Между Дудём и Лозницей: YouTube-документалистика, все неигровые хиты — 2019, магический Педру Кошта и Луис Бунюэль — новый взгляд и впервые на русском

Фильмы без слов, Джонни Депп и «Дау»: подробный гид по Берлинскому фестивалю — 2020

Джонни Депп в фильме «Минамата»

Подробно рассказываем обо всех фильмах из основного конкурса Берлинского кинофестиваля, а также о спецпоказах и внеконкурсных картинах.

В этом году Берлинале пройдет в юбилейный 70-й раз, с 20 февраля по 1 марта 2020 года.

Основной конкурс:

«Чужак» (El prófugo), режиссер Наталия Мета

Затейливый аргентинский жанр, психосексуальный триллер: актриса дубляжа страдает от ночных кошмаров, и персонажи из ее снов попытаются захватить управление над ее же телом, причем этот процесс, кажется, фиксируют микрофоны в студии, где несчастная работает. Это всего лишь второй фильм Наталии Меты после «Смерти в Буэнос-Айресе» и первый в конкурсе Берлинале.

«Я хотел спрятаться» (Volevo nascondermi), режиссер Джорджо Диритти

Байопик об Антонио Лигабуэ, итальянском наивном художнике, родившемся в Швейцарии, который рано остался сиротой, страдал от психических заболеваний, скитался, нищенствовал, но все равно писал свои удивительные картины. Сегодня его называют «швейцарским Ван Гогом». В главной роли Элио Джермано, действительно обладающий благодаря обильному гриму портретным сходством с Лигабуэ.

«Первая корова» (First Cow), режиссер Келли Рейхардт

Фильм «Первая корова» основан на романе «Половина жизни» Джонатана Рэймонда. Прокатом картины займется студия A24. «Первая корова» уже побывала на фестивале в Теллурайде, который считается предвестником оскаровского сезона. Для режиссерки Рейхардт («Несколько женщин») это дебют в конкурсе Берлинале.

По сюжету романа, в 1980-х годах некие девушки обнаруживают два скелета во время съемок любительского фильма. Эта находка переплетает их жизни с поваром Куки и беглецом Генри из 1820-х, чей бизнес зависит от коровы богатого землевладельца.

«Соль слез» (Le sel des larmes), режиссер Филипп Гаррель

Черно-белая мелодрама от ветерана французского кино, режиссера десятков фильмов, 71-летнего Филиппа Гарреля — картина о жестокости любви. Юноша, мечтающий стать краснодеревщиком, встречает на жизненном пути трех девушек, каждая меняет его по-своему.

«Ундина» (Undine), режиссер Кристиан Петцольд

Согласно скандинавской мифологии, ундины — существа, аналогичные славянским русалкам, которые очаровывают и завлекают путников в морские глубины. Молодой историк Ундина работает гидом в Берлине. После того как парень бросил ее ради другой женщины, Ундина узнает, что проклята. Ей нужно убить предателя, чтобы вернуться в воды для обретения вечной жизни.

Главную роль в «Ундине» играет Паула Бер («Работа без авторства», «Франц»), с которой Кристиан Петцольд, один из главных режиссеров так называемой берлинской школы, уже работал в фильме «Транзит», который также участвовал в основном конкурсе Берлина в 2018 году.

«Все мертвецы» (Todos os mortos), режиссеры Каэтану Готардо и Марко Дутра

Семья землевладельцев из Сан-Паулу в кризисе после отмены рабства в конце ХIХ века и смерти домработницы. Глазами женщин показано общество, где оказываются никому не нужными свободные темнокожие и бывшие рабовладельцы, которые также свыкаются с новым устройством мира.

«Все мертвецы» — первая режиссерская работа Марко Дутра и Каэтано Готардо. В 2017 году на фестивале в Локарно были показаны «Хорошие манеры» Дутра, где Готардо сыграл одну из ролей. Сейчас дуэт работает над бразильским хоррор-сериалом «Ночь» (Noturnos) об актерах, которые оказываются запертыми внутри театра из-за шторма.

«Удалить историю» (Effacer l'historique), режиссеры Бенуа Делепин и Густав Керверн

Мари, Бертран и Кристина живут по соседству и разочаровались в соцсетях: дочь Бертрана стала жертвой кибербуллинга, Кристина борется в интернете с недовольными клиентами, а Мари шантажируют украденными эротическими видео. Несмотря на очевидную безнадежность затеи, вместе они решаются противостоять главному их врагу — интернету.

«Удалить историю» — девятый совместный фильм французских режиссеров и сценаристов Бенуа Делепина и Густава Керверна. В 2010 году Делепин и Керверн уже участвовали в конкурсе Берлина с картиной «Последний мамонт Франции», конечно, с Жераром Депардье.

«Сестренка» (Schwesterlein), режиссеры Стефани Шуа и Вероника Реймонд

Из-за замужества и двоих детей у бывшего театрального драматурга Рэйчел нет времени или места, чтобы писать. Жизнь Рэйчел переворачивается с ног на голову, когда ее брат-близнец Свен заболевает лейкемией. Женщина решает отправить брата на родину. Эксцентричный и буйный Свен нарушает устои в семье сестры, возвращая Рэйчел к давним стремлениям и вновь пробуждая в ней автора.

«Сестренка» — пятая совместная игровая работа Стефани Шуа и Вероники Реймонд. Их дебютная короткометражка «Закулисье Берлина» (Berlin Backstage) также была показана на Берлинском кинофестивале в 2004 году. В главных ролях — популярные немецкие актеры Нина Хосс и Ларс Айдингер (известен в России по фильму «Матильда»).

«Сибирь» (Siberia), режиссер Абель Феррара

Через 25 лет после первого участия в конкурсе Берлина с картиной «Зависимость» Абель Феррара возвращается вновь. В 2015 году режиссер объявил краудфандинговую кампанию по сбору $500 тысяч на съемки «Сибири», однако тогда было собрано менее $20 тысяч. В итоге фильм все же профинансировали. В основу картины легла «Красная книга» психиатра Карла Юнга. Роль в «Сибири» стала для Уиллема Дефо седьмой совместной работой с режиссером.

[«Сибирь»] — это, скорее, фильм-путешествие, в котором герои двигаются через ледяную пустыню, где-то останавливаются, что-то еще с ними происходит… Они также двигаются из прошлого к будущему по собственной жизни. Фильм начинается и заканчивается в снегах, и он связан с конкретным местом, но его название — это, скорее, метафора личного одиночества, ухода от общества.
Абель Феррара

«Женщина, которая убежала» (Domangchin yeoja), режиссер Хон Сан Су

Пока муж в отъезде по делам, Гам Хи (Ким Мин Хи, постоянная артистка в фильмах Хон Сан Су и его партнер) разговаривает с тремя женщинами — двумя близкими подругами и одной случайной знакомой, которую она встречает в инди-кинотеатре.

Мастер мамблкора, минималист Хон Сан Су после небольшого перерыва возвращается с очередным максимально естественным фильмом в привычном стиле: длинные дубли, зум, диалоги, в которых больше подразумевается, чем произносится вслух. Встречаемые героиней неприятные мужчины создают в картине профеминистический пунктир. Авторы каталога Берлинале предлагают перестать сравнивать Хон Сан Су с Вуди Алленом и взять для сопоставления ориентир посерьезнее — Антона Чехова.

«Плохие сказки» (Favolacce), режиссеры Дамиано и Фабио Роберто Д’Инноченцо

Южный пригород Рима, там рядом живут несколько семей с деспотичными отцами, равнодушными матерями и детьми-подростками. Напряженная обстановка внутри семей может привести к драматическим последствиям. 

«Плохие сказки» — вторая режиссерская работа братьев Дамиано и Фабио Роберто Д’Инноченцо. Их дебютная картина «Один шанс на всю жизнь» была показана в 2018 году в программе «Панорама» на Берлинском фестивале. Братья Д’Инноченцо также выступили в качестве соавторов сценария «Догмэна» Маттео Гарроне, который участвовал в каннском конкурсе в 2018-м.

«Никогда, редко, иногда, всегда» (Never Rarely Sometimes Always), режиссер Элиза Хиттман

Единственный в берлинском конкурсе фильм из программы Sundance, где режиссерка Хиттман получила спецприз жюри. Для Элизы это всего третий полный метр, до того она сняла «Пляжных крыс» — тоже о жизни мятущихся тинейджеров. По сюжету роуд-муви две двоюродные сестры подросткового возраста совершают поездку из Пенсильвании в Нью-Йорк, связанную с нежелательной беременностью.

«Берлин, Александерплац» (Berlin Alexanderplatz), режиссер Бурхан Курбани

Трехчасовая суровая сага о темной стороне Берлина. Фрэнсис — беженец из Африки, бесправный человек без средств к существованию. Попав под влияние друга-наркомана, он и сам принимается торговать веществами, параллельно он встречает владелицу клуба и эскортницу.

Видимо, самая ожидаемая для жителей немецкой столицы (билеты разобрали в момент) конкурсная премьера — новая, уже третья по счету, экранизация одноименного романа 1929 года, написанного в Веймарской республике Альфредом Дёблином. Предыдущий «Берлин, Александерплац» — это 14-серийный сериал великого Райнера Вернера Фассбиндера, который считается одной из важнейших работ плодовитого лидера «нового немецкого кино». В третьей же по счету адаптации действие перенесено в современность силами 39-летнего режиссера Бурхана Курбани, по национальности хазарейца, в детстве переехавшего с родителями из Афганистана в Германию, кстати, во время войны с Советским Союзом.

«Неизбранные дороги» (The Roads Not Taken), режиссер Салли Поттер

…Развилка двух дорог.
Я выбирал с великой неохотой,
Но выбрать сразу две никак не мог…
Роберт Фрост, «Неизбранная дорога» (Перевод В. Топорова)

Один день из жизни Лео и его дочери Молли, которые отправились в путешествие и оказались в Нью-Йорке. Лео не перестает думать о поворотах его судьбы и вариантах того, как могла сложиться жизнь, в то время как Молли борется за собственное будущее.

«Неизбранные дороги» — третий фильм режиссерки Салли Поттер, который поборется за главную награду Берлинского кинофестиваля, еще она известна как автор «Орландо» с Тильдой Суинтон. Поттер также написала сценарий, музыку и смонтировала «Неизбранные дороги». В качестве оператора выступил Робби Райан, который работал над «Брачной историей» Ноа Баумбаха, «Извините, мы вас не застали» Кена Лоуча и «Фавориткой» Йоргоса Лантимоса. В ролях Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Сальма Хайек и Лора Линни. В российском прокате с 23 апреля 2020.

«Дау. Наташа» (DAU. Natasha), режиссеры Илья Хржановский и Екатерина Эртель

Две буфетчицы. Едва поступившая на работу юная, алчущая жизни Оля и уже матерая, видавшая виды Наташа. Разговоры за столом о том, что такое любовь и счастье, переходящие в женскую дедовщину. Наташа спаивает, унижает милашку-закадычницу. Их долгий диалог — «объятия на поле боя», две пьяные подруги терзают друг друга, давят на больное. История про гадость и сладость унижения продолжится в подвале. Чекист Ажиппо в камере с парашей рекрутирует Наташу в доблестные органы. Наташа вроде бы не против — правила выживания давно уяснены, даже пытается флиртовать с брутальным гэбэшником. Но нет. Нужна не подпись — церемония унижения. Здесь и происходит та самая сцена с бутылкой, поднявшая в Сети волну негодования. Избитая, морально раздавленная буфетчица насилует себя бутылкой... продолжая смотреть на Ажиппо влюбленными глазами. БДСМ — во всей красе, сексуальная садомазохистская связь власти и ее стокгольмских подчиненных. Перед уходом они поцелуются.
Лариса Малюкова и Евгений Гусятинский, из журнала «Искусство кино» (№3/4, 2019)

Самая, видимо, скандальная конкурсная премьера Берлинале, единственная — от российского режиссера, вернее, их дуэта — демиург «Дау» Илья Хржановский взял себе в соавторы для создания этого фильма, одного из многих в его циклопической киновселенной, Екатерину Эртель, ранее работавшую художницей по гриму (номинантка на Emmy за сериал «Борджиа»). «Наташа» — одна из тех четырех картин «Дау», которым в России не выдали прокатное удостоверение, в результате чего команда Хржановского подала в суд на Министерство культуры.

«Дни» (Rizi), режиссер Цай Минлян

Бессловесная загадочная гей-драма тайваньского постановщика, дважды лауреата «Серебряного медведя» (за режиссуру картины «Капризное облако» и за фильм «Река») Цай Минляна, и этим все сказано. Герой Ли Каншэня, который постоянно снимается у режиссера, испытывает сильные боли непонятного происхождения. Он встретит тайца в номере отеля, и мужчины разделят одиночество друг друга.

«Облученные» (Irradiés), режиссер Рити Панх

Во время общения с хибакуся, жертвами ядерной катастрофы в Хиросиме и Нагасаки, Рити Панх фиксирует свидетельства попытки уничтожения людей и вообще всего живого в Японии. Фильм изучает различные формы зла, излучение которого рано или поздно настигнет будущие поколения.

«Облученные» — первая картина документалиста Рити Панха, которая участвует в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Раньше он снимал о зверствах красных кхмеров в Камбодже. В 2013 году его «Исчезнувшее изображение» получило премию «Особого взгляда» в Каннах, а в 2014-м — номинацию на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке от Камбоджи.

«Зла не существует» (Sheytan vojud nadarad), режиссер Мохаммад Расулоф

Четыре новеллы о мужчинах, лишь частично связанные сюжетно. Примерный семьянин Хешмат просыпается как-то подозрительно рано и куда-то уходит. Безобидному Пуе приказывают убить человека. Джавад еще не знает, что предложение, которое он собирается сделать своей девушке в ее день рождения, — не единственный сюрприз, что ждет его на празднике. Бахрам — врач, который больше не может заниматься медициной.  

Независимый иранский режиссер Мохаммад Расулоф с помощью такой нетривиальной структуры своего фильма показывает, что тоталитарность режима может отражаться на человеческих жизнях и судьбах очень по-разному, но итог всегда печальный. Предыдущий фильм Расулофа «Неподкупный» выиграл в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2017 года.

Показы вне основного конкурса:

«Вперед» (Onward), режиссер Дэн Скэнлон

«Вперед» рассказывает о мире, где волшебным существам приходится жить без магии и заниматься рутинными делами. Однако возможность воссоединиться с отцом толкает братьев-эльфов Барли и Иэна на поиски волшебства.

Для режиссера и сценариста Дэна Скэнлона «Вперед» станет второй полнометражной работой в стенах известной анимационной студии Pixar, дебютировал Скэнлон в 2013 году с мультфильмом «Университет монстров». Главных героев в оригинальной версии озвучили Том Холланд («Человек Паук: Вдали от дома») и Крис Пратт («Стражи галактики»).

«Дау. Дегенерация» (DAU. Degeneratsiya), режиссеры Илья Хржановский и Илья Пермяков

Группа молодых физиков на практике. Одного из них подвергают стрижке за длинные волосы, другие из солидарности с ним бреются наголо. Молодое поколение не приживается здесь. Дау разбит параличом; сотрудники пьют и валяют дурака. Дни Института сочтены. Должность директора занимает чекист Ажиппо. Слушает лекции о вероятных путях развития страны. «Беседует» с членами группировки Марцинкевича, приставленными кураторами из КГБ для наблюдения за учеными. Вскоре люди Марцинкевича переходят к прямой конфронтации с «сотрудниками», следуя их совету: «Надо создать напряжение. Вы можете говорить «здрасьте!», а смотреть так, будто хотите бросить в топку». Исполняя фатальный приказ Ажиппо, Марцинкевич и его подельники истребляют всех сотрудников и крушат Институт.
Вадим Рутковский, из журнала «Искусство кино» (№3/4, 2019)

Беспрецедентный случай — параллельно с участием фильма «Дау. Наташа» в основном конкурсе на Берлинале покажут фильм из той же, с позволения сказать, франшизы. Но и «Дау» сам по себе — проект, аналогов не имеющий. Вне конкурса покажут ту его часть, которая выбивается даже на фоне остальных — шестичасовый эпик о крушении Института, ключевой локации всего проекта и неодушевленного героя. Центральная роль в этой картине — у неонациста Максима «Тесака» Марцинкевича, ныне он отбывает срок в российской тюрьме.

«Мой год Сэлинджера» (My Salinger Year), режиссер Филипп Фалардо

События происходят в конце 1990-х, когда надвигающаяся цифровизация ставит под угрозу существование бумажных носителей. Выпускница колледжа, мечтающая стать писателем, устраивается работать ассистенткой литературного агента затворника Сэлинджера. В ее обязанности входит просмотр писем, адресованных писателю. Однажды она начинает отвечать на них от лица Сэлинджера, тем самым познавая различные грани себя. 

Внеконкурсный фильм открытия. В основу истории легли одноименные мемуары журналистки Джоанны Ракофф. В 2011 году картина Фалардо «Господин Лазар» была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Роли исполнили Сигурни Уивер и Маргарет Куэлли («Однажды в… Голливуде»).

«Уроки фарси» (Persian Lessons), режиссер Вадим Перельман

1942 год, оккупированная Франция. Бельгийского еврея Жиля арестовывают и отправляют в концентрационный лагерь. Там Жиль избегает казни, заявляя, что он не еврей, а перс. Это вызывает интерес у коменданта, он берет уроки фарси у заключенного, потому что мечтает после войны открыть ресторан в Иране.

«Уроки фарси» — четвертая полнометражная режиссерская работа Вадима Перельмана, американского режиссера из Украины. В 2003 году дебютный фильм Перельмана «Дом из песка и тумана» получил три номинации на «Оскар». Одним из продюсеров «Уроков фарси» выступает Илья Стюарт, продюсер фильмов Кирилла Серебренникова, в том числе его ближайшей премьеры, одноименной экранизации романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». 

«Номера» (Numbers), режиссер Олег Сенцов в соавторстве с Ахтемом Сейтаблаевым

Для бывшего политзаключенного Сенцова эта картина всего вторая в фильмографии после «Гамера». «Номера» Олег режиссировал при помощи писем, которые отправлял из российской тюрьмы. Это антиутопия, немногочисленные пронумерованные люди спокойно живут под надзором всевидящего ока, пока в пределах этих печальных чертогов не появляется герой-революционер.

«Шарлатан» (Charlatan), режиссер Агнешка Холланд

Фильм расскажет историю целителя Яна Миколашека, который посвятил всю жизнь лечению бедных и богатых людей, в том числе президента Чехословакии Антонина Запотоцкого. Однако после смерти главы государства Миколашек был заключен в тюрьму коммунистическим режимом, и помощь понадобилась ему самому.

В 2019-м польская режиссерка Агнешка Холланд участвовала в основном конкурсе Берлина с фильмом «Гарет Джонс». «Шарлатан» — четвертая работа Холланд, которая участвует в конкурсе фестиваля. Три ее картины были номинированы на «Оскар» — «Горькая жатва» и «В темноте» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», «Европа, Европа» — за адаптированный сценарий.

«Пиноккио» (Pinocchio), режиссер Маттео Гарроне

«Пиноккио» — экранизация сказки Карло Коллоди итальянского режиссера Маттео Гарроне («Догмэн», «Гоморра»). Картина будет показана на фестивале как специальная Гала-премьера. После семилетнего перерыва в актерской игре на больших экранах, лауреат «Оскара» Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна») исполнит в фильме роль Папы Карло. В российском прокате — с 12 марта 2020 года.  

Кстати, в конце января режиссер Роберт Земекис («Форрест Гамп») анонсировал начало работы над новой игровой адаптацией «Пиноккио» для студии Disney в конце 2020 года. Земекис также сам адаптирует сценарий.

«Всплеск» (Surge), режиссер Энейл Кария

Мужчина живет жизнью, лишенной смысла и красок. После импульсивного акта восстания начинаются 24 часа безрассудного путешествия по Лондону, чтобы наконец что-то ощутить.

Пристальное внимание стоит обращать на те фильмы из программы Sundance, которые потом отбирает себе Берлинале, обычно это важнейшие картины из американского инди. «Всплеск» — полнометражный режиссерский дебют Энейл Кария, роль в котором исполнил Бен Уишоу. Драматический триллер участвовал в конкурсе кинофестиваля Sundance в 2020 году.

«Минамата» (Minamata), режиссер Эндрю Левитас

Фильм рассказывает о военном фотографе Уильяме Юджине Смите (Джонни Депп), который в 1970-х отправился в Японию для документирования отравления ртутью бухты города Минамата. Местная полиция и правительство пытались скрыть катастрофу, которая вызвала у жителей болезнь и могла привести к летальному исходу.

«Минамата», вторая режиссерская работа Левитаса, основана на книге Эйлин Миоко, жены Смита, и разговорах съемочной группы с заболевшими. Самое примечательное в этом фильме — Депп, карьера которого последние годы переживает далеко не простые времена из-за развода с актрисой Эмбер Хёрд и обвинениях в регулярных избиениях супруги, правда, теперь выяснилось, что это она его била.

«Добро пожаловать в Чечню» (Welcome to Chechnya), режиссер Дэвид Фрэнс 

Документальный фильм рассказывает о группе активистов, которые рискуют своей жизнью, чтобы противостоять преследованию представителей ЛГБТ-сообщества в республике Чечня. Картина участвовала в конкурсе Sundance, где отмечена призом за монтаж. В 2013 году режиссерский дебют Фрэнса «Как пережить чуму» получил номинацию на «Оскар» как лучший полнометражный документальный фильм.

«Котлован» (The Foundation Pit), режиссер Андрей Грязев

Фильм показывает огромную пропасть между властью и народом в России. Весь материал с обращениями граждан России к своему президенту взят из свободного доступа, из YouTube. Замысел состоял в том, чтобы создать фильм как бы без участия режиссера, полностью убрав автора из рождения самого материала. Собранные вместе видеоролики составляют единое полотно и создают образ котлована, из которого не видно выхода. 
Андрей Грязев

Фильмы Андрея Грязева участвовали в различных отечественных и зарубежных кинофестивалях в Лондоне, Польше и Австралии. Полнометражный дебют Грязева «Саня и Воробей» получил Гран-при фестиваля «Артдокфест» в 2009 году. «Завтра» стал первым российским документальным фильмом, показанном (в 2012 году) на Берлинском фестивале. «Котлован» покажут в рамках программы «Панорама». 

«Город уснул», режиссер Мария Игнатенко

Еще одна российская премьера — снотворческий игровой полнометражный дебют преподавательницы МШНК Марии Игнатенко, сталкивающий сон и смерть. Когда мужчина остается вдовцом, мир погружается в дрему, и ему требуется найти еще одного человека, кто не в лимбе. Музыку написала инди-поп группа QQJAV, ее же солист Вадик Королев играет главную роль.

«Прописные истины» (Tipografic majuscul), режиссер Раду Жуде

Победитель Карловарского фестиваля, автор метамодернистского шедевра о природе национальной памяти под названием «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», младший из гениев новой румынской волны, Раду Жуде вернулся во времена Чаушеску: его новая картина адаптирует для киноэкрана документальную пьесу, которая, в свою очередь, основана на рассекреченном архивном деле румынского подростка Мугура Калинеску, он в годы тирании писал на стенах протестные граффити и был пойман секретной полицией. Кроме прочего, Жуде использует и документальные съемки тех времен.

«Прописные истины» вошли в список самых ожидаемых фильмов 2020 года по версии «Искусства кино».

«Выход из поезда» (Ieşirea trenurilor din gară), режиссеры Раду Жуде и Адриан Чофланка

Плодовитый Жуде привез сразу два фильма на Берлинале, его вторая работа сугубо документальная, почти трехчасовая, состоящая целиком и полностью из биографий евреев, погибших в 1941 году в румынском городе Яссы, которые зачитываются за кадром. Сильный жест.

«Гунда» (Gunda), режиссер Виктор Косаковский

После фильма, целиком и полностью посвященного воде («Акварель»), Косаковский плавно перешел от неживой природе к живой. Его бессловесная картина (это, кстати, небольшой тренд, еще одна картина без слов — «Дни» Цай Минляна в основном конкурсе), отчетливо веганская, досконально исследует будни свиньи по имени Гунда, а также пары коров и одноногой курицы. Утверждается, что после просмотра «Гунды» невозможно дальше питаться мясом. Исполнительный продюсер — ни много ни мало Хоакин Феникс, известнейший голливудский веган, который недавно на вручении ему «Оскара» за лучшую мужскую роль в «Джокере» разразился удачной проэкологической речью.

«Мальмкрог» (Malmkrog), режиссер Кристи Пую

Николай, крупный помещик, человек мира, приглашает в поместье друзей. Гости, среди которых политик и генерал русской армии, дегустируют вкусную еду, играют в настольные игры и интенсивно дискутируют о смерти, антихристе, прогрессе и морали. По ходу разговора каждый раскрывает видение мира, истории, религии, темы для обсуждения становятся все более серьезными, а различия точек зрения — все более очевидными.

Последний фильм мастера новой румынской волны Кристи Пую «Сьераневада» был отобран в главный конкурс Каннского кинофестиваля и получил множество международных наград. Теперь нас ждет «Мальмкрог», снова более чем трехчасовая картина, вдохновленная книгой философа XIX века, достоевиста Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе». Кстати, этот примечательный текст Пую уже экранизировал: фильм-эксперимент «Три упражнения» показали в 2013 году на фестивале в Роттердаме. Фильм покажут в новой программе Encounters («Встречи»), свежесозданной новым директором Берлинале Карло Шатрианом.

«Мальмкрог» вошел в список самых ожидаемых фильмов 2020 года по версии «Искусства кино». 

«Ширли» (Shirley), режиссер Жозефин Декер

Известная писательница ужасов находит вдохновение для своей следующей книги, когда в дом по соседству переезжает молодая пара. «Ширли» Жозефин Декер (недавно сняла крайне примечательный фильм «Мадлен Мадлен») участвовал в конкурсе фестиваля независимого кино Sundance в 2020 году, где был отмечен специальным призом жюри за вклад в развитие авторского кино. В ролях Элизабет Мосс и Майкл Стулбарг.

Сериал «Водоворот» (The Eddy), режиссеры Дэмьен Шазелл, Уда Беньяма, Лайла Марракчи, Алан Пол

Музыкальная драма рассказывает об американском пианисте Эллиоте Удо, он переехал в Париж и столкнулся с разными жизненными проблемами: клуб, которым он владеет, погряз в долгах, а отношения с девушкой нельзя назвать простыми. Жизнь Эллиота меняется, когда в клуб приходит его 15-летняя дочь Джули.

Над мини-сериалом «Водоворот», который состоит из восьми эпизодов, работал Netflix. В Берлине будут показаны две серии, режиссером одной из них выступил оскароносец Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд»), это для него первая многосерийная работа в фильмографии.

«Танго вдовца и его кривого зеркала» (The Tango of the Widower and Its Distorting Mirror), режиссер Рауль Руиз

Мужчина по фамилии Ириарте подавлен после смерти жены. Она словно продолжает разгуливать по его дому, полному искривленных зеркальных отражений, а позже туда является и сама смерть во плоти.

Гордость программы «Форум» и фильм ее открытия — дебютная картина чилийского классика 1967 года Рауля Руиса, который умер в 2011-м и при жизни так работу и не закончил, поскольку в 1973-м после переворота Пиночета эмигрировал во Францию. Реплики восстановили по движениям губ артистов. В общем, это фильм полувековой давности — и одновременно мировая его премьера.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari