Каннский и Венецианский фестивали, мокьюментари и постправда: номера 1/2 «Искусства кино»

Я и моя тень: «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова

«Девятаев», 2021

Фильмом открытия ММКФ стал военный байопик Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев». На этой неделе воздушный аттракцион по мотивам судьбы советского летчика выйдет в широкий прокат. О неудобных фрагментах биографии Девятаева и традиции бромэнса, связывающей Девятаева с Тайлером Дёрденом, рассказывает Дмитрий Карпюк.

Сначала небольшой исторический экскурс — 13 июля 1944 года самолет летчика-истребителя Михаила Девятаева был подбит в воздушном бою над Львовом. В последний момент он катапультировался и попал в плен. Сначала был Лодзинский лагерь для военнопленных, откуда Девятаев пытался совершить побег, затем лагерь смерти Заксенхаузен, где жизнь летчика спас парикмахер, подаривший ему чужую личность. Под именем Степана Никитенко Девятаев был отправлен в лагерь на остров Узедом, откуда и совершил отчаянно смелый побег на немецком истребителе. Предоставленные им координаты установок «Фау-2» позволили советскому командованию нанести огневой удар по Узедому и уничтожить полигон, где немцы проводили испытания ракетного оружия.

Фильм Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова (оператор «Дозоров», «Елок» и «Гоголя» дебютировал в качестве постановщика) с белозубым и холеным Павлом Прилучным в главной роли вроде бы не отступает от этих фактов и следует исторической правде, но, конечно, не обходится без вымысла. Архетипический сюжет о побеге из шталага («Лагерь для военнопленных № 17» Билли Уайлдера, «Большой побег» Джона Стёрджеса) соединяется с еще одной, не раз встречающейся в кино и литературе ситуацией — конфликтом героя с двойником. В Лодзинском лагере появляется пропавший друг Девятаева, летчик Николай Ларин (Павел Чинарев), который считается павшим смертью храбрых, а на самом деле перешел на сторону немцев и агитирует к этому попавших в плен советских летчиков. Персонаж Чинарева — очевидное альтер эго Девятаева, его Вильям Вильсон и Тайлер Дёрден, внутренний голос, склоняющий его к измене Родине. Показателен и сон Девятаева, где он вступает в спор с Чинаревым, — это довольно любопытная сюрреалистическая сцена, выламывающаяся из сюжетной канвы фильма. Тимофей Трибунцев в роли парикмахера, спасшего Девятаева, с самого начала намекнул на сказочность грядущих событий, хотя Бекмамбетову все же ближе жанр кинокомикса.

«Девятаев», 2021

Но постепенно становится очевидным, что отношениям между «хорошим» и «плохим» летчиком режиссеры невольно придали неожиданное измерение. Военную драму с цитатами из «Судьбы человека» постепенно вытесняет шизофренический бромэнс — Чинарев с подозрительно михалковскими интонациями тянет: «Миша-а-ня» — и отправляется за своим другом в погоню, а Прилучный пытается его уговорить вернуться вместе домой, «к отцу», несмотря на очевидную подлость и жестокость Ларина. Патриотизм сталкивается с предательством, обаятельным злом в немецкой форме, и непонятно, чего здесь больше — соперничества или смутного томления. Такое потаенное кипение страсти напоминает совсем о другом фильме — «Лучшем стрелке» Тони Скотта, про квир-эстетику которого все разъяснил Квентин Тарантино в своем знаменитом монологе в американской независимой драме «Спи со мной». Напряжение между молодыми и красивыми Томом Крузом и Вэлом Килмером слегка разбавляется появлением «бороды», героини Келли Макгиллис, которая возбуждает героя Круза, переодевшись в мужскую одежду. В картине Бекмамбетова и Трофимова женщина только одна — жена Девятаева (телеведущая и журналистка Дарья Златопольская), и ее мы видим в течение пары минут лишь в самом начале и финале фильма. Впрочем, это не кажется таким уж странным, учитывая требования данного жанра и описываемые события.

Однако неожиданная для патриотического экшена смутная гей-линия и хорошие актеры второго плана (уже упомянутый Трибунцев, Алексей Филимонов) не дают противоядия от клишированности сцен и диалогов и откровенной нелепости счастливого финала. После войны настоящий Девятаев вновь попал в лагерь Заксенхаузен, который поменял название и владельца и стал спецлагерем №7 НКВД. Но такую неудобную правду создатели фильма упомянут лишь робким намеком. Зато с воздушными боями все хорошо, хоть они и напоминают подчас анимацию в авиасимуляторе. Тем, для кого важны «первым делом — самолеты», это может быть любопытно.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari