Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

«Переходный возраст»: реалити насилия

«Переходный возраст», режиссер Филипп Барантини, 2025

Одним из самых обсуждаемых сериалов сезона остается четырехсерийный «Переходный возраст» Джека Торна, Филиппа Барантини и Стивена Грэма, чей релиз состоялся на Netflix в марте этого года. За короткое время сериал успел наделать много шума и стать, пожалуй, главной премьерой весны. Актуальные проблемы буллинга и токсичной маскулинности авторы проговаривают в интригующей форме — каждая серия была снята одним дублем. Об этом стилистическом решении, инцелах и человеческом взаимопонимании пишет Никита Гриньков.

Тихое утро безымянного английского городка нарушается полицейским штурмом одного из презентабельных коттеджей. Его обитателей, семью Миллер, кладут лицом в пол, не давая никаких объяснений. Жесткие действия правоохранительных органов, изначально кажущиеся ошибкой, имеют вполне резонные основания: младшего члена семейства, 13-летнего Джейми Миллера (Оуэн Купер), подозревают в убийстве одноклассницы, недавно найденной с множественными ножевыми ранениями. Отец Джейми, Эдди (Стивен Грэм), наотрез отказывается признавать в мальчишке убийцу, а поэтому вместе с женой и дочерью едет в полицейский участок, чтобы вернуть сына. В ходе расследования ему предстоит обнаружить не только причастность подростка к совершенному преступлению, но и глубокие причины этого иррационального поступка.

Со слов авторов, толчком к созданию «Переходного возраста» стали реальные случаи подросткового насилия, распространившегося в последние годы в Британии. Это, например, массовое убийство в Саутпорте, совершенное17-летним подростком в 2024 году. Или убийство 12-летней Авы Уайт 15-летним мальчиком в Ливерпуле в 2021 году. В интервью Грэм признается, что хотел снять серьезную социальную драму, так как «сегодня у молодых мужчин происходит настоящий кризис, затрагивающий всех нас».

«Переходный возраст», 2025

Ядро этого кризиса сериал обнаруживает на уровне современной медиакультуры, переполненной неприязнью и откровенной агрессией к окружающим людям. Такие персонажи, как Эндрю Тейт и ему подобные, набирают миллионы просмотров за счет своих радикальных высказываний. Транслируя мачизм, мизогинию и токсичную маскулинность, они в немалой степени формируют сегодняшнее символическое поле, в котором мужская идентичность взращивается на подавлении и власти. 

Съемка одним дублем в «Переходном возрасте» вкупе с такой сложной социальной темой приобретает концептуальное значение. В выбранной стилистической стратегии непрерывности ощущается стремление авторов к откровенности перед зрителем. Единство времени и места позволяет передать реальную длительность трагедии, неумолимо размалывающей жизни ее участников. Осознанный отказ от монтажа создает территорию прозрачного диалога. Это же подтверждается отказом от авторитетной позиции знающего, отсутствием дидактического тона в сериале. Фиксируя критическую ситуацию, камера уходит от воспитательных выводов, концентрируясь на цепочке причин и следствий. Такая «честная» репрезентация рассчитана на вовлечение зрителя, его активный вывод, а не пассивное наблюдение впечатляющего технического зрелища.

О подобном сочетании этики и эстетики кинематографического образа писал еще Базен, когда разбирал особенности стиля Уильяма Уайлера. В статье 1948 года французский теоретик отметил особую «этику мизансцены» режиссера:

«В “Лучших годах”, напротив, этическая установка на скрупулезную верность реальности получила эстетическое выражение в режиссуре»Базен, Андре. Что такое кино? [Текст] : Сборник статей : [Пер. с фр.] / [Вступ. статья И. Вайсфельда, с. 3-38]. — Москва : Искусство, 1972. — 383 с.

«Переходный возраст», 2025

Фундаментом режиссуры Уайлера, по мнению Базена, является глубинная мизансцена, суммирующая множество слоев действительности. Благодаря равномерной резкости изображения по всей глубине кадра, создается сквозной образ, объединяющий актеров, их действия и окружающую обстановку. Кадр как бы насыщается реальностью и сохраняет целостную непрерывность жизни. Принципиальная очевидность экранного образа дает зрителю возможность самостоятельного выбора объекта наблюдения:

«Обилие общих планов и глубина резкости в кадре дают зрителю уверенность в том, что от него ничего не утаили, что он имеет полную возможность наблюдать и выбирать и даже время от времени делать выводы…»

Однако, эстетика «Переходного возраста» (а может быть, и всей нашей эпохи) заключена не в симультанной мизансцене, схватывающей многообразие реальности в едином срезе, а в нескончаемом движении камеры. Реальность в сериале, скорее, напоминает отрепетированную эстафету, участники которой ловко перехватывают друг у друга первенство повествования. Именно поэтому большую часть экранного времени занимают крупные и поясные планы, свидетельствующие о гиперфиксации объектива на человеческой фигуре и его лице. Малая глубина резкости обрамляет персонажей слепой зоной, исключая их из внешних социальных связей. Всё это, в совокупности с перманентным скольжением камеры, придает сериалу специфичную камерную структуру, напоминающую по форме витиеватый тоннель.

Такая сложная схема перемещения камеры совпадает с эмоциональной синусоидой героев, стремительно взлетающей вверх в наиболее острые периоды и медленно сползающей вниз во время безмолвных пауз. Отклик персонажей на движения внешнего мира выполняет не только драматургическую функцию, но и создает ритмический рисунок повествования. Таким образом, монтажные купюры заменяются не всеохватными и устойчивыми панорамами окружающего пространства, а тревеллингом, отражающим эмоциональную лабильность персонажей.

В то же время уважительное отношение авторов к течению настоящего времени, реализующееся в сериале, лишь косвенно коррелирует с общепризнанными реалистическими форматами хроники или репортажа. «Хаотичность» здесь отшлифована в своей условности, она зажата в жесткие тиски кадра. Но именно такая выборочная фокусировка и хрупкость континуального нарратива позволяют авторам создать гнетущую атмосферу, давление которой усиливается с каждым эпизодом. Синтезируя длительность протекающих событий и выверенность постановки, сериал приходит не к объективно существующей реальности, но к реальности переживания конкретных индивидуумов.

«Переходный возраст», 2025

Да и сами локации сериала, по своему существу, созданы для подавления хаоса и подчинены строгим правилам: полицейский участок, школа, исправительная колония. Эти замкнутые среды иерархичны, они построены на властных отношениях, где каждому человеку вменяется определенное расположение и статус:

«Дисциплина — искусство ранга и техника преобразования размещений. Она индивидуализирует тела посредством локализации, которая означает не закрепление их на определенном месте, а их распределение и циркулирование в сети отношений»Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы : пер. с франц. / Мишель Фуко. — Москва : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства «Гараж», 2023. — 416 с.

Но материальные тюремные камеры и школьные кабинеты укоренены в городском ландшафте, а значит, ограничены в своем влиянии. Другое дело абстрактные рамки языковых практик. В каждой серии мы сталкиваемся с носителями характерного арго, указывающим на принадлежность к той или иной группе. Это полицейские и детективы, использующие понятия, порой непонятные даже взрослым людям: «законный представитель», «находится под арестом» и «мотивация». Это, конечно же, подростки, чей сленг оказывается еще более труднодоступным. Веб-пространство стало катализатором развития различных субкультур и core-сообществ, имеющих специфическую знаковую систему. Для старшего поколения становится открытием, что незначительные эмодзи и смайлики несут в себе определенные смыслы. И даже безобидные слова могут стать причиной разрыва диалога, если направлены «неверному» адресату:

Что-то из этого «Инстаграма» (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ – прим. ред.) вредит тебе, сынок?
Ты не зовешь меня «сынок», только других.
Ладно, прости.
«Переходный возраст», 2025

Эта дискоммуникация приобретает термоядерный эффект в столкновении противоположностей: взрослой женщины-психолога и травмированного мизогинными взглядами мальчика. Стремясь подобраться не к истине, а к субъективному взгляду Джейми на содеянное преступление, она дает ему свободу высказывания: «Всё окей, тебе необязательно использовать мой язык». Но свободу в выражении воли Джейми видит лишь в образах насилия, запугивания и подавления другого человека. Любая попытка помочь подростку воспринимается им как манипуляция с целью подчинения. В нем парадоксальным образом уживаются звериная агрессия, подозрительность и необходимость признания со стороны окружающих. Эта неоднородность, возникшая в силу отсутствия чуткого авторитета, приводит к краху как отдельной личности, так и целой семьи.

На фоне этой истории вдвойне трагично выглядит положение родителей. Разворачивающаяся катастрофа заставляет их усомниться в собственных позициях. Чувствуя прямую ответственность за случившееся, они пытаются найти момент просчета: как мы допустили такое? И снова постановщики выбирают самую подходящую интонацию, избегая крайностей в виде избиений, изнасилований и прочих скелетов в шкафу. Родители вспоминают, как их сын приходил из школы, запирался в своей спальне и проводил ночи за компьютером, что сегодня является естественным. Если он дома, значит, он в безопасности – это правило работало до того, как появился интернет. Сегодня ребенок (и в принципе большинство людей) существует в двух параллельных состояниях: сидя за обеденным столом в кругу семьи и в своем смартфоне. Поэтому никогда доподлинно неизвестно, чем занята голова подростка в данный момент времени.

Но в то же время жесткая муштра тела ребенка как ответная реакция на эмансипационную мощь интернета безыдейна. Она не сможет уберечь его сознание от нежелательной информации. Заковывание в школьную или футбольную форму лишь откладывают столкновение с ужасом реального мира, его грубостью и цинизмом. Поэтому сегодня «Переходный возраст» звучит особенно пронзительно, ведь смыслообразующим понятием сериала, его условным хештегом, становится не «инцел», «насилие» или «контроль», а «понимание». Это не архаичный протест против интернета, а герменевтика человеческих отношений, усложняющихся под давлением цифровой среды. Она указывает не на запрет видеть насилие и ненависть, что попросту невозможно, а на необходимость обстоятельного диалога, объясняющего увиденное.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari