В Санкт-Петербурге показали фильм «Анатолий Белкин. Высокая вода» — документальный портрет художника-нонконформиста 1970-х‒1980-х гг., культуртрегера и мистификатора, живой городской легенды. Сергей Кулешов движется по саду расходящихся тропок, внезапно предложенных фильмом и обстоятельствами его премьеры.
На большом экране кинотеатра «Аврора» Анатолий Белкин — легенда «неофициального искусства» 1970-х, создатель первого питерского глянца «Собака.ru» и исследователь болотной цивилизации — гуляет по кладбищу в Комарове, перебирает старые фотографии и велит режиссеру Юлии Бобковой «задавать свои глупые вопросы». Они припасены и на речной вояж по Грибаналу (с обязательными воспоминаниями о Венеции и вапоретто), и на экскурсию по коммуналке, и на выгул бодрой таксы. Белкин обильно острит: к примеру, архитектуру ДК «Невский», где когда-то прошел бенефис нонконформистского искусства, характеризует фразой «коммунистам в дворцы культуры хотелось въезжать на танках». В кадре, закономерно, руины, битое стекло, облупленный фасад. Знакомцы художника — в диапазоне от частных коллекционеров и типографов до опальных германистов — не зря с экрана аттестуют его как «градообразующую фигуру». Без него, без испытующего взгляда визионера, Петербург существовать не может, обречен так же стать рудиментом имперского ли, советского ли — любого проекта, ставящего политику впереди культуры.
На 4000 кв. м ЦВЗ «Манеж» Александр Бенуа — одно из главных лиц серебряного века, сооснователь художественного журнала «Мир искусства» и изысканный западник — заочно, из глубины прежних десятилетий, представляет свою знаменитую династию акварелями, книжными иллюстрациями, коллекцией предметов зодчества, эскизами к дягилевским «Русским сезонам». Прежде чем покинуть Россию навсегда в 1926 году, он совершил культурный переворот, закрепив в прессе термин «авангард», дав трибуну символистам и не дав большевикам распродать запасники Эрмитажа. На выставке «Все Бенуа — Всё Бенуа» представлена не только история семьи, некогда застроившей и обжившей Петергоф, но и хроника бунта этого молодого человека, ратующего за сближение с Европой и костерящего «передвижников». Экспозиция организована как пространство диалога художника и его единомышленников (Репина, Сомова, Маковского), родственников (Л., Н. и А. Бенуа, Лансере, Серебряковой), вдохновителей (Беклин). Отдельный этаж выставки отдан под знаменитую «Азбуку Бенуа»: лабиринтообразный ярус поворачивается к посетителю (почти) всеми 33 буквами, сопровождаемыми то литографией, то платьями арапов, то рыцарскими доспехами, то фарфоровыми куклами. В другой «Азбуке…», белкинской[Брошюра «Азбука Белкина» издана музеем AZ к выставке «Буквальные связи» — прим. ИК], внимание также уделяется «фарфоровой» серии художника. Циклу «Исчезающие типы», где бюсты торговок и академиков соседствуют с советскими бытовыми сценками («Хорошие ребята, голосуют правильно», — хвалит свои творения художник).
«Все Бенуа — Всё о Бенуа» (Фото: сайт manegebenua.ru)
Фантомами похожих сценок пополам с отпечатками неуемной фантазии заселена квартира Александра Введенского на Съезжинской улице. Здесь намедни открылся Музей ОБЭРИУ — семь комнат, испещренных лоскутами потускневших газет и экспонатами из коллекций KGallery, МИРА, Галеев-галереи, Константина Эрнста и т. п. Справка о посмертной реабилитации Введенского, автограф Хармса, издания детских книг с рисунками Веры Ермолаевой, отпечаток руки то ли Липавского, то ли Друскина — две анфилады, хозяйская и парадная, образуют пространство хаотического уюта, где всякий угол мигает боевым задором подпольной арт-среды. Трапециевидная комната Введенского предательски обнажена, точно сам поэт перед лицом времени; бросая предсмертную записку из эшелона, везущего его на этап, автор «Элегии» едва ли думал, что добросит её из страшного 1941-го до новых т. н. «темных двадцатых». Квартира долго не отпускает: вход в парадную провожает акупунктурными каллиграфическими завитками, коими так славились ОБЭРИУты. Под снулым питерским дождем сотрудники ЖЭКа усердно колотят кувалдами по трубам, прямиком под означенными транспарантами. Бульдозер в двор-колодец не заедет, зато коммунальные службы, по-хармсовски, становятся деталью быта, элементами письма и случайными участниками экспозиции.
Музей ОБЭРИУ
Белкин же на большом экране «Авроры» продолжает травить байки: как-то Курехин на пешеходном переходе на Невском убедил его в том, что Бога не существует. Сопартиец Лимонова и Дугина, трикстер, провоцирующий эпоху акциями — музыкальными, артистическими, политическими, — в фильме про Анатолия Павловича предстает его ближайшим побратимом. Сетующий на оторванность от зарубежных галеристов, Белкин восторженно вспоминает, что и наша страна поставляет «штучные товары»: коммуналки, Кабакова, телевидение 90-х, того же лидера «Поп-механики». Одна горечь — в кадре уместно встретиться с курьером «Самоката» или с М. Б. Пиотровским, но не с россыпью друзей, рассеянных по заграницам. Другие страны, их культуры все еще манят Белкина, правда, не способны соблазнить: везде временами наступает Вальпургиева ночь.
На работу «Египет» Анатолия Павловича вдохновил погром Каирского музея древностей, учиненный пришедшими к власти мусульманами. Прикладами своих АК те громили артефакты, топтали уцелевшие от мумий саркофаги — при сдавленных и бессильных всхлипах дирекции и охраны заведения. Варварство в отношении культуры и его последствия — генеральная тема творчества Белкина, и режиссер Бобкова снабжает образный ряд фильма съемками релевантных рисунков, инсталляций. А драматургическим каркасом ленты выступает процесс подготовки к выставке «Карпаччо. Высокая вода», прошедшей в Эрмитаже в 2022 году. Как-то раз Белкин улетел из Венеции накануне жуткого наводнения, катаклизма, грозящего стереть город с лица Земли. Измышления о том, как ко дну пойдет «Русский ковчег», если взбунтуется Финский залив, толкнули художника на создание работы, посвященной хрупкости искусства перед неумолимой мощью темной толщи.
«Египет», Анатолий Белкин
Бобкова изящно рифмует эскизы Белкина с крупными планами десантников, чьи крепкие (пусть и размягченные днем ВДВ) лица словно баррикадируют Английскую набережную, защищая ее от воды. Там, где киноязыку не хватает пронзительности и обаяния, на помощь приходит сам герой: Анатолий Павлович, пусть и не пошел на дно вослед «советской Атлантиде», но донес до седых волос советский голос. Учитывая его реноме нонконформиста, уместнее сказать — пронес в современность контрабандой. Его чертыхания и залихватские анекдоты выдают в нем уходящую натуру; сноровка и умение найти общий язык с ассистентами — предприимчивого классика; наблюдательность и скорость мышления — авангардиста.
Нонконформизм — это не позиция, ведь Белкин и в молодости бы охотно распространил свои работы по частным коллекциям, и сейчас с радостью идет на контакт с большими музейными институциями в России. Нонконформизм — это практика. Несправедливая: чего она стоила отпрыску аристократов Бенуа и чем вдруг обернулась для Введенского, Заболоцкого, Хармса? За один уик-энд в декабрьском Петербурге, правда, можно обнаружить их всех уравненными в правах: по карте города, оказывается, рассеяны следы их хулиганств, а на одном маршруте можно повстречать и трость от Фаберже[Часть экспозиции «Все о Бенуа — Всё о Бенуа — прим. ИК], и лицо говорящего коня[«Лицо коня», стихотворение Заболоцкого — прим. ИК], и «болотных людей»[Часть проекта Белкина «Болотная цивилизация» — скульптурные объекты, фигуры мутантов-гуманоидов из Невских болот — прим. ИК]. «Градообразующий» Белкин, пусть он и не виновник торжества, может быть доволен: в городе остается место (одним центр, другим кайма) вчерашнему и завтрашнему, парадному и подвальному авангардному искусству. Вернулась бы только высокая вода в берега.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari