Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Его прощальный поклон: «Темные очки» Дарио Ардженто

«Темные очки», 2022

Сегодня на KION состоялась онлайн-премьера фильма Дарио Ардженто «Темные очки», который впервые был показан на Берлинском кинофестивале несколько месяцев назад. О новой работе режиссера, полвека назад задавшего новый стандарт в итальянском хорроре, рассказывает Дмитрий Соколов.

В начале 1970-х хоррор в Италии находился на пике своего влияния. Его наиболее известная форма — джалло (giallo), детективные триллеры, нередко с элементами мистики, в которых основным аттракционом становятся многочисленные и разнообразные убийства. Хотя основоположником этого поджанра считается Марио Бава, во многом именно благодаря работам Дарио Ардженто джалло превратились в фирменный жанр итальянской школы хоррора. В ключевых работах Ардженто, таких как «Суспирия», «Кроваво-красное», «Кошка о девяти хвостах», выверенный стиль, саспенс и подспудное эротическое напряжение нанизаны на детективный сюжет, образуя исключительно мощную по воздействию комбинацию. Ардженто снимал знаковые фильмы в 1980-е («Опера», «Феномен») и в 1990-е («Синдром Стендаля»), но все же наиболее влиятельные его работы были сняты именно в 1970-е. 

«Темные очки» в этом смысле, на первый взгляд, выглядят возвращением к истокам. Сюжет о том, как потерявшая зрение секс-работница (Иления Пасторелли) вместе с китайским мальчиком (Андреа Чжан) выслеживает серийного убийцу — вполне типичный для джалло. И более того: схема, в которой ребенок на пару со взрослым расследуют цепь таинственных убийств, уже использовалась Ардженто в «Кошке о девяти хвостах», одном из лучших его фильмов. О банальном самокопировании в «Темных очках», впрочем, речь не идет — здесь самостоятельный сценарий, который постепенно смещает фокус внимания от детективной линии к погоне маньяка за двумя жертвами. Поэтому закрученной и перегруженной деталями интриги здесь ждать не стоит: даже личность убийцы раскрывают уже где-то к середине фильма. А по ходу дела многие второстепенные линии остаются за кадром: полиция, например, действует то крайне медленно, то совсем уж безалаберно. Но подобные шероховатости характерны и для лучших образцов джалло.

«Темные очки», 2022

Сценарий при этом никогда не фиксируется на нюансах травмы главной героини, а, напротив, постоянно использует ее слепоту для создания саспенса. Как и в классических работах Ардженто, здесь все нацелено на поддержание высокой динамики событий: герои редко сидят на месте, а убийства следуют одно за другим. В такие моменты за кадром звучит зловещий синтезаторный саундтрек от французского музыканта Арно Ребутини, напоминающий скорее о 1980-х, чем 1970-х, но, во-первых, стилистически музыка отлично дополняет видеоряд, а во-вторых, в том же «Феномене» у Ардженто многие ключевые сцены разворачивались под весьма похожий электронный бит авторства Клаудио Симонетти. Сцены смертей здесь оформлены в духе «старой школы», с обилием крови, пронзительными криками жертв, и долгими (обычно безуспешными) попытками сопротивляться маньяку. Убийца, кстати, носит черные перчатки — еще одна деталь, отсылающая к классическим образцам джалло. 

Важно отметить, что, как и в большинстве джалло, в «Темных очках» на первый план выведена хореография смертей, а вовсе не психологическая точность в изображении мотивов убийцы. И в этом смысле ранние фильмы Ардженто — образцовый джалло: хотя логика маньяка в них, как правило, понятна, в фокусе внимания остается даже не интрига с выяснением его личности, а нарастающее напряжение, связанное с ожиданием очередной смерти.

«Темные очки», 2022

Однако по сравнению с классикой вроде «Преисподней» или «Птицы с хрустальным оперением» в «Темных очках» ощутимо недостает стиля, характерного для Ардженто. Здесь нет ни цветных фильтров, ни вычурных ракурсов, ни замысловатых монтажных приемов. Интерьеры и костюмы тоже выглядят блекло, и в этом смысле новая работа Ардженто выглядит не лучшим его творением. Не будет тут и каких-то неожиданных сюжетных поворотов под самый конец, вроде тех, что были в том же «Кроваво-красном» или «Дрожи». Впрочем, режиссерская хватка местами все еще крепка: стремительное развитие событий, пара-тройка ярких убийств (особенно удалось финальное, в котором участвует собака-поводырь) и неплохая «химия» между героями Чжан и Пасторелли делают свое дело — полтора часа экранного времени пролетают незаметно. Фанатам, кроме прочего, будет любопытно посмотреть на новый облик Азии Ардженто — здесь у нее небольшая роль второго плана. В сухом остатке, Ардженто снял добротный, но отнюдь не претенциозный триллер, старомодный и не лишенный ностальгического обаяния. Перед нами не громкое возвращение к вершинам славы, а скорее прощальное письмо, элегия мастера, который закончил то, что должен был сделать давным-давно.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari