Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Путешествие в ночь: о рождественской наркодраме «Вернуть Бена» с Джулией Робертс

«Вернуть Бена» (2018)

В прокате — социально ответственная драма «Вернуть Бена» о наркомане, сбегающем из клиники, чтобы провести Рождество с семьей. Нина Цыркун — о новой роли одного из лучших молодых актеров Америки, Лукаса Хеджеса.

«Вернуть Бена» Питера Хеджеса, история подростка-наркомана, сбежавшего из реабилитационного центра, — это чистокровный святочный рассказ в оболочке классического голливудского кино. Действие начинается в сочельник, в канун Рождества, завершается с рассветом, символически проходя три ступени мироздания — землю, ад, рай. Герои переживают душевный кризис, который счастливо разрешается спасением в последнюю минуту, завещанным нам Дэвидом Уорком Гриффитом. Современная модификация жанра подразумевает введение реалистично представленного социального фона, и вот он здесь, олицетворяемый второстепенными персонажами и их функциями.

Небольшой провинциальный городок Вентчестер, засыпанный белым пушистым снегом — живая рождественская открытка. Хозяйка благообразного дома Холли (Джулия Робертс) с мужем-афроамериканцем (Кортни Б. Вэнс) и тремя детьми отправились в церковь, которую они посещают только раз в году, на Рождество, на репетицию праздничной мистерии. Малыши будут изображать ангела и ангца, старшая дочь поет в хоре. В их отсутствие в доме появляется Бен, сын Холли от первого брака, удравший из наркоцентра, куда его поместили на лечение. Возвращаясь домой, мать с радостью — оттого что видит любимого сына, и с ужасом — в страхе, что он сорвался и лечение пошло насмарку, — бросается к нему и крепко обнимает. Чтобы не пугать близких, Бен придумывает историю, объясняющую его появление, гордо признаваясь, что уже 77 дней он «чист», и ему позволили поехать на каникулы домой. Но мать на всякий случай прячет куда подальше все лекарственные препараты, а заодно и драгоценности. Ей и хочется верить Бену, и трудно избавиться от подозрений, что не все так гладко в его истории. Тем не менее праздник идет своим чередом, вся семья направляется на службу в церковь, а возвращаясь, видит в доме разгром. Ничего, правда, не похищено, но исчез общий любимец, пес Понси. Холли с Беном едут на его поиски. И начинается второй акт драмы — нисхождение в ад, где матери предстоит узнать страшные подробности из жизни сына, а ему — заново пережить и переосмыслить собственное прошлое. Ночное путешествие по закоулкам города открывает Холли неведомый прежде подпольный мир. Он пугает ее и заставляет проникнуться ужасом ситуации, в которую попал ее ребенок, масштабом бедствия, накрывшего город, так мирно выглядевший при дневном свете, а вечером разукрашенный гирляндами разноцветных огней.

Один на один в автомобиле, Холли и Бен становятся как никогда близкими и понимающими друг друга людьми. В этом актерском дуэте Джулия Робертс и Лукас Хеджес (сын режиссера) работают на равных. Мучаясь своей виной, мать, чувствуя, что может потерять сына навсегда, готова простить ему все ошибки, а тот, взрослея на наших глазах, сам себе ничего простить не может.

Кстати, прочитав сценарий, знаменитая звезда сама попросила режиссера отдать роль ее экранного сына именно Лукасу, которого она увидела в фильме Кеннета Лонергана «Манчестер у моря». Та картина не была уже для него дебютной, а после нее он снялся у Мартина МакДоны в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и стал одним из лучших, если не просто лучшим актером поколения. Питер Хеджес, начиная с дебютного фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?», не оставляет болезненной темы трудностей подросткового возраста, как правило, фокусируя их в эпицентр семьи. Сосредоточиваясь на психологии героев, режиссер не пытается выйти за пределы голливудского формульного кино с четким функционалом. Ударный дуэт Робертс — Хеджеса поддерживают «бэк-вокалисты», интонирующие конкретные партии. Приемный отец Бена вовремя вставляет социально значимую фразу «Будь Бен черным, давно бы сидел в тюрьме». Младшая сестра Айви (Кэтрин Ньютон) изображает благоразумную умничку из разряда тех, что идут в тренде новейшей феминистской идеологии: она настраивает смартфоны для всей семьи и помогает найти Бена с помощью GPS. Выживший из ума врач и совратитель-учитель нужны, чтобы подчеркнуть опасные ловушки на жизненном пути неопытных подростков. И, наконец, золотоволосая мать погибшей девушки символизирует христианское всепрощение, а иначе зачем было бы помещать события фильма в рождественскую ночь?

«Вернуть Бена» (2018)

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari