С 27 октября по 7 ноября в Москве состоится XVI Большой Фестиваль Мультфильмов — крупнейший международный смотр анимации в России. В его рамках будут показаны не только российские, но и международные премьеры, пройдут тематические лекции, традиционная «Ночь анимации» и многое другое. Фестивальных площадок в этот раз больше 30, а онлайн-версия будет доступна на специальной платформе multfest.online. Яна Телова рассказывает, на что из фестивальной программы обратить внимание в первую очередь.
Впервые показы Большого фестиваля мультфильмов состоялись в далеком 2007 году, и с тех пор его открытие, как правило, совпадает с Международным днем анимации — 27 октября. В честь этого знаменательного события в кинотеатре «Москино Космос» будет представлена российская премьера одного из полнометражных анимационных фильмов — «Танец льва» Сунь Хайпэн о мальчике из кантонский деревни, которому предстоит преодолеть неуверенность в себе, насмешки и классовую дискриминацию, чтобы осуществить мечту и принять участие в чемпионате по «Танцу льва» в Гуанчжоу.
Всего за 12 дней фестиваля в кинотеатрах Москвы зрители смогут увидеть больше 300 фильмов: объемную конкурсную программу, специальные тематические подборки («Международная панорама», «Панорама новейшей российской анимации», «Панорама иранской анимации», «Детская внеконкурсная программа» и «Документальная анимация»), а также ретроспективу фильмов режиссера Леонида Шмелькова и его учеников. Между показами зрителей ждет большая образовательная программа: в пространстве «Фабрики мультфильмов» можно будет поработать над собственным короткометражным фильмом под руководством опытных мастеров, а на лекции Юрия Борисовича Норштейна узнать, что такое страх в анимации.
Конкурсная программа разделена на несколько категорий. Первой стал Российский конкурс, в который вошли шесть блоков короткометражных мультфильмов, в том числе и экспериментальных. Здесь собраны совершенно разные кинематографические работы, отличающиеся по стилю, сюжету и методу создания. Например, в одной из программ можно будет увидеть меланхолично-печальный Blue Nonversation Ирэны Ильиной, рассказывающий о девушке, застрявшей во временной петле. Снова и снова она просыпается в одиночестве, чтобы отправиться на работу, встретить на улице незнакомцев, пообщаться с коллегами, а затем в очередной раз с трудом добраться до кровати и лечь спать.
Похожим настроением обладает картина Дианы Огневой «Поговори со мной», в которой семья оказывается в самом буквальном смысле одержима тревожными красными обезьянками, которые ни на секунду не оставляют в покое несчастных взрослых, продолжая повторять, что впереди еще много дел, оставленных на потом. Словно в назидание предыдущей анимации, документальный фильм Юлии Задарко «Мама и животные», с помощью нежного и спокойного женского голоса сообщает, что не стоит брать на себя больше посильного. Главная героиня — мама авторки — с детства не может пройти мимо живого существа, нуждающегося в помощи. Теперь в их доме живут попугай без перьев (но в шубе!), дружелюбный пес, ласковый кот, рыбки и, разумеется, люди. Сочетая простые линии, минимальное количество цвета и живой голос матери, Юлии Задарко всего за пару минут делает зрителя частью своей семьи.
Другой фильм программы, напротив, рассказывает о медленном исчезновении одного из членов семейства. В «Исчезающем папе» Андрей Рубецкий вспоминает о походах в зоопарк, новогодней ночи и прогулках в парке, которые объединяет одно — отсутствие отца. На глазах у мальчика мама в буквальном смысле рассыпается на пиксели, узнав об измене, но затем прикладывает усилия, чтобы собрать себя заново ради сына. Счастливого воссоединения не происходит, что делает работу Рубецкого, выполненную в технике перекладки и рисованной анимации, трагичной и взрослой, напоминая о том, что дети все видят и помнят.
Международный конкурс фестиваля поделен на короткометражные, студенческие, детские фильмы и анимационные сериалы, однако между программами легко уловить общее настроение современной анимации, а также отыскать прямые параллели. Например, в «Злоключениях» Клэр Сунь, Хлои Менже, Лиз Лежье, Лорин Бай и Габриэля Жерара, вместо красных обезьянок из фильма «Поговори со мной» – огромные кровавые микробы, преследующие главную героиню всюду, куда бы она ни отправилась. Из-за страха быть съеденной монстрами она перестала выходить из дома и совершает уборку несколько раз в день, снова и снова поправляя неровно стоящую вазу или покосившуюся картину. Но однажды ей все же приходится выйти наружу — об этом испытании и рассказывает мультфильм.
Также в программе есть две короткометражные анимации китайского производства, обращающие внимание на взаимоотношения внутри семьи и между коллегами. Первая, «Сладкий сон», рассказывает о тяжелых условиях труда людей, вынужденных работать по схеме «996» (работа с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю). В ней авторы говорят от имени тех, кто мирится с изнуряющими условиями, и призывают больше любить жизнь и самих себя. А вторая — «Краб-сода» Чучу Го и Линбо Фэй — о девочке из бедной семьи, которой пришлось пройти долгий путь к принятию своего отца, заложившего все их имущество ради открытия неудачного бизнеса по продаже крабов. Мечтая лишь о покупке содовой, она и представить не могла, что глубоко внутри переживает те же чувства, что и мужчина, рискующий благополучием ради достижения своей цели.
В международном конкурсе анимационных сериалов тоже есть свои открытия. Рисующая для зрителя малопривлекательный мир прогрессивного будущего, Антология русского хоррора «Красный состав» представляет на фестивале первый эпизод под названием «Лесной царь». Здесь любые вопросы решаются с помощью валюты нового времени — кредитов, а души людей давно захватил страх оказаться на задворках общества. Леша и его отец отказываются продаваться искусственному интеллекту ради удобной жизни, но, когда наступают темные времена, мальчик в отчаянии отправляется в VR-игру, которой руководит таинственный Лесной Царь. Леша верит, что только выиграв, он поможет отцу оплатить счета. Но у Лесного Царя другие планы… Анимация создателей Алеши Климова, Юрия Степанова и режиссера Любомира Арсова сделана за пределами России (Канада, Молдова), однако все события в сериале происходят в неназванном отечественном мегаполисе будущего. Графика, цветовая гамма и различные цифровые детали прогрессивного мира едва ли могут напугать зрителя, однако выбранный нарратив и едва уловимые мелочи (например, необходимость посещать те или иные территории по «датчику здоровья») — вызывают мурашки по телу от осознания критической близости к этому, пока еще, фантастическому миру будущего.
Каждый год на суд отборщиков Большого фестиваля мультфильмов приходят сотни анимационных работ, и, по словам создателей, часто среди зарубежных стран, приславших наибольшее количество заявок, оказывается Иран. Нынешний год не стал исключением, и, именно поэтому, было принято решение создать отдельную программу по иранской анимации, в которую вошли 11 короткометражных фильмов, по-своему рассказывающих о родной стране, культуре и близких людях.
Для тех, кто ограничен во времени и не готов посвятить почти две недели просмотру авторской анимации, Большой фестиваль мультфильмов подготовил традиционное событие — Ночь анимации. Зрителя ждет шестичасовой нон-стоп лучшей короткометражной анимации, вошедшей в разные программы мероприятия.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari