В рамках подведения итогов года мы попросили критиков, кураторов и киноведов выбрать самые лучшие, любимые, памятные российские фильмы года.
Мы не ставили ограничений: в списке могли быть упомянуты работы, как выходившие в широкий прокат, так и показанные на кинофестивалях, короткий и полный метр, сериалы. Кроме того, мы оставили право за респондентами ограничиться меньшим числом фильмов.
Общая десятка составлена по количеству упоминаний того или иного фильма в индивидуальных списках.
Итоговый список:
1. «Обходные пути» (Екатерина Селенкина)
2. «Разжимая кулаки» (Кира Коваленко)
3. «Нуучча» (Владимир Мункуев)
4. «Дунай» (Любовь Мульменко)
5–6. «На близком расстоянии» (Григорий Добрыгин)
5-6. «Петровы в гриппе» (Кирилл Серебренников)
7-9. «Мама, я дома» (Владимир Битоков)
7–9. «Медея» (Александр Зельдович)
7–9. «Капитан Волконогов бежал» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов)
10-11. «Лето» (Вадим Костров)
10-11. «Куда мы едем?» (Руслан Федотов)
Зара Абдуллаева
Алексей Артамонов
Егор Беликов
Катерина Белоглазова
Денис Виленкин
Евгений Гусятинский
Юлия Гулян
Мария Готлиб
Отечественных документальных фильмов, которые можно не только смотреть, но также и показывать, и рекомендовать для просмотра, в год выходит от силы несколько штук обычно, но 2021-й оказался насыщенный. Даже оставив за скобками телевизионные фильмы и журналистские расследования, а также снятые для стримингов сериалы, получилась вполне приличная десятка, которой делюсь (в алфавитном порядке). Большую часть мы показывали в ЦДК, что-то собираемся показать в 2022-м.
Молодое и по-хорошему дерзкое кино, динамичное, страшное и, самое главное, злободневное. История взлета и падения таксиста из Владивостока, отчаянно ворвавшегося в оппозицию и пытающегося изменить жизнь к лучшему. Авторы оставляют зрителям возможность самим сделать выводы, насколько это нужно и правильно.
Сельские клубы, в которых в том числе «крутили кино», когда-то были центрами культурной жизни, потом их не стало. Зато по инициативе Фонда кино в небольших населенных пунктах с населением до 500 тысяч человек с 2015 года модернизируются кинотеатры. Фильм «Дальний план» показывает нам три таких «объекта» и, самое главное, героев. И вроде бы кино про кино, а получилось очень трогательное и душевное о людях в нашей большой стране.
Гватемалец Ренато, выпускник школы Марины Разбежкиной, снял в некотором смысле свою версию «Нанук с Севера». Мать пятерых детей, сильная и красивая Иванна Геннадьевна и правда живет свою жизнь — сперва мы видим ее в тундре, потом в городе. Но в целом, если отбросить «экзотику», жизнь ее мало чем отличается от той, что ведут миллионы российских женщин: ранний брак «по залету», заботы о детях и пропитании, агрессивный муж. Замкнутый круг, по которому движутся поколения, не знающие ничего другого.
Школа — очень закрытый мир, в который сложно попасть «со стороны», но двум молодым педагогам, а также режиссеру Вишневецкой, это удалось. Педагогов этот мир пережевал и выплюнул, а кино получилось до боли честное и нежное, с узнаваемыми типажами — строгого завуча, уставших родителей, хамоватых старшеклассников.
Фильм, снятый в московской подземке и получивший приз за лучший дебют и операторскую работу на недавнем фестивале IDFA. Пассажиры метро в горе, радости, календарных и национальных праздниках и повседневной жизни. Снято с невероятной любовью, которая рвется на зрителя, обескураживая его, заставляя то смеяться, то плакать.
Снять нескучное кино про науку и про ученого, который жил почти 300 лет назад, обойдясь без медленных «архивных» планов и пафосного закадрового текста, оказывается, возможно. Катя Еременко, математик по первому образованию, умеет показать и рассказать по-настоящему увлекательно довольно сложные (особенно для зрителей-гуманитариев) темы. Это кино не исключение, там и дух времени (того и нашего), и связь поколений, и актуальные по сей день открытия.
Кто-то должен был это сделать — снять фильм про выдающегося российского документалиста Александра Расторгуева, который повлиял, научил, вдохновил огромное количество молодых авторов. И это сделала его вдова Евгения Останина, деликатно и трогательно, но все равно — на разрыв. Можно по-разному относиться и к фильму, и к его заглавному герою, но эти два часа — помимо всего прочего — настоящий экскурс в историю современного российского кинематографа.
Еще один научно-популярный фильм в списке. Попытка автора зафиксировать научно-технический прогресс в моменте. Люди-«роботы», роботы-помощники, роботы-сожители, анализ текущей ситуации и прогнозы на будущее. Человечно и интересно.
Не слишком частый, но вполне удачный в данном случае образец жанра документального кино-эссе — о цветах и их философии. Как говорится, во-первых, это красиво. А также вдумчиво и личный опыт и размышления автора, пытающегося понять мир через истории, которые могут рассказать цветы, если к ним прислушаться.
Знаменитая «система Станиславского» — какая она сегодня? Насколько актуальна? Спойлер — очень актуальна. Юле Бобковой удалось собрать в фильме звезд современного мирового театра и театроведения и показать масштаб личности, выходящей далеко за рамки всем известного «Не верю!».
Антон Долин
Сергей Дёшин
Специальное упоминание
Максим Ершов
Ксения Ильина
Анисья Казакова
Денис Катаев
Никита Карцев
Подростковая драма о бойцовском клубе из Нижнего Новгорода, снятая на мобильные телефоны. Выглядит настолько неряшливо и достоверно (бюджет полного метра — 10 тысяч рублей), что порой производит впечатление found footage. Своего рода современная версия пьесы «На дне» (фильм красноречиво начинается и заканчивается на свалке), но без притянутых литературных аллюзий. Зато с цитатами из пацанских пабликов, наложенными на бит.
Вторая часть еще страннее, даже безумнее. Но во всем потоке российского зрительского кино, которое так фальшиво топит то патриотизм, то за семейные ценности, Каримов остается чуть ли не единственным честным эпикуром. «Гуляй, Вася» — блажь, дурость, идиотство и одновременно с этим — абсолютно свободное кино.
Документальный блокбастер, покоривший все фестивали и премии в этом году. Все дело в универсальности и красоте метафоры: режиссер ездит по стране, документируя реализацию национального проекта о модернизации кинотеатров в труднодоступных населенных пунктах. Так, чтобы даже за полярным кругом посреди заснеженной пустыни в поселении на несколько сот человек вдруг появился качественный проектор и новые кресла. В кои-то веки нам не наврали. Россия в самом деле — страна возможностей. Кино — главное из искусств.
Фильм, который не пытается заигрывать с моралью, даже наоборот — довольно смело эту мораль попирает. Главная героиня делает ноги из Москвы, чтобы оказаться в Сербии. Это те же славяне, только веселые. Внешне эти места кажутся раем и разлитой в воздухе свободой. Героиня пытается эту свободу приручить, даже присвоить за счет местного паренька. Разумеется, безуспешно.
Художница из Петербурга смонтировала видео из материалов, снятых проживающим в ПНИ (Алексей Сахнов, тоже художник, работающий с графикой и бумажными скульптурами). Получившийся 12-минутный фильм — одно из самых концентрированных, пугающих и завораживающих свидетельств о нашей жизни.
За весь фильм режиссер, кажется, только раз выберется из метро на поверхность. Для того, чтобы снова с головой уйти под землю. Еще одна прозрачная и доходчивая метафора: за год, который Федотов провел с камерой в метро, в России, как за тысячу лет, изменилось все. И все осталось, как было. При этом в фильме нет апокалипсиса, надрыва. Тревоги — да, хоть отбавляй. Но в основном — жизнь, много жизни, свет, надежда и юный октябрь впереди.
Мастерски сделанный фильм, логично выпадающий из своего времени. Довольно обнажающие размышления автора о том, что остается мужчине в надвигающемся мире победивших женщин: только страх, бессилие и потери. Впрочем, поделом.
В фильме две части. Первая — блестящая и чистая. Вторая — неровная, пьяная, спотыкающаяся на каждом камне, но оттого еще более живая. Главное здесь все равно — финальный перелом. Мой любимый фильм года.
Фильм разрывается между социальным и буржуазным. Социальное (бытовой шовинизм, бытовое насилие, вообще быт) здесь отвечает за энергию. Буржуазное (критика актрисы, то есть своего круга за лицемерное сострадание — уже похвальна; однако в стране, где другой актер приравнивает вакцинацию к желтой звезде, — даже, скорее, комплиментарна) — за интерьеры и общий культурный уровень. И все же лучшее в фильме (и то, чем режиссер Добрыгин владеет ловчее всех в России) — это тонкий абсурдистский юмор.
Притча о том, как именно рождается империя. Не по любви, а в результате серии изнасилований.
Анна Краснослободцева
Никита Лаврецкий
Евгений Майзель
P.S. (неформатный бонус)
Лариса Малюкова
Борис Нелепо
Несмотря на огромное количество самых замечательных русских фильмов в этом году (а это, как минимум, «Северный ветер», «Паркет», «Последняя «Милая Болгария», «Медея», «Асфальтовое солнце», «Продление жизни», «Рапана»), я бы покривил душой, если бы составил какой-либо иной список. 2021-й войдет в историю не только отечественного, но и мирового кино стремительным взлетом кометы Вадима Кострова, чьи фильмы демонстрировались по всему миру. Его даже не назвать уже молодым или «начинающим» режиссером, настолько состоятельна, разнообразна и грандиозна его фильмография. Костров вошел в кинематограф так, словно он сам и его история — дом, в котором у Вадима давно есть своя прописка. Он существует в пространстве диалога с Тарковским, Сокуровым, Беннингом, Дорски, Юханановым, Уорхолом, оставаясь при этом исключительно самобытным, самостоятельным режиссером. Все его фильмы очень разные. Браво Евгению Майзелю, показавшему музыкальную трилогию (остается только недоумевать, как она осталась за пределами интересов фестивалей, специализирующихся на музыкальных доках), которой я жил весь этот год и которая давала мне столько сил. В этой трилогии Костров снимает маленькую частную инициативу — галерею «Народная», собравшую молодых людей — как свою собственную «Фабрику», словно Энди Уорхол, находя редчайшее, удивительное ощущение осмысленности жизни при помощи своей камеры и показывая, к каким сокрушительным эффектам может приводить простой факт коллективных действий, нахождения людей вместе, где даже вечеринка превращается чуть ли не в ритуальное, религиозное действо. Костров создал свою вселенную, в которую мы возвращаемся в его сообщающихся друг с другом фильмов (что-то подобное было у Педру Кошты). Он как зодчий, который живет в Тагиле, в Нижнем, а над ним надстраивает волшебный купол, Небесный Тагил. Редкое счастье своими глазами увидеть становление такого большого режиссёра.
Зинаида Пронченко
Павел Пугачев
Андрей Плахов
Дарина Поликарпова
Михаил Ратгауз
Специальное упоминание:
Надежды 2022-го (на первые большие или новые фильмы): Кирилл Михановский, Зака Абдрахманова, Игорь Поплаухин, Настя Коркия, Юрий Пивоваров, Никита Ефимов, Руслан Братов, Андрей Клычников, Дарья Лихая
Ксения Рождественская
Денис Рузаев
Вадим Рутковский
Василий Степанов
Максим Селезнев
Елена Стишова
Алиса Таёжная
Фильмы, которые останутся со мной много лет после 2021 года:
Также упоминаю:
Алексей Филиппов
2021-й для меня год российского кино, отложенного на потом. Масштабные гастроли отечественных фильмов по мировым фестивалям требовали обзоров из первых рук — и вот мы здесь. Это (международная судьба) хорошая новость для российского кино. Хорошая новость для меня: фильмы из этого списка собраны по принципу «не волшебник выбирает палочку, а палочка — волшебника». Таков мой год.
Дмитрий Фролов
Вероника Хлебникова-Бруни
Фильм прошлого года, увиденный в этом:
Марат Шабаев
Пётр Шепотинник
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari