В свежем номере журнала «Искусство кино»: «Джокер» и другие фильмы Венецианского фестиваля — 2019, киновселенная Marvel и история VR

«Могущество смеха и слез»: письмо Дмитрия Шостаковича Чарли Чаплину

«Огни большого города» (1931) © Иноекино

Начинается ретроспектива Чаплина: 7 ноября в прокат выходят «Огни большого города» (1931). В этой связи мы вспоминаем историю отношений режиссера с нашим журналом. Долгие годы Чаплин, известный своими социалистическими симпатиями, пользовался беспрекословным пиететом советских критиков. Неудивительно, что когда режиссеру исполнилось 70, редакция журнала «Искусство кино» вместе с коллективом авторов послала ему поздравительную телеграмму — и получила ответ с призывом избавиться от атомной и водородной бомб (пожелание, вновь ставшее особенно актуальным). Еще один поздравительный текст написал другой живой классик — Дмитрий Шостакович. С юных лет близкий кино (по молодости приходилось даже подрабатывать тапером) великий композитор подобрал точные слова по случаю юбилея великого комика.

Искусство с большой буквы и тончайшая человечность, без которой оно невозможно, приносят радость людям от мала до велика. И Чаплин уже нескольким поколениям дает все это. И подобно тому, как это бывает с нами при ознакомлении с произведениями большого искусства, когда всякий раз мы находим в них все новые, ранее незамеченные красоты, фильмы Чаплина всегда видишь по-новому. Каждое поколение радуется им по-своему. Так, в год 70-летия Чаплина школьники Москвы оглашали кинотеатры громким хохотом, глядя старые чаплинские ленты, вроде «Искателя приключений», и тихонько утирали глаза и носы, сочувствуя Малышу и его покровителю. Смотрели, смеялись и сочувствовали и старшие, которым хорошо известны более поздние работы Чаплина, зрители, оценившие «Огни большого города», «Новые времена» и другие произведения замечательного художника. Мы временами не замечаем в его творчестве слабых мест, настолько оно всегда увлекает нас, настолько глубока наша взволнованность от искусства Чаплина.

Содержание этого искусства — величайшая гуманность, любовь к человеку — единственно достойная основа для творчества во всех его областях. Чаплин неизменно обращается к благородным идеям, и это его верный путь к сердцам людей.

Чаплин достиг вершин искусства, проявляя не только свою любовь к человеку, но и свою ненависть к людям, порабощающим других людей.

«Огни большого города» (1931) © Иноекино

Не каждый зритель отдает себе отчет в том, как сложно мастерство Чаплина, как велико его воздействие. Это тоже одна из примет Большого Искусства, мораль которого, будучи незаметной, неотделима от него. Чаплин совершенствует человека, воспитывает, растит и учит. И эта его способность морализировать в лучшем и самом высоком значении слова почти не имеет себе равных.

Не каждый зритель отдает себе отчет в том, что, радуясь Чаплину-актеру, которого видит на экране, он радуется и Чаплину-сценаристу, режиссеру, музыканту, являющемуся единым творцом сложного комплекса работ, обычно выполняемых целой группой профессионалов, обладающих специфическими знаниями и талантами.

Иногда начинает казаться, что многосторонности чаплинского дара нет конца. С приходом звукового кино он некоторое время продолжал «молчать». Озвучивая фильмы, он не вносил в них диалогов; звучала музыка, но не речь. И в то время, как многие кинематографисты уже злоупотребляли звуком, увлекаясь новыми возможностями до потери чувства меры и вкуса, мы еще не слышали голоса Чаплина. Если среди его зрителей нашлись бы подруги, они могли бы наконец заподозрить в этом слабость великого артиста: не плох ли его голос?

Я услышал его в «Диктаторе», и при том, что подобная мысль мне никогда не приходила в голову, был поражен полнозвучностью, прекрасными тонами и силой воздействия этого голоса. Чаплин неуязвим и здесь. И в этом случае нельзя сказать, что ценнее в созданном образе — зрительная сторона его или речь. Это была еще одна радость, подаренная Чаплином своему зрителю.

«Огни большого города» (1931) © Иноекино

Как неразрывны все стороны его творческого труда, так неотъемлема от творчества Чаплина-художника деятельность Чаплина, по собственному его определению, как «поджигателя мира» в противовес поджигателям войны. Не будем идти дальше того, что он сказал сам о себе, — этого достаточно. Всю свою жизнь Чаплин стоит против темных сил, верит, что добрая воля и любовь к человеку одержат победу над невежеством и злом, и внушает свою веру в «могущество смеха и слез» как «противоядие от ненависти и страха». Чаплину вручена Международная премия мира, и он ответил на нее новым призывом соединить усилия, чтобы все нации могли процветать.

В день 70-летия Чарльза Чаплина хочется горячо пожелать ему счастья и многих лет прекрасного труда.

«Огни большого города» (1931) © Иноекино

Впервые опубликовано в журнале «Искусство кино» (№4, 1959).

Читайте также:

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari