C 17 по 21 августа в Перми пройдет II Международный кинофестиваль «Форма жизни», посвященный вопросам сохранения окружающей среды и всех представителей флоры и фауны, представленных на планете. Максим Ершов выбрал наиболее интересные фильмы из программы научно-популярного документального кино.
Мы часто говорим о физических испытаниях, которые выпадают на долю полярников и космонавтов. Но многодневное путешествие к месту вдали от дома, где рядом нет родных и друзей, — психологический вызов. Своими впечатлениями делятся молодой ученый, отправившийся на антарктическую станцию «Восток», и врач-испытатель, участвующая в проекте SIRIUS. В рамках международных исследований команда, состоящая из представителей США и России, в течение четырех месяцев находилась в наземном комплексе, имитирующем проживание космонавтов на орбитальной станции «Мир».
Режиссера Анастасию Зверькову в первую очередь интересует психологическое состояние людей, оказавшихся в непривычной среде. Находясь длительное время в замкнутом пространстве, коллективу не избежать конфликтов и внутреннего напряжения. «Свобода в квадрате» дает возможность зрителям почувствовать себя героем-первооткрывателем и покорителем новых территорий.
Главная героиня картины израильского режиссера Моше Альперта — камышовая кошка. В начале фильма это крохотный котенок, который с течением времени растет, обзаводится парой и продолжает род. На примере жизненного цикла одной редкой особи документалист говорит и о других обитателях озера Кинерет (также оно известно, как Тивериадское, Галилейское и Геннисаретское). Самое низкое пресноводное озеро на Земле расположено на северо-востоке Израиля.
Конечно, впечатляют неописуемые восходы и закаты солнца на фоне водной глади, но интересна и история камышовой кошки, которая раза в два больше любимых домашних питомцев. Альперт буквально поет оду озеру — источнику жизни как для рыбы, так и для кошек, змей, птиц и мангустов. Всех не перечислить. Детство, отрочество, юность и зрелость хищника удивительным образом связывают его с человеком, для которого семейные ценности столь же важны. Трудно не проникнуться любовью к грациозному, защищающему потомство и сталкивающемусяся с бытовыми проблемами (например, родные камыши приходится тщательно охранять от посягательств незваных гостей) зверю.
Фильм Евгения Григорьева, автора морозного триллера «Подельники» и документальной картины о молодых уральских музыкантах «Про рок», состоит из нескольких историй про людей, которые физическим трудом зарабатывают себе на жизнь и вдохновляют этим окружающих. Фермеры, рыбаки, сталевары, врачи и повара из разных уголков России лицом к лицу сталкиваются с узнаваемыми трудностями, но отказываются опускать руки.
Помогавший Григорьеву в создании фильма Владимир Головнев, автор чудесного «Дальнего плана», сам загремел в реанимацию и неожиданно стал героем одной из частей альманаха, воспевающего труд. В отделении интенсивной терапии работает хирург, который по совместительству также является священником Русской православной церкви. Другой герой документальной картины — давно переехавший в Россию американец Джастас Уолкер. Сейчас он вместе с женой занимается развитием фермы на Алтае. Григорьев восхищается людьми дела, которым некогда жаловаться на ежедневные заботы и неприятности. Вместо причитаний они берутся за новый авантюрный проект и идут к цели. Ведь кто, если не они? Помощи ждать неоткуда.
Еще во времена Советского Союза площадь Аральского моря была больше территории Бельгии и Голландии вместе взятых. В течение нескольких десятилетий человек вылавливал из его недр рыбу, нещадно засыпал соседние территории пестицидами ради хорошего урожая, после чего восточная часть водоема полностью высохла. Теперь ученые нескольких стран ищут варианты вернуть воду в море и избежать будущих экологических катастроф.
«Возвращение моря» — хроника трагедии, которая осталась без должного внимания общественности. Казахский режиссер Виктор Вильковиский тщательно опрашивает компетентных в вопросе экспертов, дабы попытаться в очередной раз напомнить о неподобающем поведении людей в отношении природы.
Вадим Гаврилов — кандидат биологических наук, ученый и фотограф живой природы. Его страсть — птицы. Любовь к пернатым ему передалась по наследству: и мама, и папа были орнитологами. Вадим трудится на станции кольцевания птиц Звенигородской биологической станции МГУ им. Ломоносова. Сам он называет себя птицеловом. Вооружившись фотоаппаратом, главный герой снимает с разных ракурсов пернатых друзей, внимательно следя за их физическим состоянием. Гаврилов трудится на стыке науки и искусства.
Режиссер Дмитрий Завигельский проникается увлечением птицелова и не отступает от Вадима ни на шаг. Движет фотографом и ученым любовь к воробьям, сорокам, дятлам и голубям. А ведь наблюдать за человеком, которому работа доставляет радость, сегодня удается не каждый день. «Птицелов» — чуть ли не утопический портрет человека, находящегося в полной гармонии с окружающей природой. Подобные люди есть среди нас.
Возможно, вы не знали, но в Чукотском автономном округе можно услышать радиостанцию «Пурга». На ее волнах звучит народная музыка, а ведущие общаются с оленеводами о сезонных неприятностях и освещают новости северного края. Эфиры получаются оптимистичные и даже слишком благостные, потому что жить на Чукотке совсем не просто. Многие в отсутствие работы находят успокоение на дне бутылки, а молодое поколение спешит уехать в мегаполис, чтобы избежать участи старших.
«Оторванные» — показательная история одной семьи, которую легко можно спроецировать на общее положение чукчей в России сегодня. Отец пьет, сын учится в школе, мать тоже пьет, но меньше, а потому еще занимается домашним хозяйством. Цивилизация где-то далеко, и только там спасение. Трудно представить, как быстро можно найти решение для многочисленных вызовов, с которыми сталкиваются северные районы. Едва ли в ближайшее время регионы ждет резкое развитие.
Каспийское море — крупнейший на Земле замкнутый водоем. Он омывает берега пяти прибрежных государств: Казахстана, России, Туркмении, Азербайджана и Ирана. Документалист Денис Шабаев рассказывает историю нескольких героинь, которые живут на разных берегах огромного водоема. Несмотря на языковые и культурные различия, получается сложный портрет современной женщины в исламском мире. Надо сказать, что ее положение все-таки меняется.
Несколько лет назад Виталий Манский снял документальную картину «Труба», которая говорила о людях, живущих вдоль газопровода от Уренгоя до Кёльна. На одном конце трубы — сибиряк из глубинки, на другом — среднестатистический бюргер. Денис Шабаев (автор неигровой «Чужой работы» и игровой «Миры», участвовавших в конкурсах «Кинотавра» разных лет) выбирает для фильма схожую конструкцию, только связующей нитью между персонажами становится Каспийское море. Политические протесты, активизм и домашние заботы — у героинь хватает времени на все.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari