Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Лучшие российские фильмы 2021 года: опрос «Искусства кино»

«Обходные пути», Катя Селенкина, 2021

В рамках подведения итогов года мы попросили критиков, кураторов и киноведов выбрать самые лучшие, любимые, памятные российские фильмы года.

Мы не ставили ограничений: в списке могли быть упомянуты работы, как выходившие в широкий прокат, так и показанные на кинофестивалях, короткий и полный метр, сериалы. Кроме того, мы оставили право за респондентами ограничиться меньшим числом фильмов.

Общая десятка составлена по количеству упоминаний того или иного фильма в индивидуальных списках.


Итоговый список:

1. «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)

2. «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)

3. «Нуучча» (Владимир Мункуев)

4. «Дунай» (Любовь Мульменко)

5–6. «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)

5-6. «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)

7-9. «Мама, я дома» (Владимир Битоков)

7–9. «Медея» (Александр Зельдович)

7–9. «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)

10-11. «Лето» (Вадим Костров)

10-11. «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)



Зара Абдуллаева

  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «Почти весна» (Настя Коркия)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко) 
  • «Рапана» (Виталий Суслин)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Расторгуев» (Евгения Останина)
  • «Голый» (Кирилл Хачатуров)


Алексей Артамонов

  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Лето» (Вадим Костров)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «27а» (Дарья Лихая)
  • «Чувства летающих» (Данила Липатов)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «ГЭС-2» (Настя Коркия)
  • «Рапана» (Виталий Суслин)


Егор Беликов

  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)
  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)
  • «Межсезонье» (Александр Хант)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Вадим на прогулке» (Александр Свирский)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Молоко птицы» (Евгений Марьян)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)


Катерина Белоглазова

  • «Прощание» (Генрих Игнатов)
  • «Наводка» (Слава Фёдоров)
  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «При прочих равных» (Анна Цирлина)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Чувства летающих» (Данила Липатов)
  • «Зачем снятся сны» (Тихон Пендюрин, Даниил Зинченко)


Денис Виленкин

  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Продление жизни» (Дмитрий Фалькович)
  • «Обещания» (Лана Влади)
  • «Нас других не будет» (Пётр Шепотинник)
  • «Приезжай к нам в гости, мама» (Анна Артемьева)
  • «День мертвых» (Виктор Рыжаков)
  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «27а» (Дарья Лихая)
  • «Прабабушка легкого поведения. Начало» (Марюс Вайсберг)


Евгений Гусятинский

  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин) 
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)
  • «Казнь» (Ладо Кватания)
  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)


Юлия Гулян

  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «Отображения тонкого вида» (Ольга Чернышева)
  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • Sky Breaking Clouds Falling (Матвей Фикс)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Кто убил Марка?» (OXXXYMIRON)
  • «Внутри Лапенко 3» (Алексей Смирнов)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)


Мария Готлиб

Отечественных документальных фильмов, которые можно не только смотреть, но также и показывать, и рекомендовать для просмотра, в год выходит от силы несколько штук обычно, но 2021-й оказался насыщенный. Даже оставив за скобками телевизионные фильмы и журналистские расследования, а также снятые для стримингов сериалы, получилась вполне приличная десятка, которой делюсь (в алфавитном порядке). Большую часть мы показывали в ЦДК, что-то собираемся показать в 2022-м.

  • «Амурская голгофа» (Юлия Серьгина)

Молодое и по-хорошему дерзкое кино, динамичное, страшное и, самое главное, злободневное. История взлета и падения таксиста из Владивостока, отчаянно ворвавшегося в оппозицию и пытающегося изменить жизнь к лучшему. Авторы оставляют зрителям возможность самим сделать выводы, насколько это нужно и правильно. 

  • «Дальний план» (Владимир Головнев)

Сельские клубы, в которых в том числе «крутили кино», когда-то были центрами культурной жизни, потом их не стало. Зато по инициативе Фонда кино в небольших населенных пунктах с населением до 500 тысяч человек с 2015 года модернизируются кинотеатры. Фильм «Дальний план» показывает нам три таких «объекта» и, самое главное, героев. И вроде бы кино про кино, а получилось очень трогательное и душевное о людях в нашей большой стране. 

  • «Жизнь Иванны» (Ренато Боррайо Серрано)

Гватемалец Ренато, выпускник школы Марины Разбежкиной, снял в некотором смысле свою версию «Нанук с Севера». Мать пятерых детей, сильная и красивая Иванна Геннадьевна и правда живет свою жизнь — сперва мы видим ее в тундре, потом в городе. Но в целом, если отбросить «экзотику», жизнь ее мало чем отличается от той, что ведут миллионы российских женщин: ранний брак «по залету», заботы о детях и пропитании, агрессивный муж. Замкнутый круг, по которому движутся поколения, не знающие ничего другого. 

  • «Катя и Вася идут в школу» (Юлия Вишневецкая)

Школа — очень закрытый мир, в который сложно попасть «со стороны», но двум молодым педагогам, а также режиссеру Вишневецкой, это удалось. Педагогов этот мир пережевал и выплюнул, а кино получилось до боли честное и нежное, с узнаваемыми типажами — строгого завуча, уставших родителей, хамоватых старшеклассников. 

  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)

Фильм, снятый в московской подземке и получивший приз за лучший дебют и операторскую работу на недавнем фестивале IDFA. Пассажиры метро в горе, радости, календарных и национальных праздниках и повседневной жизни. Снято с невероятной любовью, которая рвется на зрителя, обескураживая его, заставляя то смеяться, то плакать.

  • «Пространство Лобачевского» (Екатерина Еременко)

Снять нескучное кино про науку и про ученого, который жил почти 300 лет назад, обойдясь без медленных «архивных» планов и пафосного закадрового текста, оказывается, возможно. Катя Еременко, математик по первому образованию, умеет показать и рассказать по-настоящему увлекательно довольно сложные (особенно для зрителей-гуманитариев) темы. Это кино не исключение, там и дух времени (того и нашего), и связь поколений, и актуальные по сей день открытия.

  • «Расторгуев» (Евгения Останина)

Кто-то должен был это сделать — снять фильм про выдающегося российского документалиста Александра Расторгуева, который повлиял, научил, вдохновил огромное количество молодых авторов. И это сделала его вдова Евгения Останина, деликатно и трогательно, но все равно — на разрыв. Можно по-разному относиться и к фильму, и к его заглавному герою, но эти два часа — помимо всего прочего — настоящий экскурс в историю современного российского кинематографа.

  • «Робот, я люблю тебя?» (Юлия Киселева)

Еще один научно-популярный фильм в списке. Попытка автора зафиксировать научно-технический прогресс в моменте. Люди-«роботы», роботы-помощники, роботы-сожители, анализ текущей ситуации и прогнозы на будущее. Человечно и интересно.

  • «Синяя роза» (Ольга Корсун)

Не слишком частый, но вполне удачный в данном случае образец жанра документального кино-эссе — о цветах и их философии. Как говорится, во-первых, это красиво. А также вдумчиво и личный опыт и размышления автора, пытающегося понять мир через истории, которые могут рассказать цветы, если к ним прислушаться.

  • «Станиславский. Жажда жизни» (Юлия Бобкова)

Знаменитая «система Станиславского» — какая она сегодня? Насколько актуальна? Спойлер — очень актуальна. Юле Бобковой удалось собрать в фильме звезд современного мирового театра и театроведения и показать масштаб личности, выходящей далеко за рамки всем известного «Не верю!».


Антон Долин

  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Герда» (Наталья Кудряшова)
  • «Дело» (Алексей Герман-мл.)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Общага» (Роман Васьянов)


Сергей Дёшин

  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Казнь» (Ладо Кватания)
  • «Черный снег» (Степан Бурнашев)
  • «Ничья» (Лена Ланских) 
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Лето» (Вадим Костров)
  • «Почти весна» (Настя Коркия)
  • «Прощание» (Генрих Игнатов)
  • «Межсезонье» (Александр Хант)

Специальное упоминание

  • «Лебединое озеро» (Антон Бильжо)


Максим Ершов

  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Герда» (Наталья Кудряшова)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Общага» (Роман Васьянов)
  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)
  • «Совесть» (Алексей Козлов)
  • «Подельники» (Евгений Григорьев)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)


Ксения Ильина

  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Герда» (Наталья Кудряшова)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Ничья» (Лена Ланских)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «Вампиры средней полосы» (Антон Маслов)


Анисья Казакова

  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Зима» (Вадим Костров) 
  • «Зачем снятся сны» (Тихон Пендюрин, Даниил Зинченко)
  • «Чувства летающих» (Данила Липатов)
  • «Межсезонье» (Александр Хант)
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)
  • выставка «Ты и я и все эти вещи между нами» (Евгений Гранильщиков)


Денис Катаев

  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Герда» (Наталья Кудряшова)
  • «Папа» (Валерия Гай Германика)
  • «Общага» (Роман Васьянов)
  • «Нас других не будет» (Пётр Шепотинник)
  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)


Никита Карцев

  • «Афины» (Игорь Ерохин)

Подростковая драма о бойцовском клубе из Нижнего Новгорода, снятая на мобильные телефоны. Выглядит настолько неряшливо и достоверно (бюджет полного метра — 10 тысяч рублей), что порой производит впечатление found footage. Своего рода современная версия пьесы «На дне» (фильм красноречиво начинается и заканчивается на свалке), но без притянутых литературных аллюзий. Зато с цитатами из пацанских пабликов, наложенными на бит.

  • «Гуляй, Вася. Свидание на Бали» (Роман Каримов)

Вторая часть еще страннее, даже безумнее. Но во всем потоке российского зрительского кино, которое так фальшиво топит то патриотизм, то за семейные ценности, Каримов остается чуть ли не единственным честным эпикуром. «Гуляй, Вася» — блажь, дурость, идиотство и одновременно с этим — абсолютно свободное кино.

  • «Дальний план» (Владимир Головнев)

Документальный блокбастер, покоривший все фестивали и премии в этом году. Все дело в универсальности и красоте метафоры: режиссер ездит по стране, документируя реализацию национального проекта о модернизации кинотеатров в труднодоступных населенных пунктах. Так, чтобы даже за полярным кругом посреди заснеженной пустыни в поселении на несколько сот человек вдруг появился качественный проектор и новые кресла. В кои-то веки нам не наврали. Россия в самом деле — страна возможностей. Кино — главное из искусств.

  • «Дунай» (Любовь Мульменко)

Фильм, который не пытается заигрывать с моралью, даже наоборот — довольно смело эту мораль попирает. Главная героиня делает ноги из Москвы, чтобы оказаться в Сербии. Это те же славяне, только веселые. Внешне эти места кажутся раем и разлитой в воздухе свободой. Героиня пытается эту свободу приручить, даже присвоить за счет местного паренька. Разумеется, безуспешно.

  • «Краткая теория тотальной институции: взгляд художника» (Надежда Ишкиняева)

Художница из Петербурга смонтировала видео из материалов, снятых проживающим в ПНИ (Алексей Сахнов, тоже художник, работающий с графикой и бумажными скульптурами). Получившийся 12-минутный фильм — одно из самых концентрированных, пугающих и завораживающих свидетельств о нашей жизни.

  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)

За весь фильм режиссер, кажется, только раз выберется из метро на поверхность. Для того, чтобы снова с головой уйти под землю. Еще одна прозрачная и доходчивая метафора: за год, который Федотов провел с камерой в метро, в России, как за тысячу лет, изменилось все. И все осталось, как было. При этом в фильме нет апокалипсиса, надрыва. Тревоги — да, хоть отбавляй. Но в основном — жизнь, много жизни, свет, надежда и юный октябрь впереди.

  • «Медея» (Александр Зельдович)

Мастерски сделанный фильм, логично выпадающий из своего времени. Довольно обнажающие размышления автора о том, что остается мужчине в надвигающемся мире победивших женщин: только страх, бессилие и потери. Впрочем, поделом.

  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)

В фильме две части. Первая — блестящая и чистая. Вторая — неровная, пьяная, спотыкающаяся на каждом камне, но оттого еще более живая. Главное здесь все равно — финальный перелом. Мой любимый фильм года.

  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)

Фильм разрывается между социальным и буржуазным. Социальное (бытовой шовинизм, бытовое насилие, вообще быт) здесь отвечает за энергию. Буржуазное (критика актрисы, то есть своего круга за лицемерное сострадание — уже похвальна; однако в стране, где другой актер приравнивает вакцинацию к желтой звезде, — даже, скорее, комплиментарна) — за интерьеры и общий культурный уровень. И все же лучшее в фильме (и то, чем режиссер Добрыгин владеет ловчее всех в России) — это тонкий абсурдистский юмор.

  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)

Притча о том, как именно рождается империя. Не по любви, а в результате серии изнасилований.


Анна Краснослободцева

  • «27а» (Дарья Лихая)
  • «Лето» (Вадим Костров)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «При прочих равных» (Анна Цирлина)
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)


Никита Лаврецкий

  • «Лето» / «Зима» / «Орфей» / «Народная» / «После «Народной»/ «Комета» (Вадим Костров)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Блинная машина» (Олег Мавроматти)
  • «Кто-нибудь видел мою девчонку?» (Ангелина Никонова)
  • «Дворец для Путина. История самой большой взятки» (Алексей Навальный)


Евгений Майзель

  • «Гуляй, Вася! Свидание на Бали» (Роман Каримов) — коммунизм года
  • «Дальний план» (Владимир Головнев) — кинофикация года
  • «Зачем снятся сны» (Тихон Пендюрин, Даниил Зинченко) — сны года
  • «Ильязд» (Станислав Дорошенков) — дадаизм года
  • «Майор Гром: Чумной доктор» (Олег Трофим) — блокбастер года
  • «Лето» (Вадим Костров) — дебют года
  • «Народная» (Вадим Костров) — андеграунд года
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина) — минимализм года
  • «При прочих равных» (Анна Цирлина) — феминизм года
  • «Продление жизни» (Дмитрий Фалькович) — инвестиция года
  • «Рапана» (Виталий Суслин) — театр года
  • «Узор» (Анна Цирлина) — интерактив года

P.S. (неформатный бонус) 

  • Вся совокупность YouTube-каналов/роликов о жизни медведя Мансура — zootube года


Лариса Малюкова

  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Лето» (Вадим Костров)
  • «Продление жизни» (Дмитрий Фалькович)
  • «Рапана» (Виталий Суслин)
  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)


Борис Нелепо

  • «Комета» (Вадим Костров)
  • «Орфей» (Вадим Костров)
  • «Народная» (Вадим Костров)
  • «Лето» (Вадим Костров)
  • «Осень» (Вадим Костров)
  • «Зима» (Вадим Костров)
  • «Дара» (Вадим Костров)
  • «После «Народной» (Вадим Костров)
  • «Ада и Максим» (Вадим Костров)
  • «Пацаны» (Вадим Костров)

Несмотря на огромное количество самых замечательных русских фильмов в этом году (а это, как минимум, «Северный ветер», «Паркет», «Последняя «Милая Болгария», «Медея», «Асфальтовое солнце», «Продление жизни», «Рапана»), я бы покривил душой, если бы составил какой-либо иной список. 2021-й войдет в историю не только отечественного, но и мирового кино стремительным взлетом кометы Вадима Кострова, чьи фильмы демонстрировались по всему миру. Его даже не назвать уже молодым или «начинающим» режиссером, настолько состоятельна, разнообразна и грандиозна его фильмография. Костров вошел в кинематограф так, словно он сам и его история — дом, в котором у Вадима давно есть своя прописка. Он существует в пространстве диалога с Тарковским, Сокуровым, Беннингом, Дорски, Юханановым, Уорхолом, оставаясь при этом исключительно самобытным, самостоятельным режиссером. Все его фильмы очень разные. Браво Евгению Майзелю, показавшему музыкальную трилогию (остается только недоумевать, как она осталась за пределами интересов фестивалей, специализирующихся на музыкальных доках), которой я жил весь этот год и которая давала мне столько сил. В этой трилогии Костров снимает маленькую частную инициативу — галерею «Народная», собравшую молодых людей — как свою собственную «Фабрику», словно Энди Уорхол, находя редчайшее, удивительное ощущение осмысленности жизни при помощи своей камеры и показывая, к каким сокрушительным эффектам может приводить простой факт коллективных действий, нахождения людей вместе, где даже вечеринка превращается чуть ли не в ритуальное, религиозное действо. Костров создал свою вселенную, в которую мы возвращаемся в его сообщающихся друг с другом фильмов (что-то подобное было у Педру Кошты). Он как зодчий, который живет в Тагиле, в Нижнем, а над ним надстраивает волшебный купол, Небесный Тагил. Редкое счастье своими глазами увидеть становление такого большого режиссёра.


Зинаида Пронченко

  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Красный призрак» (Андрей Богатырёв)


Павел Пугачев

  • «Маша» (Анастасия Пальчикова)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Пингвины моей мамы» (Наталья Мещанинова)
  • «Конек-Горбунок» (Олег Погодин)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Кто тебя победил никто» (Любовь Аркус)
  • «Ничья» (Лена Ланских)
  • «Война Раи Синицыной» (Ефим Грабой)
  • «Зёма. Сезон 3» (Вадим Валиуллин, Семён Молоканов, Антон Просвирнин)
  • «Вампиры средней полосы» (Антон Маслов)


Андрей Плахов

  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов) 
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Герда» (Наталья Кудряшова)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Дело» (Алексей Герман-мл.)
  • «Ничья» (Лена Ланских)


Дарина Поликарпова

  • «Лето» (Вадим Костров)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Мне уже 26 лет, а я до сих пор ни разу не был в космосе» (Глеб Колондо)
  • «Мальчик» (Виталий Акимов)
  • «При прочих равных» (Анна Цирлина)


Михаил Ратгауз

  • «Кто тебя победил никто» (Любовь Аркус)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)  
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Рапана» (Виталий Суслин)  
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев) 
  • «Мальчик» (Виталий Акимов) 
  • «Катя и Вася идут в школу» (Юлия Вишневецкая) 

Специальное упоминание: 

  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Клетки» (Дмитрий Лукьянов)

Надежды 2022-го (на первые большие или новые фильмы): Кирилл Михановский, Зака Абдрахманова, Игорь Поплаухин, Настя Коркия, Юрий Пивоваров, Никита Ефимов, Руслан Братов, Андрей Клычников, Дарья Лихая


Ксения Рождественская

  • «Вадим на прогулке» (Александр Свирский)
  • «ГЭС-2» (Настя Коркия)
  • «Зачем снятся сны» (Тихон Пендюрин, Даниил Зинченко)
  • «Клетки» (Дмитрий Лукьянов)
  • «Кто тебя победил никто» (Любовь Аркус)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «При прочих равных» (Анна Цирлина)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Расторhуев» (Евгения Останина)
  • «Ыт» (Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв)


Денис Рузаев

  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Лето» (Вадим Костров)
  • «Продление жизни» (Дмитрий Фалькович)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Иван Денисович» (Глеб Панфилов)
  • «Дочь рыбака» (Юлдус Бахтиозина)


Вадим Рутковский

  • «Последний гараж» (Олег Афонин)
  • «Народная» — «После «Народной» — «Комета» (Вадим Костров)
  • «Асфальтовое солнце» (Илья Хотиненко)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Зима» (Вадим Костров)
  • «Последняя «Милая Болгария» (Алексей Федорченко)
  • «Рапана» (Виталий Суслин)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Солнце будет завтра» (Роберт Дэф)
  • «Молоко птицы» (Евгений Марьян)


Василий Степанов

  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Продление жизни» (Дмитрий Фалькович)
  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Межсезонье» (Александр Хант)


Максим Селезнев

  • «Черный снег» (Степан Бурнашев)
  • «Прощание» (Генрих Игнатов)
  • «Орфей» (Вадим Костров)
  • «Море волнуется раз. Увертюра» (Данила Липатов)
  • «27а» (Дарья Лихая)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «При прочих равных» (Анна Цирлина)


Елена Стишова

  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Дело» (Алексей Герман-мл.)
  • «Земун» (Эдуард Жолнин)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Оторви и выбрось» (Кирилл Соколов)
  • «Нас других не будет» (Пётр Шепотинник)


Алиса Таёжная

Фильмы, которые останутся со мной много лет после 2021 года: 

  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)

Также упоминаю:

  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)
  • «Папа» (Валерия Гай Германика)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Трещины» (Павел Никифоров)
  • «Маша» (Анастасия Пальчикова)
  • «Чермет» (Николай Викторов)
  • «Нас других не будет» (Пётр Шепотинник)
  • «Мальчик» (Виталий Акимов)
  • «Седация» (Анастасия Вебер, Наталья Белова)
  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «Общага» (Роман Васьянов)


Алексей Филиппов

2021-й для меня год российского кино, отложенного на потом. Масштабные гастроли отечественных фильмов по мировым фестивалям требовали обзоров из первых рук — и вот мы здесь. Это (международная судьба) хорошая новость для российского кино. Хорошая новость для меня: фильмы из этого списка собраны по принципу «не волшебник выбирает палочку, а палочка — волшебника». Таков мой год.

  • «Последняя «Милая Болгария» (Алексей Федорченко)
  • «Пугало» (Дмитрий Давыдов)
  • «Иччи» (Костас Марсан)
  • «Черный снег» (Степан Бурнашев)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «За забором» (Софья Меламуд)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Вампиры средней полосы» (Антон Маслов)


Дмитрий Фролов

  • «Беззубое сопротивление. Дерево дружбы» (Полина Канис)
  • «ГЭС-2» (Настя Коркия)
  • «Короткие замыкания» (Михаил Басов)
  • «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
  • «Метеор» (Анна Цирлина)
  • «Нуучча» (Владимир Мункуев)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Письма о конце света« (Дина Караман)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)


Вероника Хлебникова-Бруни

  • «Паркет» (Александр Миндадзе)
  • «Последняя «Милая Болгария» (Алексей Федорченко)
  • «Лето» и трилогия «Народная» (Вадим Костров)
  • «Прощание» (Генрих Игнатов)
  • «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
  • «Зачем снятся сны» (Тихон Пендюрин, Даниил Зинченко)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)
  • «Скажи пока» (Тома Селиванова)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)

Фильм прошлого года, увиденный в этом: 

  • «При прочих равных» (Анна Цирлина)


Марат Шабаев

  • «Вне себя» (Александр Дулерайн, Клим Козинский)
  • «Пингвины моей мамы» (Наталья Мещанинова)
  • «Happy End» (Евгений Шелякин)
  • «Мальчик» (Виталий Акимов)
  • «Кто тебя победил никто» (Любовь Аркус)
  • «Пугало» (Дмитрий Давыдов)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
  • «Красный призрак» (Андрей Богатырёв)
  • «Северный ветер» (Рената Литвинова)


Пётр Шепотинник

  • «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
  • «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
  • «Последняя «Милая Болгария» (Алексей Федорченко)
  • «Медея» (Александр Зельдович)
  • «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
  • «Герда» (Наталья Кудряшова)
  • «Море волнуется раз» (Николай Хомерики)
  • «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
  • «Дунай» (Любовь Мульменко)
  • «Иван Денисович» (Глеб Панфилов)
  • «Дело» (Алексей Герман-мл.)
  • «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari