Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Живым не понять умирающих: «Больше чем никогда» Эмили Атеф

«Больше чем никогда», 2022

9 февраля в российский прокат вышла французская драма «Больше чем никогда» — последний фильм с участием Гаспара Ульеля, погибшего в начале 2022 года. Мировая премьера картины состоялась на 75-м Каннском кинофестивале в секции «Особый взгляд» спустя четыре месяца после трагической смерти актера. По горькой иронии, эта лента посвящена человеческой беспомощности перед лицом смерти. Подробнее о фильме рассказывает Юлия Салихова.

Молодая женщина Элен (Вики Крипс) медленно умирает от редкого заболевания легких. Ее встревоженный муж Матье (Гаспар Ульель) изо всех сил старается поддержать любимую и стремится проводить с ней как можно больше времени, но вместо этого лишь душит ее своей опекой. Когда врачи находят единственный вариант лечения, обещающий надежду, Матье с оптимизмом обращает свой взор в будущее. Однако Элен настроена все также пессимистично и далеко не уверена в том, что готова на рискованную операцию с 50-процентной вероятностью успеха. В поисках ответов женщина решает в одиночку отправиться в Норвегию, чтобы встретиться там с онкобольным мужчиной, чей ироничный блог с фотографиями в интернете стал для нее утешением в тяжелый период.

Поначалу глоток свежего воздуха в «идеально скучной» скандинавской глуши сложно назвать спасительной пилюлей. Прогулки вдоль фьорда и подъемы на гору прозаично вызывают приступы удушья у героини, а непривычная тишина и ослепительный дневной свет мешают крепкому сну. Тем не менее именно там женщина наконец-то находит покой.

Когда Элен сталкивается со страшным диагнозом лицом к лицу, она вынуждена переосмыслить свою жизнь и принять сложное решение. На протяжении всего фильма ей приходится преодолевать трудности болезни и искать оставшиеся точки соприкосновения с близкими, при этом пытаясь не потерять себя и разобраться в своих собственных желаниях. Через изображение болезни и смерти авторы картины размышляют о том, что значит жить по-настоящему и может ли умирающий по-прежнему получать удовольствие от повседневных занятий.

«Больше чем никогда», 2022

«Больше чем никогда» исследует темы жизни и смерти, эгоизма и самоопределения, одиночества и взаимоотношений. Однако в глобальном смысле главным лейтмотивом истории становится мысль о примирении. Точно так же, как умирающая Элен должна принять свою судьбу, Матье должен смириться с желаниями возлюбленной вопреки собственным мечтам и планам. Наблюдать за печальным мужчиной, который готов проститься с любимой на мучительных для него условиях, — невыносимо грустное зрелище, эмоционально перекрывающее даже эпизоды физических мучений тяжелобольной героини. Отношения между супругами показаны с особым трепетом и нежностью, но при этом картина не идет по проторенному пути слезливой мелодрамы. «Больше чем никогда» нельзя назвать очередным солено-сладким кино о несчастной женщине, которую спасают мужчины. Да, это история в том числе и о силе любви, но она так же и о том, как преодолевать сложные жизненные обстоятельства и принимать непростые решения в одиночку.

Главное достоинство «Больше чем никогда» — пронзительная игра актерского дуэта. Вики Крипс в роли медленно умирающей женщины демонстрирует не столь знакомые по ее предыдущим работам грани таланта и показывает удивительную способность растворяться в противоречивом образе. Гаспар Ульель также тонко чувствует своего персонажа и отдается роли заботливого мужа целиком. Его выразительная и несколько сдержанная манера игры идет на пользу эмоциональности картины. Актерской паре удалось создать правдоподобные портреты любящих друг друга супругов и установить между своими героями прочную экранную связь. Во многом именно благодаря этой убедительной химии фильм Эмили Атеф получился таким проницательным. К слабым сторонам фильма можно отнести в целом не самый выдающийся сценарий и его местами технически стерильную реализацию — отдельные сцены этой фестивальной ленты оказываются слишком затянутыми, а моментами и вовсе кажутся пресными. Тем не менее в контексте трагической гибели Гаспара Ульеля драме о примирении со смертью хочется простить ее недостатки. Пусть это и несовершенное кино, но оно, определенно, заслуживает внимания.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari