Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Безумие интереснее нормальности: «Ширли» с Элизабет Мосс — фильм о писательнице, повлиявшей на Стивена Кинга

«Ширли», 2020

В российский прокат 3 декабря выходит «Ширли» — фильм о писательнице Ширли Джексон, которой восхищался Стивен Кинг. Впервые картина была представлена на Берлинале-2020 в программе Encounters, а сняла ее Жозефин Декер — независимая художница, в предыдущих работах чуравшаяся жанра ладных байопиков. О неожиданном витке в карьере постановщицы и сохранении определенного радикализма размышляет Анна Лис.

В 2010 году во время перформанса Марины Абрамович «В присутствии художника», в рамках которого зрители могли посидеть рядом с художницей, неизвестная девушка, не дождавшись своей очереди, подошла и разделась напротив Абрамович. Это была Жозефин Декер создательница фильма «Ширли», показанного во внеконкурсной программе Берлинского кинофестиваля.

Два первых фильма Декер — «Масло на защелке» (2013) и «Была ты нежна и прекрасна» (2014) — также были представлены в рамках конкурса Берлинале «Форум» в 2014 году. В той же программе после Sundance показывали наиболее известную ее картину «Мадлен Мадлен» (2018) — о самоидентификации молодой актрисы. Биографическая драма о писательнице в контексте радикальных экспериментов независимой художницы казалась неожиданностью. «Мадлен Мадлен», например, существовала на грани с иммерсивным театром, ломающим четвертую стену между персонажами и зрителем. Хотя проблемы поиска идентичности и размывания личности между реальностью и воображением героини перекочевали и в новый фильм, все же «Ширли» укладывается в жанровую форму биографической драмы.

В основе фильма — короткий рассказ Сюзан Маррел. О Фреде (Логан Лерман) и Розе (Одесса Янг), двух молодых людях, оказывающихся в доме литературного критика и профессора Стэнли Хаймана (Майкл Стулбарг) и знаменитой американской писательницы Ширли Джексон, живущей в затворничестве. В роли писательницы — Элизабет Мосс — звезда феминистских сериалов эпохи #metoo: «Рассказ служанки» и «Вершина озера», обладательница Emmy и «Золотого глобуса», которая на этот раз играет на поле инди-кинематографа.

Трейлер фильма

Небольшая новелла превращается в фантасмагорическую камерную пьесу в духе «Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдварда Олби, где история строилась вокруг четырех интеллектуалов из университетской среды. По сюжету пьесы Олби более взрослая супружеская пара вовлекала более молодую в жестокую игру своих отношений. Молодой преподаватель и его беременная жена — зеркальное отражение Ширли и Стэнли. Абсолютно нормальные влюбленные, все еще испытывающие физическое влечение друг к другу. Отношения между Ширли и Стэнли построены на совершенно других, сугубо интеллектуальных основаниях: она — писательница, он — литературный критик.

Согласно концепции female gaze«Женский взгляд» — термин из феминистской кинотеории, описывающий фильмы, снятые с точки зрения не мужчины режиссера/сценариста/зрителя, а постановщицы/сценаристки/зрительницы — прим. ред., Декер отправляет героев мужчин в тень и выводит на первый план созависимый дружеский и любовный союз беременной студентки Рози и эксцентричной взрослой Ширли (потрясающий дуэт Янг и Мосс).

Писательница находится в долговременной депрессии, запое и творческом кризисе — юная поклонница становится для нее единственной связью с реальностью. В отношениях с ней она находит вдохновение для новой новеллы «Пропавшая девушка» — о таинственном исчезновении студентки Беннингтонского колледжа. В фильме довольно прямолинейно проведена очевидная аналогия: Рози неожиданно беременна, Ширли страдает от бремени нового произведения.

«Ширли», 2020

С почти шаблонной точностью Декер показывает все стадии болезненного и мучительного создания (рождения) гениального (или выдающегося) художественного произведения. Фильм довольно сложно устроен по форме: от свингующих движений камеры, вращающейся вокруг вечно движущихся героинь, пожалуй, может закружиться голова. Декер едва заметно цитирует бергмановскую «Персону»: постепенно реальное и воображаемое сливаются — вместе с тем, как совмещаются крупные планы героинь.

С точки зрения сюжета (содержания) «Ширли» — вполне традиционное американское кино о безумном творце-демиурге в процессе создания ключевого произведения вроде «Часов» (2002) с Николь Кидман или «Капоте» (2005) с Филипом Сеймуром Хоффманом. Реальность жизни персонажа (Рози) сопротивляется фантазии и воображению создателя (Ширли). Джексон поначалу враждебно принимает Рози как посланницу приземленного обывательского мира, затем подчиняет ее себе, очаровывает своей ненормальностью.

Ширли — писательница, овладевающая реальностью и превращающая ее в ткань своего произведения. Эта идея лежит на поверхности фильма, но его основной месседж — безумие интереснее нормальности — при всей банальности (и неожиданности в творчестве Декер) вряд-ли когда-нибудь перестанет быть радикальным.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari