Поздравляем Изабель Аджани с 65-летием и публикуем рецензию на фильм «Убийственное лето», который преступно долго добирался до России (картина вышла в 1983 году, а текст о ней за авторством Сергея Кудрявцева опубликован в журнале «Искусство кино» только в 1992-м).
Конечно, эпитет «убийственная» по отношению к великолепной французской актрисе Изабель Аджани звучит довольно вульгарно. Но все-таки фильм называется «Убийственное лето» (может, не совсем красиво по-русски), а кроме того, трудно сразу подобрать нужное слово, которое выразило бы степень психологической убедительности, неукротимого актерского темперамента и полного самоотречения Аджани в роли молодой девушки Элианн по прозвищу Эль (то есть Она).
Итак, Элианн случайно узнает о том, что факт ее рождения связан со случаем изнасилования матери тремя парнями лет 20 назад. Элианн пытается найти их и отомстить, даже несмотря на то, что один из тех парней — ее возможный отец.
На самом деле, сюжет позапутаннее, как и подобает психологическому детективу, мастером которого является признанный автор Себастьен Жапризо, в данном случае сам адаптировавший свой роман для кино. А фильм несколько затянут (целых 133 минуты), впрочем, держит в напряжении, в чем есть заслуга и режиссера Жана Беккера, сына классика французского кино Жака Беккера. Он неплохо начинал свою режиссерскую карьеру в криминальном жанре («Некто по имени Ла Рокка», «Свободный выход»), развивая традиции некоторых лент отца («Не тронь добычу», «Дыра», кстати, последняя закончена после смерти Жака Беккера именно его сыном), потом без особого успеха обратившись к авантюрной комедии, а позже вовсе на 17 лет исчезнув из игрового кино. «Убийственное лето» — это эффектное возвращение Жана Беккера во французский кинематограф с громадным успехом в прокате (картина была первой по сборам среди отечественных лент, опередив, например, «Человека вне закона» с Бельмондо и «Папаш» с Ришаром и Депардье, — ее посмотрели более пяти миллионов зрителей) и хорошим приемом у критики и профессионалов.
Режиссер создает действительно нервную, взвинченную атмосферу «убийственного», мучительного для героини лета прозрения, по всей видимости, подчиняясь невероятной энергии, исходящей от Изабель Аджани. Ее Элианн легко принять за истеричку, психопатку, невыдержанную особу, «дикую штучку», которая изводит саму себя и всех, кто рядом, провоцирует ситуацию постоянного скандала, наэлектризованного существования, буквально выплескивая все свои эмоции наружу и требуя столь же откровенной реакции от окружающих. Она словно живет в состоянии повышенной температуры, непреходящего жара, болезненной лихорадки, накаляя страсти, разжигая огонь подозрений и неверия.
Точно так же можно подумать, что актриса отчаянно, рискованно играет на пределе человеческих сил, на грани нервного истощения, будто выворачивая себя наизнанку, проникая до глубинных, подсознательно-психопатологических, или опускаясь почти до физиологических рефлексов, жертвуя собой без остатка, с неким трагическим надломом, как раз «убийственным» или самоубийственным пафосом.
Только высокий талант способен убедить в том, чего на самом деле нет и в помине. Разумеется, в страстности натуры Аджани не откажешь, хотя поначалу она казалась вздорной, взбалмошной, порой капризной юной буржуазкой с задатками стервы (допустим, в принесшей актрисе известность «Пощечине»). Работы в исторических лентах «История Адели Г.» и «Сестры Бронте», а особенно в фантастическом фильме «Одержимая» доказали, что Изабель Аджани — актриса не только импульсивной, взрывной, резко темпераментной манеры, но и тонкого интеллектуального расчета, продуманного искусства глубокого перевоплощения.
Неудивительно, что роль Элианн, или Эль, словно представительствующей от всего женского рода, женщины до мозга костей, до глубины своего естества, оказалась вновь (как и в случае с «Одержимой») отмеченной главной французской кинопремией «Сезар», которая не стала последней в кинобиографии Аджани (впереди ожидал приз за не менее яростный и в то же время ранимый женский образ в фильме «Камилла Клодель», как бы завершающий условную трилогию актрисы о героинях прошлого).
Это отредактированный вариант текста Сергея Кудрявцева «Убийственная Аджани», впервые опубликованного в журнале «Искусство кино» (1992, №9).
Читайте также:
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari