Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Наши в Каннах: история вопроса

Андрей Тарковский и Робер Брессон на Каннском фестивале 1983 года

Каждый конкурс Каннского кинофестиваля — многофигурная пьеса. Пьеса с частично продуманной, а частично спонтанной драматургией, с рифмами и противоречиями, героями первого и второго планов. Свой сюжет длиною в десятилетия сложился и во взаимоотношениях Канн с советским/российским кинематографом — кому-то он покажется ситкомом, кому-то высокой трагедией. Специально для ИК Сергей Дёшин изучил летопись отечественного кино, увиденного в лучах Круазет — от Юткевича и Калатозова до Звягинцева и учеников Сокурова. Перед вами полный список советских и российских режиссеров побывавших на фестивале, логикой цифр поверяющий успех и мифологию нашего присутствия в Каннах.

На завершившемся Каннском кинофестивале — 2021 в двух главных программах принимали участие сразу три фильма из России: «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова в основном конкурсе; «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Дело» Алексея Германа — младшего в «Особом взгляде». Не считая «наполовину» русского фильма финна Юхо Куосманена «Купе номер шесть» в основном конкурсе, снятого в России на русском языке и с русскими актерами. Фильм Куосманена был удостоен Гран-при. Но главная победа российского кино состоялась благодаря ученице Александра Сокурова Кире Коваленко — ее фильм «Разжимая кулаки» получил первую награду «Особого взгляда».

Успехи 2021 года заставляют задуматься — впервые ли российскому кино достается столь большое внимание? Три российский фильма в Каннах — это много или мало? Еще свежи в памяти успехи Кантемира Балагова. Припоминается одновременное попадание в Канны Александра Сокурова и Андрея Звягинцева, Сергея Лозницы и Никиты Михалкова… Но как обстояли дела с призами отечественного кинематографа на Круазет?

«Советское кино — правда великое? Или это миф?» — именно таким вопросом Юрий Дудь озадачил гостя своей программы Антона Долина. На него сложно ответить так, чтобы собеседник не принял тебя за «бумера». И все же один способ существует. Во времена, когда любой культурный форум (подобно «Евровидению» или ЧМ по футболу) становится еще одной удобной патриотической платформой, неудивительно, что и история Канн, самого престижного кинофестиваля в мире, отвечает на тот же запрос.

Проведем простой эксперимент — перечислим полный список советских и российских фильмов, участвовавших в Каннском фестивале. Кажется, одно лишь перечисление поможет развеять некоторые мифы.

Вручение дипломов и главного приза Михаилу Калатозову, Татьяне Самойловой и Сергею Урусевскому на Каннском фестивале 1958 года

1. Только ли «Летят журавли»?

Всем известно, что «Золотую пальмовую ветвь» наш фильм получал всего один раз — за картину «Летят журавли» в далеком 1957 году. Однако это не совсем так. Высшей награды (тогда эта премия еще именовалась Гран-при) также удостаивался советский классик Фридрих Эрмлер — в 1946 году он разделил приз с десятью другими режиссерами.

Еще трижды наши кинематографисты получали «Золотую пальмовую ветвь» в коротком метре. Спасибо стоит сказать классикам анимации — Федору Хитруку (в 1974-м), Гарри Бардину (в 1988-м) и Алексею Харитиди (в 1995 году).

2. Советская классика

Для многих зрителей Каннский фестиваль ассоциируется с именами европейских классиков (Антониони, Висконти, Феллини, Годар), а отечественное кино с французским фестивалем связано разве что победой уже упомянутой ленты «Летят журавли» или через героев нашего времени: в начале нулевых через фильмы Сокурова, сегодня — Звягинцева.

Но это неправда. В конкурсе Канн почти каждый год были представлены советские классики — Иосиф Хейфиц, Лев Кулиджанов, Григорий Чухрай, Григорий Козинцев, Сергей Васильев, Сергей Бондарчук. Для новых поколений они — часть ретроэфира канала «Культура». Хотя в действительности из года в год их фильмы соревновались в основном конкурсе наравне с мировыми классиками.

Так, например, в год победы феллиниевской «Сладкой жизни» в конкурсе было три советских картины — «Дама с собачкой» Хейфица, «Баллада о солдате» Чухрая и «Неотправленное письмо» Калатозова. И ведь нельзя сказать, что это была экстраординарная ситуация: два-три советских фильма в программе — обыденность для Канн. Почти каждый год наши фильмы получали крупные награды — кто виноват, что помнят преимущественно лишь о победе «Летят журавли».

Сергея Юткевича, например, можно назвать одним из первых любимцев в ранней истории фестиваля, даже его символом. Он трижды входил в состав жюри фестиваля, четырежды его фильмы оказывались конкурсе, а два раза его картины были награждены призом за лучшую режиссуру. К слову, дважды лучшими режиссерами Канн, кроме Юткевича, становились только легендарный Робер Брессон, Рене Клеман и Джон Бурмен, а еще больше получали лишь… братья Коэн (трижды).

Стоит отдельно упомянуть, что в то время отбор на Каннский фестиваль был несколько иной, чем сейчас, — фокус делался на несколько стран, и от каждой из них представлялся широкий список участников. Особенное внимание уделялось странам соцблока — впрочем, умаляет ли это значение советской, венгерской или польской кинематографий? И все же любопытно — в 50–60-е Вайда оказывался в конкурсе чаще Годара (четыре раза против ни одного). Кроме того, участие в Каннах не гарантировало фильму место в истории кино или памяти зрителей. Даже среди соотечественников. Некоторые ленты, которым посчастливилось представлять СССР в Каннах, сегодня знают разве что историки кино.

Также остается только пожалеть, что европейских фестивалей еще не существовало в 1920-е годы, когда были созданы самые канонические шедевры советского и вообще всего немого кинематографа: Эйзенштейн и Вертов против Мурнау и Дрейера в конкурсе Канн? Это сюжет теперь лишь для синефильских стимуляторов.

Слева направо: Сергей Юткевич, Пабло Пикассо, Сергей Урусевский, Татьяна Самойлова и Жан Кокто

3. Рязанов vs Параджанов

Принято считать, что в Советском Союзе все обожали преимущественно комедии Рязанова и Гайдая, тогда как Европа смотрела Тарковского и Параджанова. Но в 1964 году в Основной конкурс Канн попал… Георгий Данелия и его картина «Я шагаю по Москве». Еще через десять лет данелиевская экранизация Марка Твена — «Совсем пропащий» — снова в конкурсе в одном ряду с фильмами Пазолини, Фассбиндера, Спилберга и Копполы.

Еще через декаду, в 1983-м, Эльдар Рязанов представил в Каннах свой «Вокзал для двоих» и боролся за «Пальмовую ветвь» с Тарковским. Но самое удивительное даже не это. Вообще, карьера Рязанова стартовала именно здесь, в Каннах! Еще в 1955 году на фестивале был представлен его документальный фильм «Остров Сахалин», и, как гласит легенда, только впоследствии он получил место на «Мосфильме» и начал снимать игровое кино.

Тогда как фильм Параджанова в Каннах впервые показали в 2014 году в рамках «Каннской классики».

4. Проклятый поэт

Есть в советском кино и свои «проклятые герои», которые оставили след на Каннском фестивале. Это малоизвестный и забытый сегодня Никита Курихин. В Канны он впервые попал в 1956 году — ему было 34 года — с коротким фильмом «Товарищ уходит в море» и даже был удостоен «Высшей технической награды» (как Владислав Опельянц сейчас за «Петровых в гриппе»). А затем оказался и в конкурсе 1965 года с фильмом «Жаворонок». Через три года Курихин погиб в автокатастрофе.

5. Время Тарковского

Как ни парадоксально, но с появлением Тарковского в каннском пантеоне в 70-е годы количество советских фильмов в конкурсных программах значительно сократилось. Правда, именно что на фоне предыдущих десятилетий — ведь ни одного советского фильма в конкурсе Канн не было только в 1970 и 1976 годах.

Ситуацию можно было бы списать на застойное время. Но в те же годы в Берлине и в Венеции свои победы одерживали Сергей Соловьев и Лариса Шепитько. Стоит отдельно сказать, что за оттепельным кинематографом десятилетием ранее Канны не успели вообще. Долгое время сохраняя место советским классикам 50-х, Канны упустили из внимания режиссеров новой генерации — шестидесятников. Свои первые награды Тарковский, Кончаловский, Хуциев, Петр Тодоровский, Панфилов, Митта получали в другом месте — в Венеции. Вероятно, это следствие метода отбора на Каннский фестиваль — в то время Госкино решало, какие фильмы отправлять на международный смотр. Или же в какой-то мере то была сознательная позиция Канн — дать шанс только картине «Я шагаю по Москве»?

Никита Михалков на Каннском фестивале 1994 года

6. Михалков и Герман

Параллельные программы Каннского фестиваля всегда славились новыми именами. Что применимо и к ряду советских кинематографистов. В 70-е годы именно в «Двухнедельнике режиссеров» были показаны фильмы Отара Иоселиани и Никиты Михалкова, а в «Неделе критики» — «Двадцать дней без войны» Алексея Германа. В 80-е годы в «Особом взгляде» единожды оказывались фильмы Киры Муратовой и Динары Асановой.

Герман, Муратова, Асанова — принято считать, что Канны обходили стороной фигуры этих режиссеров. Но получается, что Герман был в Каннах еще за 20 лет до «Хрусталева» и за десять до перестроечных побед в Локарно.

7. Жиль Жакоб и «эти русские»

Только два отечественных фильма открывали Каннский фестиваль. В 1999 году это был «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, а в 1978-м — «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну. Так совпало, что оба фильма практически отмерили срок легендарного Жиля Жакоба на посту худрука фестиваля, пришедшего в 78-м, а ушедшего в начале нулевых.

8. Перестройка и начало 90-х

В перестройку внимание к нашему кинематографу достигло своего пика. С середины 80-х на фестиваль стали отбираться фильмы в таком количестве, что сравнить его можно только с золотым советским периодом начальной истории Канн. А порой новые цифры даже превосходили прежние. В 1987 году во всех программах присутствовало восемь русскоязычных фильмов. В 1990-м — девять, в 1992-м — семь. Снова в основном конкурсе почти каждый год присутствовали по два-три отечественных режиссера. В 86-м и 87-м — по три картины в конкурсе. В 90-м, 91-м, 92-м и 94-м — по две.

Тарковский, Бондарчук, Кончаловский, Михалков, Абуладзе, Бардин, Шахназаров, Хамдамов, Каневский, Панфилов и, конечно, фаворит Канн той поры — Павел Лунгин.

Возможно ли сейчас представить такую картину? Даже с учетом огромного количества фильмов в параллельных программах. За период с 1983 по 1994 год среди наград — три Гран-при, два Приза за режиссуру, две «Золотые камеры», «Золотая пальмовая ветвь» за короткий метр и так далее. Хамдамов однажды нелицеприятно высказался, что когда «откроют» Северную Корею, режиссеры из этой страны заполонят мировые фестивали. Но ведь сам Хамдамов сотоварищи оказался именно в этой роли в годы перестройки?

Павел Лунгин и Бен Газзара на Каннском фестивале в 1990 году

9. Балабанов

Алексей Балабанов и Канны — история еще одного мифа. В середине 2000-х, особенно в момент выхода «Груза 200», было распространено мнение, что Балабанов «обижен» Каннским фестивалем, лишен подобающей ему фестивальной карьеры. Это не совсем так. Некогда, вплоть до конца 90-х, Балабанов был именно что постоянным каннским резидентом. Из первых четырех больших картин режиссера премьеры трех состоялись именно в параллельных секциях Каннского фестиваля: «Счастливые дни» и «Брат» — в «Особом взгляде», «Про уродов и людей» — в «Двухнедельнике режиссеров». В дальнейшем картины Балабанова действительно не отбирались на фестиваль. Но и здесь можно отыскать свою закономерность — Балабанов, уйдя в более жанровые фильмы на рубеже веков («Брат 2», «Война»), уступил место другому большому автору — Сокурову.

10. Сокуров

Александр Сокуров пять раз номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» (больше кого-либо из России за всю историю) и сегодня имеет статус каннского классика (хотя и без большого приза), входящего в почетный клуб так называемой каннской номенклатуры — в компании Джармуша, Альмодовара, братьев Дарденн, Лоуча. Тем не менее пример Сокурова — показательный.

До 1999 года он вообще ни разу не был на Каннском фестивале, даже в параллельных секциях. 

Фильм «Молох» стал девятой полнометражной картиной почти за 20 лет работы в кино (не считая огромного числа документальных лент) для 47-летнего режиссера, первым попаданием в Канны. Зато сразу в конкурс. История обманчива. Даже если брать лишь обойму режиссеров «ленинградской школы», Сокуров оказался в Каннах последним, зато закрепился там навечно. Тогда как имена коллег по «Ленфильму», участвовавших в фестивале ранее (Лопушанский, Балабанов, Рогожкин, Проскурина), сейчас совсем не ассоциируются с Круазет.

Андрей Звягинев на Каннском фестивале 2017 года

11. Страсти по Андрею

Если Сокуров остался отчасти недооцененным, то пришедший ему на смену главный русский режиссер next декады Звягинцев уже не был так обделен вниманием жюри. Попав в Канны уже обладателем венецианского «Золотого льва», за каждый новый фильм он удостаивался заметной награды (от лучшего актера до призов жюри и сценарной награды). Хотя и он не обошелся без разочарований: от плохой критики на «Изгнание» до промаха с «Еленой», которую не взяли в конкурс, зато в «Особом взгляде» вручили спецприз. 

Но и он всегда оставался без главного приза. Суть этой главы именно в этом — фигура Звягинцева, как и всех больших режиссеров предыдущих созывов (от Юткевича и Тарковского до Михалкова и Сокурова), концентрирует в себе главную идею присутствия отечественного режиссера на Лазурном Берегу. Это почти всегда поход за заветной «Золотой пальмовой ветвью». 

И всегда горечь оглушительного поражения: вспомните лица Тарковского и Михалкова на церемониях награждения (когда даже Гран-при — не победа) или состояние Германа, неспособного забыть каннскую битву своего «Хрусталева». Что ж, недавно объявили о запуске новой (первой англоязычной) картины Звягинцева под рабочим названием What Happens — а значит, мы, скорее всего, станем свидетелями очередного русского похода за кинематографическим Граалем. Другого пути у нас нет? Фремо, машину!

12. Режиссеры «новой тихой» волны

После появления сокуровских учеников (Балагов, Коваленко) хочется спросить, а что же было с предыдущим авторским поколением? С Каннами ассоциировался только один Николай Хомерики, в начале нулевых учившийся в Париже и после этого трижды участвовавший в конкурсных программах — сначала в студенческом «Синефондасьон», затем дважды в «Особом взгляде». Кто еще? Отложился ли в массовой памяти яркий дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» в «Неделе критики» или сейчас об этом уже никто не вспомнит, кроме самой режиссерки?

Дважды на фестиваль приезжал Бакур Бакурадзе — в «Двухнедельник» с «Шультесом» и в «Особый взгляд» с «Охотником». Однажды там появлялся даже Юрий Быков с «Майором». Получается, четыре ведущих режиссера предыдущего поколения не раз попадали в Канны. Понятно, что отчасти все они остались для международной аудитории в тени Звягинцева и Лозницы. Возможно, в те годы не хватило современных медийный технологий для раскрутки «наших» в Каннах.

Кира Коваленко на Каннском фестивале 2021 года

13. Кулаки в тюльпане

Ученица Александра Сокурова Кира Коваленко получила главный приз «Особого взгляда» за фильм «Разжимая кулаки». В прессе сразу же стали писать, что Коваленко стала первым российским автором, победившим в этой программе. На самом деле — вторым. До Киры высшего «Особого взгляда» удостаивался еще один российский режиссер — Сергей Дворцевой за казахскую картину «Тюльпан» в 2008 году. Другое дело, что Коваленко — вообще первая женщина, победившая в этой престижной секции с 1998 года, именно об этом стоит говорить.

14. Что дальше?

После удачного 2021 года с его тремя российскими фильмами в программе Канн хочется заметить, что фестиваль вряд ли потеряет (как это случалось после перестройки или в десятые годы нынешнего века) едва найденный пульс нового российского кино.

Так, к 2022-му обещают выйти долгожданный и невероятный проект Сокурова, новая комедия любимицы Тьерри Фремо Ларисы Садиловой «Огород». Элла Манжеева, вероятно, завершит только что представленный в рамках секции «Ателье Синефондасьон» фильм «Белой дороги!». После успеха Киры Коваленко отборщики явно будут ждать дебют еще одной ученицы Сокурова Малики Мусаевой. Кроме того, к новому сезону, возможно, будет подготовлен еще не снятый третий фильм Балагова «Моника». Илья Хржановский обещал представить «материнскую» часть «ДАУ»...

Что из этого следует? Нас ждет очень интересный год для российского кино. Правда, конкуренция за место под солнцем в новые «русские сезоны» обещает быть высокой как никогда.

15. Цифры

За 75-летнюю историю фестиваля (с учетом 1939 года) только в основном конкурсе Каннского фестиваля участвовало 86 советских или российских фильмов. И это не миф.

Самал Еслямова на Каннском фестивале 2018 года

СПИСОК УЧАСТНИКОВ КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ИЗ СССР, РОССИИ, СТРАН СНГ в хронологическом порядке: 

1939 фестиваль не состоялся, но были отобраны следующие фильмы:

  • «Ленин в 1918 году», Михаил Ромм — основной конкурс
  • «Трактористы», Иван Пырьев — основной конкурс
  • «На границе», Александр Иванов — основной конкурс
  • «Если завтра война», Ефим Дзиган — основной конкурс
  • «Сыны трудового народа», Михаил Слуцкий и Илья Копалин (к/м)

 

1946

  • «Великий перелом», Фридрих Эрмлер — основной конкурс (Главный приз, Приз за лучший сценарий)
  • «Человек №217», Михаил Ромм — основной конкурс (Большая международная премия Ассоциации авторов фильмов за лучшую режиссуру)
  • «Каменный цветок», Александр Птушко — основной конкурс (Лучшее использование цвета)
  • «Зоя», Лев Арнштам — основной конкурс
  • «Глинка», Лев Арнштам — основной конкурс
  • «Белый клык», Александр Згуриди — основной конкурс
  • «Здравствуй, Москва!», Сергей Юткевич — основной конкурс
  • «Берлин», Юлий Райзман и Елизавета Свилова — к/м конкурс (Гран-при за лучший документальный фильм)
  • «Молодость нашей страны», Сергей Юткевич, Иосиф Посельский, Ирина Венжер — к/м конкурс (Приз за лучший актуальный репортаж)

 

1951 

  • «Мусоргский», Григорий Рошаль — основной конкурс (Лучший арт-директор)
  • «Кавалер Золотой звезды», Юлий Райзман — основной конкурс
  • «Освобожденный Китай», Сергей Герасимов — основной конкурс
  • «Цветущая Украина», Михаил Слуцкий — к/м конкурс (Приз жюри)
  • «Советский Азербайджан», Мухтар Дадашев и Федок Кисилев — к/м конкурс (Приз жюри)
  • «Советская Эстония», V. Tomber and I. Guidine — к/м конкурс (Приз жюри)

 

1954

  • «Великий воин Албании Скандербег», Сергей Юткевич — основной конкурс (Интернациональный приз, Высшая техническая награда)
  • «Судьба Марины», Виктор Ивченко и Исаак Шмарук — основной конкурс
  • «Мастера русского балета», Герберт Раппапорт — основной конкурс
  • «Пик дружбы», Илья Гутман — к/м конкурс
  • «Полет на луну», Валентина и Зинаида Брумберг — к/м конкурс

 

1955

  • «Герой Шипки», Сергей Васильев — основной конкурс (Лучший режиссер)
  • «Большая семья», Иосиф Хейфиц — основной конкурс (Лучший актерский ансамбль)
  • «Ромео и Джульетта», Лев Арнштам и Леонид Лавровский — основной конкурс (Лучший лирический фильм)
  • «Золотая антилопа», Лев Атаманов — к/м конкурс (Спецприз жюри)
  • «Остров Сахалин», Эльдар Рязанов и Василий Катанян — к/м конкурс

 

1956

  • «Отелло», Сергей Юткевич — основной конкурс (Лучший режиссер)
  • «Мать», Марк Донской — основной конкурс
  • «Педагогическая поэма», Алексей Маслюков и Мечислава Маевская — основной конкурс
  • «Фестивальная мелодия», Ежи Боссак, Илья Копалин, Владимир Меркулов, Иосиф Посольский — к/м конкурс
  • «Лурджа Магданы», Тенгиз Абуладзе — к/м конкурс (Лучший фильм с вымышленным сюжетом)
  • «Товарищ уходит в море», Никита Курихин — к/м конкурс (Высшая техническая награда)

 

1957

  • «Сорок первый», Григорий Чухрай — основной конкурс (Специальный приз) 
  • «Дон Кихот», Григорий Козинцев — основной конкурс
  • «Охотники южный морей», Соломон Коган и Мария Славинская — к/м конкурс (Специальное упоминание жюри)

 

1958

  • «Летят журавли», Михаил Калатозов — основной конкурс («Золотая пальмовая ветвь», Высшая техническая награда)
  • «Хождение за три моря», Василий Пронин — основной конкурс
  • «Зимний праздник», Михаил Слуцкий — к/м конкурс
  • «В горах Саянских», Юрий Пржиемский и Леонид Белокуров — к/м конкурс

 

1959

  • «Отчий дом», Лев Кулиджанов — основной конкурс
  • «Необыкновенные встречи», Арша Ованесова — к/м конкурс

 

1960

  • «Дама с собачкой», Иосиф Хейфиц — основной конкурс (Best participation)
  • «Баллада о солдате», Григорий Чухрай — основной конкурс (Best participation, Приз за лучший фильм для молодежи)
  • «Неотправленное письмо», Михаил Калатозов — основной конкурс

 

1961

  • «Повесть пламенных лет», Юлия Солнцева — основной конкурс (Лучший режиссер, Технический Гран-при)
  • «Казаки», Василий Пронин — основной конкурс
  • «Город большой судьбы», Илья Копалин — к/м конкурс

 

1962

  • «Когда деревья были большими», Лев Кулиджанов — основной конкурс

 

1963

  • «Оптимистическая трагедия», Самсон Самсонов — основной конкурс (Спецприз за «Воплощение революционной эпопеи»)

 

1964

  • «Я шагаю по Москве», Георгий Данелия — основной конкурс
  • «Белый караван», Тамаз Мелиава и Эльдар Шенгелая — основной конкурс

 

1965

  • «Жили-были старик со старухой», Григорий Чухрай — основной конкурс
  • «Жаворонок», Никита Курихин и Леонид Менакер — основной конкурс
  • «Попранный обет», Генрих Маркарян — к/м конкурс

 

1966

  • «Ленин в Польше», Сергей Юткевич — основной конкурс (Лучший режиссер)
  • «Здравствуй, это я!» Фрунзе Довлатян — основной конкурс

 

1967

  • «Катерина Измайлова», Михаил Шапиро — основной конкурс
  • «Война и мир», Сергей Бондарчук — вне конкурса

 

1968 фестиваль полностью не состоялся

  • «Анна Каренина», Александр Зархи — Основной конкурс
  • «Листопад», Отар Иоселиани — Неделя критики (Приз FIPRESCI)

 

1969

  • «Андрей Рублев», Андрей Тарковский — вне конкурса (Приз FIPRESCI)

 

1971

  • «Бег», Александр Алов и Владимир Наумов — основной конкурс

 

1972

  • «Солярис», Андрей Тарковский — основной конкурс (Гран-при, Приз FIPRESCI)

 

1973

  • «Монолог», Илья Авербах — основной конкурс

 

1974

  • «Совсем пропащий», Георгий Данелия — основной конкурс
  • «Жил певчий дрозд», Отар Иоселиани — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Остров», Федор Хитрук — к/м конкурс («Золотая пальмовая ветвь» за лучший к/м фильм)

 

1975

  • «Они сражались за Родину», Сергей Бондарчук — основной конкурс
  • «Анна Каренина», Маргарита Пилихина — вне конкурса
  • «Дарю тебе звезду», Федор Хитрук — к/м конкурс (Специальный приз жюри)

 

1977

  • «Подранки», Николай Губенко — основной конкурс
  • «Двадцать дней без войны», Алексей Герман — «Неделя критики»
  • «Неоконченная пьеса для механического пианино», Никита Михалков — вне конкурса

 

1978

  • «Мой ласковый и нежный зверь», Эмиль Лотяну — основной конкурс, фильм открытия

 

1979

  • «Сибириада», Андрей Кончаловский — основной конкурс (Гран-при)
  • «Пять вечеров», Никита Михалков — «Двухнедельник режиссеров»

 

1980

  • «Сталкер», Андрей Тарковский — вне конкурса (Приз экуменического жюри)

 

1981

  • «Факт», Альмантас Грикявичюс — основной конкурс (Лучшая актриса второго плана)

 

1983

  • «Ностальгия», Андрей Тарковский — основной конкурс (Лучший режиссер, Приз FIPRESCI, Приз экуменического жюри)
  • «Вокзал для двоих», Эльдар Рязанов — основной конкурс

 

1984

  • «День длиннее ночи», Лана Гогоберидзе — основной конкурс
  • «Чума», Давид Такаишвили — к/м конкурс (Приз жюри)

 

1985

  • «Милый, дорогой, любимый, единственный…», Динара Асанова — «Особый взгляд»
  • «Голубые горы, или Неправдоподобная история», Эльдар Шенгелая — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Клетка для канареек», Павел Чухрай — «Неделя критики»
  • «Узник», Бондо Шошитаишвили — к/м конкурс

 

1986

  • «Жертвоприношение», Андрей Тарковский — основной конкурс (Гран-при, Приз FIPRESCI, Приз экуменического жюри)
  • «Борис Годунов», Сергей Бондарчук — основной конкурс
  • «Поезд-беглец», Андрей Кончаловский — основной конкурс
  • «Гайдук», Леонид Горохов и Юрий Кацап — к/м конкурс (Приз жюри за анимацию)
  • «Ступень», Александр Рехвиашвили — режиссер отказался от участия в конкурсе и в фестивале в целом

 

1987 (8 фильмов)

  • «Покаяние», Тенгиз Абуладзе — основной конкурс (Гран-при, Приз FIPRESCI, Приз экуменического жюри)
  • «Очи черные», Никита Михалков — основной конкурс (Лучший актер) 
  • «Счастливые люди», Андрей Кончаловский — основной конкурс (Лучшая актриса)
  • «Робинзонада, или Мой английский дедушка», Нана Джорджадзе — «Особый взгляд» (Лучший дебют)
  • «Простая смерть», Александр Кайдановский — «Особый взгляд»
  • «Письма мертвого человека», Константин Лопушанский — «Неделя критики»
  • «Борис Годунов» (1954), Вера Строева — вне конкурса
  • «Легко ли быть молодым?», Юрий Подниекс — вне конкурса

 

1988

  • «Среди серых камней», Кира Муратова — «Особый взгляд»
  • «Холодный март», Игорь Минаев — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Ожившие легенды», Нодар Манагадзе — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Перелет воробьев», Темур Баблуани — «Неделя критики»
  • «Выкрутасы», Гарри Бардин — к/м конкурс («Золотая пальмовая ветвь» за лучший к/м фильм)

 

1989

  • «Ошибки юности», Борис Фрумин — «Особый взгляд»
  • «Смерч», Бако Садыков — «Особый взгляд»
  • «Город Зеро», Карен Шахназаров — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Черный квадрат», Иосиф Пастернак — «Неделя критики»

 

1990 (9 фильмов)

  • «Такси-блюз», Павел Лунгин — основной конкурс (Лучший режиссер)
  • «Мать», Глеб Панфилов — основной конкурс ( Спецприз за выдающиеся худ достижения)
  • «Замри-умри-воскресни», Виталий Каневский — «Особый взгляд» (Лучший дебют)
  • «В городе Сочи темные ночи», Василий Пичул — «Особый взгляд»
  • «Черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви», Сергей Соловьев — «Особый взгляд»
  • «Лебединое озеро. Зона», Юрий Ильенко — «Двухнедельник режиссеров» (Приз FIPRESCI)
  • «Первый этаж», Игорь Минаев — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Его жена курица» (к/м), Игорь Ковалев — к/м конкурс
  • «Иной» (к/м), Сергей Маслобойщиков — «Неделя критики»

 

1991 (6 фильмов)

  • «Анна Карамазофф», Рустам Хамдамов — основной конкурс
  • «Цареубийца», Карен Шахназаров — основной конкурс
  • «Месть», Ермек Шинарбаев — «Особый взгляд»
  • «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» (к/м), Максим Пежемский — «Особый взгляд»
  • «Потерянный в Сибири», Александр Митта — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Ребро Адама», Вячеслав Криштофович — «Двухнедельник режиссеров»

 

1992 (7 фильмов)

  • «Самостоятельная жизнь», Виталий Каневский — основной конкурс (Приз жюри)
  • «Луна-парк», Павел Лунгин — основной конкурс
  • «Счастливые дни», Алексей Балабанов — «Особый взгляд»
  • «Чекист», Александр Рогожкин — «Особый взгляд»
  • «Любовь», Валерий Тодоровский — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Отражение в зеркале», Светлана Проскурина — «Двухнедельник режиссеров»

+

  • «Они», Леван Закарейшвили (Грузия) — «Двухнедельник режиссеров»

 

1993

  • «Дюба-дюба», Александр Хван — основной конкурс
  • «Ангелы в раю», Евгений Лунгин — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Я Иван, ты Абрам», Роланд Зауберман — «Двухнедельник режиссеров»

+

  • «Расколоть Ленина» (к/м), Андрей Некрасов (Великобритания) — «Неделя критики»

 

1994

  • «Утомленные солнцем», Никита Михалков — основной конкурс (Гран-при, Приз экуменического жюри)
  • «Курочка Ряба», Андрей Кончаловский — основной конкурс
  • «Подмосковные вечера», Валерий Тодоровский — «Двухнедельник режиссеров»

 

1995

  • «Музыка для декабря», Иван Дыховичный — «Особый взгляд»
  • «Лев с седой бородой», Андрей Хржановский — «Особый взгляд»
  • «Гагарин», Алексей Харитиди — к/м конкурс («Золотая пальмовая ветвь» за лучший к/м фильм)

+

  • «Время путешествия», Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра (Италия) — «Особый взгляд»

 

1996

  • «Кавказский пленник», Сергей Бодров — «Двухнедельник режиссеров»

+

  • «Нас мало», Шарунас Бартас (Литва) — «Особый взгляд»
  • «Почта», Лайла Пакалныня (Латвия) — «Особый взгляд» (Приз FIPRESCI)
  • «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара», Нана Джордадзе (Грузия) — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Великая миграция» (к/м), Юрий Черенков (Франция) — «Неделя критики»

 

1997

  • «Брат», Алексей Балабанов — «Особый взгляд»

+

  • «Дом», Шарунас Бартас (Литва) — «Особый взгляд»
  • «Приятель покойника», Вячеслав Криштофович, Леонид Бойко (Украина) — «Двухнедельник режиссеров»

 

1998

  • «Хрусталев, машину!», Алексей Герман — основной конкурс
  • «Про уродов и людей», Алексей Балабанов — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Оператор» (к/м), Александр Котт — «Синефондасьон»

+

  • «Киллер», Дарежан Омирбаев (Казахстан) — «Особый взгляд» (Главный приз)
  • «Туфля», Лайла Пакалныня (Латвия) — «Особый взгляд»

 

1999

  • «Молох», Александр Сокуров — основной конкурс (Лучший сценарий)
  • «Сибирский цирюльник», Никита Михалков — фильм открытия, вне конкурса
  • «Левша» (к/м), Юрий Кузин — «Синефондасьон»

+

  • «Истина в вине», Отар Иоселиани (Франция) — вне конкурса

 

2000

  • «Свадьба», Павел Лунгин — основной конкурс ( Спецприз за лучший актерский ансамбль)
  • «Пугало» (к/м), Александр Котт — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Апрель» (1961), Отар Иоселиани — вне конкурса

+

  • «Потерянные убийцы», Дито Цинцадзе (Грузия) — «Особый взгляд»
  • «Лето, или 27 потерянных поцелуев», Нана Джордадзе (Грузия) — «Двухнедельник режиссеров»

 

2001

  • «Телец», Александр Сокуров — основной конкурс
  • «Место на земле», Артур Аристакисян — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Ты да я да мы с тобой» (к/м), Александр Велединский — «Особый взгляд»
  • «Портрет» (к/м), Сергей Лучишин — «Синефондасьон» (Первый приз)

+

  • «Дорога», Держан Омирбаев (Казахстан) — «Особый взгляд»
  • «Маймыл», Актан Абдыкалыков (Казахстан) — «Особый взгляд»

 

2002

  • «Русский ковчег», Александр Сокуров — основной конкурс
  • «Вальс» (к/м), Эдгар Бартенев — «Синефондасьон»

 

2003

  • «Отец и сын», Александр Сокуров — основной конкурс (Приз FIPRESCI)
  • «Божество» (к/м), Константин Бронзит — «Двухнедельник режиссеров»

 

2004

  • «Шиза», Гульшад Омарова (Россия, Казахстан) — «Особый взгляд»
  • «Одя» (к/м), Эдгар Бартенев — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Столичный скорый» (к/м), Артем Антонов — «Неделя критики», вне конкурса
  • «Я умер в детстве», Георгий Параджанов — вне конкурса

 

2005

  • «Вдвоем» (к/м), Николай Хомерики (Франция) — «Синефондасьон» (Второй приз)
  • «Листопад», Отар Иоселиани — «Неделя критики», специальный показ

+

  • «Семь-человек невидимок», Шарунас Бартас (Литва) — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Тбилиси-Тбилиси», Леван Закарейшвили (Грузия) — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Путники» (к/м), Игорь Стрембитский (Украина) — к/м конкурс (Главный приз)

 

2006

  • «977», Николай Хомерики — «Особый взгляд»
  • «Бежин луг» (1937), Сергей Эйзенштейн — «Каннская классика»
  • «Октябрь» (1927), Сергей Эйзенштейн — «Каннская классика»
  • «Александр Невский» (1938), Сергей Эйзенштейн — «Каннская классика»

+

  • «День ночь, день ночь», Джулия Локтев (США) — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Сны о рыбе», Кирилл Михановский (США) — «Неделя критики» (Приз Regards Jeune)

 

2007

  • «Изгнание», Андрей Звягинцев — основной конкурс (Лучший актер) 
  • «Александра», Александр Сокуров — основной конкурс
  • «Неосторожность» (к/м), Александр Кугель — «Синефондасьон»

 

2008

  • «Тюльпан», Сергей Дворцевой — «Особый взгляд» (Главный приз) 
  • «Все умрут, а я останусь», Валерия Гай Германика — «Неделя критики» (Спецприз жюри «Золотая камера»)
  • «Шультес», Бакур Бакурадзе — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Гата» (к/м), Диана Мкртчян — «Синефондасьон»
  • «Анна Каренина» (1968), Александр Зархи — «Каннская классика»

 

2009

  • «Сказка про темноту», Николай Хомерики — «Особый взгляд»
  • «Царь», Павел Лунгин — «Особый взгляд»

 

2010

  • «Утомленные солнцем — 2», Никита Михалков — основной конкурс
  • «Счастье мое», Сергей Лозница — основной конкурс

+

  • «Шантрапа», Отар Иоселиани (Франция) — специальный показ

 

2011

  • «Елена», Андрей Звягинцев — «Особый взгляд» (Спецприз жюри)
  • «Охотник», Бакур Бакурадзе — «Особый взгляд»

+

  • «Кросс», Марина Врода (Украина) — к/м конкурс (Главный приз)

 

2012

  • «В тумане», Сергей Лозница — основной конкурс (Приз FIPRESCI)
  • «Дорога на» (к/м), Таисия Игуменцева — «Синефондасьон» (Первый приз)

+

  • «Студент», Держан Омирбаев (Казахстан) — «Особый взгляд»

 

2013

  • «Майор», Юрий Быков — «Неделя критики»
  • «Отдать концы», Таисия Игуменцева — вне конкурса
  • «Норма жизни» (к/м), Евгений Бяло — «Синефондасьон»

+

  • «Иди и играй» (к/м), Дарья Белова (Германия) — «Неделя критики» (Главный приз)

 

2014

  • «Левиафан», Андрей Звягинцев — основной конкурс (Лучший сценарий)
  • «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1983), Эльдар Шенгелая — «Каннская классика»
  • «Цвет граната» (1968), Сергей Параджанов — «Каннская классика»

+

  • «Племя», Мирослав Слабошпицкий (Украина) — «Неделя критики» (Главный приз)
  • «Врозь» (к/м), Эльмар Иманов, Engin Kundag (Азербайджан) — «Двухнедельник режиссеров»

 

2015

  • «Возвращение Еркина» (к/м), Мария Гуськова — «Синефондасьон» (Третий приз)
  • «14 шагов» (к/м), Максим Шавкин — «Синефондасьон»

+

  • «Покой нам только снится», Шарунас Бартас (Литва) — «Двухнедельник режиссеров»

 

2016

  • «Ученик», Кирилл Серебренников — «Особый взгляд»
  • «Слушая Бетховена» (к/м), Гарри Бардин — «Двухнедельник режиссеров»
  • «Солярис» (1972), Андрей Тарковский — «Каннская классика»

 

2017

  • «Нелюбовь», Андрей Звягинцев — основной конкурс (Приз жюри)
  • «Теснота», Кантемир Балагов — «Особый взгляд» (Приз FIPRESCI)

+

  • «Кроткая», Сергей Лозница (Украина) — основной конкурс
  • «Иней», Шарунас Бартас (Литва) — «Двухнедельник режиссеров»

 

2018

  • «Айка», Сергей Дворцевой — основной конкурс (Лучшая актриса)
  • «Лето», Кирилл Серебренников — основной конкурс (Лучший саундтрек)
  • «Календарь» (к/м), Игорь Поплаухин — «Синефондасьон» (Второй приз)
  • «Я нормальный» (к/м), Михаил Бородин — «Неделя критики»
  • «Война и мир» (1965), Сергей Бондарчук — «Каннская классика»
  • «Дышите глубже» (1967), Роланд Калныньш — «Каннская классика»

+

  • «Донбасс», Сергей Лозница (Украина) — «Особый взгляд» (Лучший режиссер)
  • «Ласковое безразличие мира», Адильхан Ержанов (Казахстан) — «Особый взгляд»

 

2019

  • «Дылда», Кантемир Балагов — «Особый взгляд» (Лучший режиссер, Приз FIPRESCI)
  • «Однажды в Трубчевске», Лариса Садилова — «Особый взгляд»
  • «Сложноподчиненное» (к/м), Олеся Яковлева — «Синефондасьон»
  • «Белый караван», (1964) Тамаз Мелиава и Эльдар Шенгелая — «Каннская классика»

+

  • «Домой», Нариман Алиев (Украина) — «Особый взгляд»
  • «Гив ми либерти», Кирилл Михановский (США) — «Двухнедельник режиссеров»
  • «А потом мы танцевали», Леван Акин (Грузия) — «Двухнедельник режиссеров»

 

2020

  • «Июльский дождь», Марлен Хуциев — «Каннская классика»

+

  • «В сумерках», Шарунас Бартас (Литва) — «Выбор Канн — 2020»
  • «Начало», Деа Кулумбегашвили (Грузия) — «Выбор Канн — 2020»
  • «К вечеру» (к/м), Теймур Гаджиев (Азербайджан) — «Неделя критики»

 

2021

  • «Петровы в гриппе», Кирилл Серебренников — основной конкурс (Высшая техническая награда)
  • «Разжимая кулаки», Кира Коваленко — «Особый взгляд» (Главный приз)
  • «Дело», Алексей Герман-мл. — «Особый взгляд»
  • «Под подушкой» (к/м), Георгий Молодцов — Cannes XR
  • «Белой дороги!», Элла Манжеева — «Синефондасьон Ателье»
  • «Покаяние» (1984), Тенгиз Абуладзе — «Каннская классика»

+

  • «Купе номер шесть», Юхо Куосманен (Финляндия, Россия) — основной конкурс (Гран-при)
  • «Бабий Яр. Контекст», Сергей Лозница (Украина) — Каннская премьера (Специальный приз за лучший документальный фильм от жюри премии «Золотой глаз»)


Участники основного конкурса (более двух раз):

  1. Сокуров — 5 («Молох», «Телец», «Русский ковчег», «Отец и сын», «Александра»)
  2. Юткевич — 4 («Здравствуй, Москва!», «Великий воин Албании Скандербег», «Отелло», «Ленин в Польше»)
  3. Кончаловский — 4 («Сибириада», «Поезд-беглец», «Счастливые люди», «Курочка Ряба»)
  4. Арнштам — 3 («Зоя», «Глинка», «Ромео и Джульетта»)
  5. Чухрай — 3 («В сорок первом», «Баллада о солдате», «Жил-был старик со старухой»)
  6. Тарковский — 3 («Солярис», «Ностальгия», «Жертвоприношение»)
  7. Лунгин — 3 («Такси-блюз», «Луна-парк», «Свадьба»)
  8. Михалков — 3 («Очи черные», «Утомленные солнцем», «Утомленные солнцем — 2»)
  9. Звягинцев — 3 («Изгнание», «Левиафан», «Нелюбовь»)
  10. Лозница — 3 («Счастье мое», «В тумане», «Кроткая»)
  11. Ромм — 2 («Ленин в 1918 году», «Человек №218»)
  12. Хейфиц — 2 («Большая семья», «Дама с собачкой»)
  13. Калатозов — 2 («Летят журавли», «Неотправленное письмо»)
  14. Кулиджанов — 2 («Отчий дом», «Когда деревья были большими»)
  15. Пронин — 2 («Хождение за три моря», «Казаки»)
  16. Бондарчук — 2 («Они сражались за Родину», «Борис Годунов»)
  17. Серебренников — 2 («Лето», «Петровы в гриппе»)

 

Участники Каннского фестиваля (любой из программ, более трех раз):

  1. Тарковский — 6 («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение», «Время путешествия»)
  2. Иоселиани — 6 («Листопад», «Жил певчий дрозд», «Истина в вине», «Апрель», «Пастораль», «Шантрапа»)
  3. Михалков — 6 («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Очи черные», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем — 2»)
  4. Бартас — 6 («Нас мало», «Дом», «Семь человек-невидимок», «Покой нам только снится», «Иней», «В сумерках»)
  5. Юткевич — 5 («Молодость нашей страны», «Здравствуй, Москва!», «Великий воин Албании Скандербег», «Отелло», «Ленин в Польше»)
  6. Сокуров — 5 («Молох», «Телец», «Русский ковчег», «Отец и сын», «Александра»)
  7. Лозница — 5 («Счастье мое», «В тумане», «Кроткая», «Донбасс», «Бабий Яр: Контекст»)
  8. Лунгин — 4 («Такси-блюз», «Луна-парк», «Свадьба», «Царь»)
  9. Звягинцев — 4 («Изгнание», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»)
  10. Бондарчук — 3 («Война и мир», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов»)
  11. Слуцкий — 3
  12. Балабанов — 3 («Счастливые дни», «Брат», «Про уродов и людей»)
  13. Хомерики — 3 («Вдвоем», «977», «Сказка про темноту»)
  14. Серебренников — 3 («Ученик», «Лето», «Петровы в гриппе»)

 

Члены жюри фестиваля:

  • 1946 — Сергей Герасимов
  • 1955 — Сергей Юткевич
  • 1956 — Сергей Васильев
  • 1957 — Роман Кармен (жюри к/м программы)
  • 1958 — Сергей Юткевич
  • 1959 — Сергей Васильев
  • 1960 — Григорий Козинцев
  • 1961 — Сергей Юткевич (вице-президент)
  • 1962 — Юлий Райзман
  • 1963 — Ростислав Юренев
  • 1964 — Александр Караганов
  • 1965 — Константин Симонов
  • 1966 — Юлий Райзман
  • 1967 — Сергей Бондарчук
  • 1968 — Роберт Рождественский
  • 1969 — Чингиз Айтматов
  • 1970 — Сергей Образцов
  • 1972 — Марк Донской
  • 1973 — Роберт Рождественский
  • 1974 — Ростислав Юренев
  • 1975 — Юлия Солнцева
  • 1977 — Юрий Озеров
  • 1978 — Андрей Кончаловский
  • 1979 — Роберт Рождественский
  • 1981 — Андрей Петров
  • 1983 — Сергей Бондарчук
  • 1984 — Вадим Юсов
  • 1987 — Элем Климов
  • 1988 — Елена Сафонова
  • 1990 — Алексей Герман
  • 1991 — Наталья Негода
  • 1993 — Инна Чурикова
  • 1994 — Александр Кайдановский
  • 1995Мария Зверева
  • 2000 — Отар Иоселиани (президент жюри «Золотой камеры»)
  • 2003 — Ингеборга Дапкунайте (жюри «Синефондасьон»)
  • 2004 — Никита Михалков (президент жюри «Синефондасьон»)
  • 2006 — Андрей Кончаловский (президент жюри «Синефондасьон»)
  • 2007 — Павел Лунгин (президент жюри «Золотой камеры»)
  • 2008 — Екатерина Мцитуридзе (жюри «Особого взгляда»)
  • 2010 — Динара Друкарова (жюри «Синефандасьон»)
  • 2016 — Александр Роднянский (жюри «Золотой камеры»)
  • 2018 — Андрей Звягинцев (жюри основного конкурса)
  • 2018 — Кантемир Балагов (жюри «Особого взгляда»)

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari