А вот картину Юлии Трофимовой как раз-таки и отличает очень правильная интонация. «Страна Саша» понятна и полезна как подросткам, так и молодым родителям. Фильму удается пройти по тонкой грани и не оступиться: это не занудствующее, не чрезмерно дидактическое кино, в то же время имеющее явный посыл. Сашина мама хочет оставаться его подругой, но понимает, что необходимо выполнять и родительские функции. А любой веселый и беззаботный разговор обязательно испортят надоедливые вопросы о поступлении, а также ценные предложения выбора профессии для сына. Ничто уже не будет прежним. Фильм сам выступает в качестве молодой мамы — и преуспевает в этом.

Достаточно взглянуть на название, чтобы понять, кто в этой истории главный герой. Молодая писательница Гала Узрютова в своей книге и вовсе вела рассказ от первого лица. Сценаристки «Страны Саши» отошли от рискованного для современного кино приема и оставили несколько эпизодов, в которых центральный персонаж ломает четвертую стену. Саша органично представляет себя и близких в начале фильма и говорит со зрителем в ключевые моменты, словно бы желая получить подтверждение тому, что всё делает правильно. Совета он не просит, но уверенности в правильном решении у него нет.

«Страна Саша», 2022

Жизнь еще формирующегося молодого человека на пороге больших свершений — отдельное государство или даже космос. Не успел Саша попрощаться с детством и отдохнуть на выпускном, как приходится принимать десяток важнейших решений. А на улице лето, солнце, на горизонте виднеется море — несправедливо в таких условиях загадывать настолько вперед. Чтобы закрыть подростковый гештальт, парню важно встретиться с отцом. Без знакомства со вторым родителем у него не получится ответить на вопрос «Кто я?» и сложить цельный образ себя. Сашино взросление неминуемо меняет отношения с мамой, особенно если ему придется переезжать и с ней расставаться. И в самый неподходящий момент приходит первая любовь, которая здесь и сейчас, конечно, кажется единственной и неповторимой.

Как и положено подростковым лирическим комедиям (обычно их ежегодным поставщиком является американский кинофестиваль Sundance), в фокусе внимания фильма Трофимовой находятся обаятельные ребята не без странностей и чудачеств. Женя в школьном возрасте боялась разговаривать с одноклассниками, да и сейчас периодически «зависает», попадая в толпу или стрессовую ситуацию. Саша дружит с Максом (Дмитрий Ендальцев), парнем постарше, и девчонками-ровесницами, а потому даже близкая по духу мама сомневается в ориентации сына. Когда парень рассказывает, что у него есть Женя, возникает пауза — мама недоумевает, мальчик это или девочка. Разумеется, небольшие яркие штрихи к портрету героев помогают зрителям быстрее узнать их и еще больше проникнуться к ним симпатией. Невероятно органичные Эйдельштейн и Мацель заставляют сопереживать им с первой же минуты.

«Страна Саша» выходит в самое подходящее для этого фильма время — в середине лета. На фоне тяжеловесного и давящего безысходностью финала «Межсезонья» картина Трофимовой может показаться наивной и чересчур безмятежной. С другой стороны, «Страна Саша» не кажется оторванной от нашей реальности, идиллической и картонно оптимистичной. Зачастую мир подростка настолько единоцентричен, что внешние обстоятельства проникают в него не сразу. Да и своих проблем хватает — спросите хотя бы Сашу.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari