С 15 по 24 августа в московском киноцентре «Октябрь» пройдет VIII международный фестиваль неигрового кино «Докер». Фильмом открытия смотра станет «Красная Африка» Александра Маркова — хроника удивительной 30-летней дружбы Советского Союза с Черным континентом. Максим Ершов разбирается в саморазоблачительной природе пропагандистских репортажей, из которых состоит картина, и объясняет, почему сегодня она воспринимается как трагифарс. Приобрести билеты на единственный показ фильма можно здесь.
Фильм документалиста, историка кино и художника Александра Маркова о неравноправной дружбе СССР с африканскими странами полностью состоит из уникальных и тщательно отобранных кадров хроники. В период с 1957 по 1991 год советские операторы фиксировали поездки генеральных секретарей ЦК КПСС, советских ученых, педагогов, артистов и строителей на Черный континент, а также ответные визиты африканских товарищей в Москву. Сопровождались репортажи об успешном взаимопроникновении культур, научных достижениях на почве межнациональной дружбы и движению товарищей из жарких стран навстречу социалистическому раю романтическо-пафосными комментариями дикторов из СССР. Один из подобных пассажей: «Опытные советские биологи помогут товарищам заставить природу отдать свои богатства». Речь об алмазах.
У тесных отношений между Советским Союзом и африканскими государствами есть четкие границы: начались они с обретения странами Черного континента независимости, а благополучно закончились с развалом масштабного коммунистического проекта. Сегодня кадры хроники выглядят комично. Во-первых, современный зритель знает, что казавшаяся вечной дружба с брежневскими поцелуями в десны продлилась недолго. Во-вторых, коммунистическое чудо света не построили не только в Африке, но и в России. Но интереснее, конечно, другой разговор — о сути пропагандистского кино.
Говоря о кадрах хроники, важно понимать, кто стоит за камерой, какую «правду» транслируют авторы репортажа. В случае с дружбой советских и африканских товарищей операторы из СССР рисуют благостную картину взаимовыгодных отношений: представители социалистического мира обучают партнеров техническим премудростям, помогают с получением образования и легонько направляют в правильную сторону, а ангольцы и конголезцы встают на путь мировой социалистической революции и грозятся дать бой зажравшимся капиталистам.
Сегодня достаточно беглого взгляда на эти кадры, чтобы озаботиться исключительно колониальным подходом советского руководства. Стоило только африканским странам и их молодым правительствам обрести независимость, как к ним на континент тут же пришел большой брат с новой программой развития, которое на самом деле вновь ведет к закрепощению. Только форма другая. Мудрые социалистические друзья знают, как лучше, мнения африканцев никто не спрашивает.
Естественно, все острые моменты в советской хронике вынесены за кадр. На экране в едином душевном порыве москвичи и студенты Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы запевают «Катюшу», учащиеся из других стран признаются в любви к социалистическим ценностям и Союзу, который дал им возможность получить лучшее образование в мире. Внимательный и дотошный зритель в этот момент должен начать сомневаться в рождающейся на его глазах идиллии. Но ведь хочется верить в лучшее. Африканцы с огромным интересом рассматривают «Москвичи», играют на пианино «Беларусь» и восхищаются советскими самолетами. Внутренний потребитель роликов в этот момент, вероятно, должен подумать, что просто не ценит блага цивилизации, которые ему принес строящийся социализм. Дальше — больше!
Природа пропагандистских роликов саморазоблачительна. Истинные намерения советских колониалистов просачиваются даже через однобокие сюжеты. Вскользь упоминаются полезные ископаемые африканских стран, которые совершенно бесплатно и без какого-либо интереса помогают добывать советские инженеры. Нет, товарищами из СССР движут исключительно высокие цели облагодетельствования. Но почему-то в кадр проникает оружие, и вот африканские друзья уже в форме — враг подкрался незаметно. Пропагандистам приходится разъяснять, что и на другом континенте далеко не все и сразу приходят к социализму как к высшей форме существования общества. Неграмотных и непокорных приходится перевоспитывать. И утопия невольно превращается в антиутопию.
Премьера «Красной Африки» состоялась на престижном фестивале документального кино Visions du Réel в швейцарском Ньоне. Затем картину показали на Indie Lisboa. Александр Марков снимает уже вторую ленту о тесном сотрудничестве советских и африканских товарищей во второй половине XX века. Четырьмя годами ранее на экраны выходила «Наша Африка». Дилогия Маркова сегодня приобретает особую актуальность — в июле министр иностранных дел Сергей Лавров посещал Черный континент. Возможно, начинается вторая попытка покорения Африки. Проходит время, но Москва продолжает подступать к партнерам из «экзотических» стран. Сохранились даже обычаи встреч зарубежных гостей: вновь с трапа самолета друзей издалека встречают барабаны и диковинные танцы.
Формально африканские страны давно независимы. Но сильные мира сего (например, Китай) интересуются богатствами Черного континента, а колонизация лишь меняет формы. «Красная Африка» — на первый взгляд, беззаботное зрелище: все поют, танцуют и вместе движутся к скорому счастливому будущему. Но за картинкой потемкинских деревень скрывается история покорения других стран и насаждения собственных ценностей.
Фильм Маркова полон контрастов, вызванных столкновением совершенно несхожих культур и традиций. «Красную Африку» можно рассматривать и как политическую комедию об удивительном явлении прошлого, и как драму о подавлении сильным слабого. Увы, к мультикультурализму мир не пришел и сегодня, урок так и не был выучен. Архаичные методики возвращаются.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari