Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Где эта грива, которая нравилась мне: фильм «Король Лев» — неуклюжий и бездушный авторемейк

Фрагмент постера «Короля льва», 2019

18 июля в российский прокат выходит «Король лев» — очередная попытка студии «Дисней» снять игровой ремейк собственного мультфильма. Юлия Гулян разбиралась, почему гиперреалистичные поющие животные не вызывают той же эйфории, что и нарисованные.

Возможно, такого столкновения сил природы и человека не видели и шекспировские трагедии. История, которая в 1988-м питчилась как «Бемблет» («Бэмби в Африке с элементами «Гамлета») и которая в 1994-м стала изобретательным гимном человеческой находчивости, покорив сначала детей и взрослых по всему миру, потом киноакадемию («Оскар» за саундтрек и лучшую песню), а спустя четыре года — церемонию «Тони» (бродвейская постановка «Короля Льва» успешно идет по сей день), в 2019-м выродилась из анимированного семейного мюзикла о вечном в мокьюментари для Animal Planet. 

«Я хотел продемонстрировать, что мы можем сохранить все ключевые аспекты оригинала, но при этом сделать его фотореалистичным, применив умопомрачительные техники и технологии».

Поставленную задачу режиссер Джон Фавро решил формально, с педантичностью хорошиста, повторив чуть ли не покадрово историю о львенке-престолонаследнике Симбе, вернувшемся в разоренный прайд отомстить дяде за гибель отца.

Сплошь оскароносные художники, специалисты по визуальным эффектам, анимации и компьютерной графике перерисовали «Короля Льва» с натурализмом, достойным лучшего применения в VR-аттракционах, — и это зрелище, поистине погружающее в африканскую саванну. К слову, создатели и правда устраивали виртуальное сафари артистам, озвучивающим главные роли. Так что если в 1994 году к армии аниматоров «Короля Льва» запускали львенка на поводке (в тот год все силы Диснея были брошены на «Покахонтас», а африканских животных и вовсе никто не умел рисовать), то теперь людей выпускали в прерии с обзором 360’ — и еще неизвестно, кому было страшнее. Фавро и команда с ужасающей достоверностью воссоздали и водопой, и кладбище слонов, и панцири диковинных насекомых, только вот увы — магия кино возникает далеко за этими пределами материального даже в «Кояанискатси» (1982).

«Король лев», 2019

Режиссер бродвейской постановки «Короля Льва» Джули Теймор была уверена: актеру достаточно надеть маску и хвост — остальное он сыграет, а зритель — увидит. Джон Фавро на фантазию и образное мышление зрителей не полагается, да и вообще сторонится любых маньеристских эксцессов оригинала. И вот уже на грациозного пройдоху Шрама с ухмылкой некогда озвучившего его Джереми Айронса больно смотреть: исхудавшего изгоя прайда хочется скорее накормить, чем покорить. Мечтательная «ария» Шрама с протофашистским маршем гиен была заменена на расширенную сюжетную линию львицы Налы в исполнении Бейонсе (чего российский зритель, впрочем, не услышит). И без того не самый остроумный диснеевский фильм потерял единственных носителей комического: теперь Тимон и Пумба — дружелюбные, но побитые скитальничеством и веганством зверьки, явно перевалившие за экватор жизни. Редкие проблески юмора остались лишь в крайне узнаваемых перепалках гиен. Наконец, создатели стыдливо избежали знаменитого взгляда Налы в сцене Can you feel the love tonight, видимо, не осмелившись повторить его с тем же неприкрытым эротизмом.

Новый «Король Лев» искусно манипулирует зрителем на общих планах и в драматические моменты: музыка Ханса Циммера, отпечатавшись на подкорке каждого ребенка 90-х, изменений почти не претерпела и при первых же знакомых аккордах вызывает трепет и даже аплодисменты в зале. Правда, сложно сказать, что вышибает слезу сильнее: до боли знакомый пролет над предрассветной саванной или ностальгия по одноголосой озвучке Гаврилова, которая в силу своей абсолютной невыносимости хотя бы не отвлекала от картинки. Всю фабулу можно было считать по гипертрофированной мимике зверей, а в версии Фавро приходится вслушиваться.

Невозможно требовать от создателей этого неуклюжего ремейка большего: поющим и танцующим животным при трансформации в гиперреализм неизбежно приходится умерить пыл. Калейдоскопический, абсолютно в духе Басби Беркли шоу-стопперПонятие «шоу-стоппер» пришло в кино с Бродвея, где означало эффектный музыкальный номер, вызывающий бурный восторг и экзальтацию в зрительном зале — прим. ред. I Just Can’t Wait to be King или эскапистский — на зависть Винсенту Миннелли — гимн праздности Hakuna matata превратились в робкие, но очень реалистичные топтания диких животных в естественной среде обитания. Правдоподобие вдруг стало «Диснею» дороже выразительности, достоверная мимика животных (пусть и говорящих!) — важнее очарования.

«Король лев», 2019

В рамках масштабной программы реновации собственных хитов круг жизни замкнулся и для этого диснеевского проекта. Ловко обогнув мюзикл, «Король Лев» вернулся к изначальной задумке 1988 года: самый первый и позднее отстраненный режиссер мультика Джордж Скрибнер мечтал создать сравнительно реалистичную анимированную документалку о жизни и борьбе животных в африканских прериях. Только, в отличие от других перезапусков, «Король Лев» оказался изначально в самом плачевном положении: у стремлений сохранить художественность мюзикла (а жанр требует известной условности) и сделать животный мир максимально достоверным абсолютно разнонаправленные векторы.

Эту странность понимали и создатели, разумно выпустившие трейлер фильма целиком с закадровым голосом. Видеть более чем настоящих львов, говорящих по-человечески (дубляж еще и с трудом «попадает в губы»), — испытание, требующее привычки, выработать которую пока не помогли ни «Книга Джунглей» того же Фавро, ни «Дамбо» Тима Бёртона. Впрочем, на подходе продолжение приключений Маугли, новые «Леди и Бродяга», приквел «101 далматинца» и еще дюжина переделок, где ни одно настоящее животное не пострадает. Остается лишь надеяться, что в этой погоне за гиперреализмом создатели не забудут вложить в пушистых героев еще и душу.

Читайте также:

«Король лев», 2019

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari