Каннский и Венецианский фестивали, мокьюментари и постправда: номера 1/2 «Искусства кино»

«Киберпанк. Воспоминание о будущем». Москва

«Акира» ©1988 MASH ・ ROOM/AKIRA COMMITTEE All Rights Reserved.

С 11 по 19 декабря журнал «Искусство кино» проведет программу «Киберпанк. Воспоминание о будущем». Показы пройдут в киноцентре «Октябрь».

Зрители Москвы смогут увидеть на большом экране легендарное аниме «Призрак в доспехах», лучший японский анимационный фильм в истории «Акира», фильм «Мегазона», аниме-сериал «Эксперименты Лэйн», OVA-проекты «Кризис каждый день» и «Кибергород Эдо 808». Перед каждым показом будет представление ленты.

В 1985 году Америка только начинала разбираться в том, что же для нее значит киберпанк и как ей с ним теперь жить. «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта объяснил, как будущее будет выглядеть. Уильям Гибсон в романе «Нейромант» рассказал, что от будущего не следует ждать ничего хорошего. И теперь с другой стороны океана словно эхом донесся ответ японской массовой культуры, которая тоже приступила к осмыслению своих антиутопических страхов.

На примере сериала «Мегазона» (1985–1986) мы видим, как классическая научная фантастика с ее фейерверками космических сражений, гигантскими роботами и кораблями стремительно перерождается в радикальный современный жанр.

Грандиозная эпопея «Акира» (1988) словно перебросила мост через океан, экспортировав японские страхи в Америку. Через полтора года после премьеры на родине фильм вышел в международный прокат, собрал десятки миллионов долларов и открыл для ошарашенных зрителей неизведанный мир японской анимации. Его успех проложил дорогу на Запад множеству других проектов, сплотил разрозненных энтузиастов и заложил основу будущего фанатского движения.

Многочисленные OVA-проекты конца 80-х — начала 90-х запечатлели на магнитных лентах видеокассет дух времени и превратили киберпанк в идеальный коммерческий продукт. 

Наконец, на исходе XX столетия знаменитые режиссеры и сценаристы доказали, что истинный киберпанк не привязан к месту и времени, к конкретной исторической эпохе или социально-экономической ситуации. Каждое новое поколение изобретает его заново. Неизменными остаются только эмоции и страх перед неконтролируемым прогрессом, непостижимыми технологиями и новыми способами коммуникации.

Программа проходит совместно с Отделом японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ, при поддержке КАРО.Арт.

«Мегазона 23» Часть 1 © AIC

«Мегазона 23. Часть 1» (режиссер Нобору Исигуро, 1985)

Обаятельный байкер Сёго Яхаги живет почти идеальной жизнью. Днем он подрабатывает в местном отделении «Макдоналдса», а вечером садится на любимый мотоцикл и разъезжает по улицам роскошного города. Как прекрасна Япония 80-х! Как богата и беспечна! Сёго развлекается с друзьями, ухаживает за девушками, гуляет по супермаркетам, ходит в кино и слушает сити-поп. Он даже не подозревает, какую цену его общество платит за процветание. Но вскоре ему придется пережить смерть друга, столкнуться с тайной полицией и невероятными технологиями будущего. Чтобы повзрослеть, он должен пройти инициацию киберпанком.

Первая часть «Мегазоны 23» задумывалась как 12-серийный телесериал. В разгар производства творческой команде пришлось переосмыслить проект и собрать из готового материала полнометражный фильм. Минуя кинотеатры, он вышел сразу на видео, став одним из пионеров стремительно набирающего популярность формата OVA. Отныне самое дерзкое и прогрессивное, самое странное и необычное аниме в течение десятка лет будет распространяться на кассетах.

Билеты

Киноцентр «Октябрь». 13 декабря. Купить билет

«Мегазона 23» Часть 2. © AIC

«Мегазона 23. Часть 2» (режиссер Итиро Итано, 1986)

Вторая часть эпопеи о «Мегазоне 23» — это прямое продолжение событий первого фильма. Полгода прошло после тех трагических событий. Сёго Яхаги повзрослел и возмужал. Теперь он отважно противостоит безумному тоталитарному военному режиму и возглавляет банду бесстрашных байкеров.

Вторая «Мегазона» формирует своеобразную эстетику и специфические умонастроения именно японского киберпанка. Анархическая панк-рок-молодежь, упивающаяся свободой, будто бы живет в своей личной передвижной антиутопии. Наконец, они «обретают классовое сознание», направляют свою энергию в творческое русло и отваживаются на бунт против авторитаризма и социальной несправедливости.

Билеты

Киноцентр «Октябрь». 14 декабря. Купить билет

«Акира» ©1988 MASH ・ ROOM/AKIRA COMMITTEE All Rights Reserved.

«Акира» (режиссер Кацухиро Отомо, 1988)

В 1988 году старый Токио был полностью уничтожен вспышкой ослепительного света. В далеком будущем 2019 года из праха восстал Нео-Токио. Бурлящий человеческий муравейник, страдающий от коррупции, гражданских волнений и беспрестанных криминальных разборок. Сироты Канэда и Тэцуо знают изнанку неонового города как свои пять пальцев. Одно из рутинных дорожных побоищ кончается для Тэцуо внезапным происшествием, которое пробуждает дремавшие в нем телепатические способности…

«Акира» — лучший японский анимационный фильм в истории. По крайней мере, так вам скажет большинство критиков. Этот фильм органично смотрится на вершине любого почетного списка, очень удачно разбивая боевую ничью между работами Хаяо Миядзаки и Сатоси Кона. Главная ценность «Акиры» — его сногсшибательная анимация. Свободные, раскованные, плавные движения персонажей, тонкие детали, игра света и тени, сложные динамические ракурсы. Фантастический драйв.

Семь огромных развлекательных корпораций вложили в производство фильма больше миллиарда иен. Сценарист и режиссер Кацухиро Отомо адаптировал для экрана собственную мангу, работая на своих условиях и по своим правилам. Поднимаемые им темы отражали проблемы японского общества 80-х, связанные со стагнацией в политике, страхом перед новыми технологиями и разрушением традиционных социальных норм. Но сегодня «Акира» выглядит так же актуально и свежо, как и 30 лет назад. А страсть и мастерство создателей позволили фильму перешагнуть все культурные и языковые барьеры.

Билеты

Киноцентр «Октябрь». 11 декабря. Купить билет

«Кризис каждый день» © TOSHIBA-EMI Limited

«Кризис каждый день» (режиссер Кацухито Акияма, 1987–1991)

В 2025 году старый Токио был полностью уничтожен землетрясением. На его месте корпорация «Геном» отстроила новый, фантастический Мегатокио. Полиция не справляется с волной преступности. Поэтому на помощь им приходят «Рыцарские клинки» — четыре отважных девушки-наемницы. Одна из них владеет магазином нижнего белья, вторая работает инструктором по аэробике, третья исполняет убойный рок в ночных клубах со своей группой «Репликанты», а четвертая настолько неприспособлена к жизни, что работает в полиции.

«Кризис каждый день» — перевод неточный, но вполне адекватно передающий суть этого знаменитого OVA-сериала. Ведь каждый день надо кого-то от чего-то спасать. Каждый день за углом поджидают новые приключения. Теперь антиутопия нас больше не пугает. Протагонисты из аутсайдеров превращаются в героев. Будущее темно и полно ужасов, но, вопреки здравому смыслу, оно становится яркой и соблазнительной мечтой.

Билеты

Киноцентр «Октябрь». 19 декабря. Купить билет

«Кибергород Эдо 808» © MADHOUSE

«Кибергород Эдо 808» (режиссер Ёсиаки Кавадзири, 1990–1991)

В холодном кибернетическом будущем с преступностью дела обстоят так плохо, что за злодеями охотятся другие злодеи. Полиция города Оэдо возрождает феодальную практику хомэн и создает своеобразный «отряд самоубийц». Троим заключенным орбитальной тюрьмы надевают на шеи дистанционно управляемые ошейники, начиненные взрывчаткой, и посылают распутывать безнадежно запутанные дела и сражаться со смертельно опасными рецидивистами. 

Режиссер и сценарист Ёсиаки Кавадзири — легенда видеопрокатов, кошмар для родителей и лучший друг любого мальчишки. Каким-то чудом в его руках простейшие идеи и схематичные сюжеты обретают плоть, кровь и бьющиеся сердца. Один из ведущих режиссеров знаменитой студии Madhouse, он приложил в огромные усилия, чтобы укрепить за аниме репутацию бездумного, аморального развлечения, которое не стоит смотреть никому. Поэтому его блестящие боевики будут смотреть еще очень и очень долго. 

Билеты

Киноцентр «Октябрь». 15 декабря. Купить билет

«Призрак в доспехах» ©1995 Shirow Masamune/KODANSHA・BANDAI VISUAL・MANGA ENTERTAINMENT. All Rights Reserved.

«Призрак в доспехах» (режиссер Мамору Осии, 1995)

Год 2029. Мир опутан информационными сетями. Люди интегрированы со своими машинами. Кибертехнологии позволяют улучшить и заменить любую часть тела. А «Девятый отдел», спецотряд японской полиции, защищает общество от новых опасностей. Один из лидеров отдела, майор Мoтоко Кусанаги еще в детстве перенесла полную кибернетизацию организма, и теперь «призрак» ее сознания заперт в безупречных механических «доспехах». Расследуя очередное дело о взломе разума, майор и ее команда понимают, что на сей раз столкнулись с чем-то большим, чем просто хакерская атака…

Благодаря грамотному и своевременному международному релизу «Призрак в доспехах» стал знаковым произведением для всего жанра киберпанка и породил огромную новую волну интереса к японской анимации. Он также открыл для мира имя режиссера Мамору Осии. Фильм никогда не теряет из виду своей главной темы — эволюции разума под влиянием высоких технологий, но при этом не отступает от жесткой жанровой структуры.

Билеты

Киноцентр «Октябрь». 12 декабря. Купить билет

«Эксперименты Лэйн» @NBCUniversal Entertainment Japan LLC

«Эксперименты Лэйн» (режиссер Рютаро Накамура, 1998)

К концу XX века стало казаться, что киберпанк слишком комфортно устроился в своих этических и эстетических рамках и начал превращаться в памятник самому себе. Однако новое поколение рассказчиков готово было развеять это заблуждение. Такие люди, как создатели «Лэйн» Тиаки Конака и Рютаро Накамура, доказали, что киберпанк — это не набор сюжетных, тематических, визуальных штампов и клише. Это состояние души.

В 1998 году людей восхищал, вдохновлял и ужасал интернет — новая искусственная реальность. Он стремительно оплетал мир своими сетями, активно размывая границы между правдой и вымыслом, намерением и действием, реальностью физической и виртуальной.

И вот из этого возбужденного, радостного страха родилась новая икона киберпанка — одинокая, задумчивая, замкнутая девочка Лэйн Ивакура. Однажды она заходит в свою мрачную, пустую, темную комнату, усаживается перед заманчиво сверкающим монитором компьютера и отправляется в путешествие по «пространству, где не нужно тело», чтобы разгадать все его невероятные и, на первый взгляд, непостижимые тайны.

Билеты

Киноцентр «Октябрь». 18 декабря. Купить билет


18+

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari