В конце осени не стало сценариста Уильяма Голдмана — одного из самых признанных людей профессии. Анна Закревская рассказывает о его творческой биографии и выделяет несколько ключевых художественных приемов и наблюдений мастера.
— А чем был плох прежний банк? Такой красивый.
— Его все время грабили.
— Ну и что, за красоту нужно платить.
(«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», 1969, реж. Джордж Рой Хилл)
16 ноября 2018 года умер американский сценарист, писатель и драматург Уильям Голдман, ему было 87 лет. Почему-то его имя у нас не очень широко известно. А между тем Голдман — иногда по чужим произведениям, иногда по собственным, а иногда с нуля — написал, среди прочих, сценарии таких фильмов:«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969) Джорджа Роя Хилла, «Краденый камень» (1972) Питера Йетса, «Степфордские жены» (1975) Брайана Форбса, «Вся президентская рать» (1976) Алана Дж. Пакулы, «Марафонец» (1976) Джона Шлезингера, «Принцесса-невеста» (1987) и «Мизери» (1990) Роба Райнера, «Чаплин» (1992) Ричарда Аттенборо, «Мэверик» (1994) Ричарда Доннера, «Абсолютная власть» (1996) Клинта Иствуда.. Неужели все это один человек?.. В Америке он считается, наверное, одним из лучших и самых успешных сценаристов в истории.
В 1967 году никому не известный в Голливуде начинающий писатель, на тот момент значившийся в титрах всего пары фильмов, продал первый оригинальный сценарий за рекордную сумму $400 тысяч долларов (что впечатлило бы и сейчас, ведь равнялось бы примерно трем миллионам). Это был сценарий позднее ставшего культовым фильма «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», для которого Голдман собирал материал в течение восьми лет и буквально из воздуха соткал историю легендарных американских героев, — о них не существовало ни эпических романов, ни комиксов. К тому же в 1967 году никто не предполагал, что жанр вестерна можно так переосмыслить (кстати, Голдман помог сделать это еще раз в 1994 году, так же с нуля сочинив «Мэверика»). Когда картина появилась на экранах, критиков она совсем не впечатлила: выходили рецензии с заголовками вроде «Дно ямы». Голдман вспоминал, что они с режиссером Джорджем Роем Хиллом «были настолько раздавлены негативными отзывами, что решили пройтись до кинотеатра на пересечении 57-й и 3-й улицы в Нью-Йорке, позвали администратора и спросили, как у фильма дела. Тот ответил, что каждый раз мест нет, что зрители в восторге. Мы все равно сомневались — вдруг это один такой кинотеатр?.. Позвонили в другой, на Таймс-сквер, представляете, сегодня бы так?.. Там ответили то же самое. Тогда Джордж повернулся ко мне и сказал: “Ну что ж, может быть, все не так уж плохо”».
Сегодня так же трудно найти зрителя, которому бы не нравился «Буч...». Хотя, если приглядеться, это история двух героев Дикого Запада, которые весь фильм делают лишь одно — пытаются сбежать в Боливию. Ну что это за герои, в самом деле? Уже в первой киноистории Голдман во всей красе продемонстрировал способность видеть и передавать парадоксальное. Он одновременно четко следует правилам и вовсю нарушает их, что позволяет воплотить вечно недостижимую и вечно желанную сценарную формулу «неожиданно и одновременно неизбежно».
Однажды Голдман спросил своих дочерей четырех и семи лет, о чем ему сочинить для них следующую историю. Одна ответила «принцессы», вторая — «невесты». Так на свет появился роман «Принцесса-невеста» (1973), который перебрался на экран только через 14 лет. В романе множество читательских удовольствий: остроумные диалоги, которые хочется запомнить на всю оставшуюся жизнь, дерзкие и обаятельные герои, страшно нежный злодей, но главное — необычная структура. С первых же страниц автор добавляет рамку иронии, убеждая нас, что историю совсем даже не он придумал. Это ему в детстве отец читал книгу некоего Саймона Моргенштерна, которую он все пытался разыскать, нашел и вот теперь нам пересказывает. Получилось настолько убедительно, что постоянно хочется залезть в google и проверить — было/не было. Вдобавок — все непринужденно и смешно: вот тут я опущу сцену воссоединения героев, она как-то затянута, если хотите получить ее полностью, просто напишите на такой-то адрес: «Хочу сцену воссоединения» (адрес прилагается). В фильме Роба Райнера за ироничную рамку отвечает дедушка в исполнении Питера Фалька, читающий сказку на ночь внуку.
Сколько навсегда запоминающихся цитат, героев, образов вышло из-под пера Голдмана: нацист в фильме «Марафонец» (1976), сверлящий здоровые зубы несчастного Дастина Хоффмана; современные рыцари без страха и упрека Уэстли и Иньиго Монтойя («Принцесса-невеста»); финальные кадры с печатной машинкой в фильме «Вся президентская рать»... Творческая биография Голдмана помогает собрать буквально целую энциклопедию художественных приемов и наблюдений. Попробуем кратко перечислить небольшую их часть.
Когда у Голдмана спрашивали, какой у него любимый жанр или писательский формат и как ему так легко удается лавировать между ними, он неизменно отвечал: «У меня нет любимого. Они все приводят меня в ужас. Ты просто скрещиваешь пальцы и не останавливаешься. Молиться тоже хорошо». За «Мэверика» Голдман взялся по одной прекрасной причине — он думал, что это будет легко. Существовал одноименный сериал конца 50-х, целых 124 серии по часу каждаяСериал «Мэверик» продержался пять сезонов, он выходил с 1957 по 1962 год, среди прочих в нем снялся Роджер Мур. «Обязательно найду там какую-нибудь историю для себя, быстренько переведу ее в сценарий», — решил Голдман. И к своему ужасу обнаружил, что ни одна фабула не подходит для полнометражного фильма. Пришлось снова начинать с нуля. «Дело не во вдохновении. В любом случае писательское дело заключается в том, что ты просто садишься в одиночестве за рабочий стол и пишешь. Берешь слова, которые в подобных сочетаниях еще не стояли рядом, и переносишь на бумагу. И хотя в комнате ты один, страшный демон никогда тебя не покидает — демон знания собственных ужасных ограничений, безнадежной неадекватности, невозможности сделать так, как надо. Неважно, насколько ты блестящий и умный и какие яркие идеи танцуют у тебя в голове, приземленная реальность бумаги — это совсем другое дело».
Когда Голдману заказали первый сценарий в начале 60-х (адаптацию произведения Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», которая впоследствии была отвергнута), он в панике помчался в ближайший книжный, чтобы найти хоть какие-то книжки по сценарному делу — и не нашел ни одной. Сегодня полки просто ломятся от всевозможной литературы по кинодраматургии. В том числе благодаря Голдману, который в 1983 году написал важнейшие инсайдерские мемуары сценариста о жизни Голливуда, о людях, о трудностях и тайнах сценарного дела — «Приключения в кинобизнесе» (Adventures in the Screen Trade). Получилась удивительная книга, преисполненная грустью понимания не только профессиональных, но и каких-то общечеловеческих трудностей. Голдман, например, спокойно рассказывает, как нехорошо вел себя на съемках Дастин Хоффман (не единожды), и вообще необыкновенно честно описывает хаос, безумства, случайности, тщету, головную боль и радости работы в кино.
В «Приключениях...» Голдман сформулировал, наверное, самый знаменитый свой афоризм: «Никто ничего не знает». Можно сказать, что тот фильм стал хитом, потому что там играет такая-то звезда, но вот другая картина с этим же актером или актрисой проваливается, а вот неожиданно выстреливает лента вообще без знаменитостей и других средств привлечения зрителя. Почему? Наверное, потому что... На самом деле ни один человек в киноиндустрии наверняка не знает, что сработает, а что нет. «Никто не думал, что «Заложница» (2007) соберет более ста миллионов. Никто не подозревал, что Лиам Нисон сможет стать звездой боевика. Я знаю, что «Миллионера из трущоб» собирались выпустить сразу на DVD», — рассказывал Голдман, чья книга в итоге стала культовой не только в киношной среде, но и среди рекламщиков, пиарщиков, политиков.
Голдман говорил, что любому начинающему (да и продолжающему) сценаристу надо обязательно переезжать в Лос-Анджелес, а сам жил в Нью-Йорке; яростно удивлялся тому, какой бардак творится в индустрии, но до самой смерти сохранил детскую любовь к кино. Парадокс его жизни заключался еще в том, что Голдмана уважали и как участника, и как стороннего наблюдателя, аналитика кинопроцесса. Словно объединяя крайности своего бытия, он в 1988 году согласился быть членом жюри и Каннского фестиваля, и конкурса красоты «Мисс Америка». Этот нетривиальный опыт Голдман подытожил в книге «Шумиха и слава» (Hype and Glory) в 1991 году.
В 90-е Голдман занимался тем, что чинил чужие сценарии, например, таких популярных фильмов, как «Близнецы» (1988), «Несколько хороших парней» (1992), «Непристойное предложение» (1993), «Последний киногерой» (1993) и «Долорес Клэйборн» (1995). В то время как некоторые его истории так и не превратились в фильмы. Так, в конце 70-х Голдман готовил сценарий под названием «Морские короли» (The Sea Kings) — что-то вроде пиратских «Буча Кэссиди и Сандэнса Кида», повествующий об отношениях двух противоположных героев: один мечтает о приключениях и славе, другой — уйти на покой. Звучит крайне заманчиво: только представьте, что на роли приятелей-пиратов предполагались два главных Джеймса Бонда — Шон Коннери и Роджер Мур!
Как сценарист Голдман всегда понимал, что рождение кинопроизведения — слишком трудоемкий, сложносочиненный процесс и, главное, плод усилий множества самых разных людей, о чем критики часто забывают. Поэтому он так яростно отвергал «авторскую теорию» создания фильма. А еще он понимал, какое положение в этом процессе занимает сценарист — скорее чернорабочего, чем автора. «Когда пишешь фильм, никогда не знаешь, кто твой враг. Кто-то наверняка тебя подставит, это точно. Если фильм окажется неудачным, обязательно скажут, что это проблемы сценария, а если фильм выйдет хорошим, если все в нем сработает как надо, всегда будут хвалить режиссера, про сценариста никто и не вспомнит».
Из всего громадного наследия самому Голдману нравится только фильм «Буч...» и роман «Принцесса-невеста»: «Не то чтобы горжусь, но могу вспоминать о них без чувства стыда». Любопытно, что даже те его сценарии или фильмы по ним, которые казались неудачными самому Голдману, зачастую оборачивались все-таки прекрасными картинами. Например, «Степфордские жены», которые страшно не устраивали Голдмана тем, что режиссер Брайан Форбс придумал свой, не барбиподобный, образ идеальных степфордских жен. Однако фильму удалось другое: авторы убедительно создали мир, где существуют роботы, без единого визуального спецэффекта.
Голдмана всегда восхищало высказывание Фолкнера о том, что «нужно убивать своих любимых», которое он понимал так: часто в сценарной работе приходится выкидывать любимые сцены или образы, если они не встраиваются в общую структуру, если они мешают ходу действия, если... Короче, главное, это думать о цельности произведения, а не эгоистично пытаться вытолкнуть на бумагу все любимое и дорогое. С этим он впервые столкнулся при создании «Буча...» (о чем подробно рассказывает в «Приключениях...»). А когда писал «Принцессу-невесту», в какой-то момент неожиданно для самого себя обнаружил, что убил главного героя Уэстли. Голдман даже расплакался и не понимал, что делать дальше. Однако логика истории диктовала именно такой ход; оставалось понять, куда эта логика позовет дальше (в итоге приключения Уэстли благополучно продолжились). «Сценарий — это структура. Кино — это история», — всегда говорил сценарист.
Джонатан Демме как-то рассказывал, что после съемок «Молчания ягнят» устроил предпросмотр, на котором присутствовал и Голдман. Режиссер и его монтажер Крейг МакКэй были в целом ужасно довольны готовым фильмом и ничего переделывать в нем не планировали: «На следующий день мне позвонил Голдман: «Отличная картина, только одна сцена лишняя. После того как доктор Лектер сбегает, минуте на 8й–12й, разговор Клариссы с ее начальником. Когда он говорит, что его сняли с дела, а ее выгнали из Академии, но она все равно хочет продолжать... Убери это все». Я такой: «Как? Почему?! Это такая важная, напряженная сцена!» Он: «Не знаю, но чувствую, что так надо. Попробуйте». Посмеиваясь, я рассказал об этом Крейгу. Он тоже удивился, но мы все же решили проверить. И боже мой, какой же это оказался мощный переход — сразу на крупный план Клариссы. Как это объяснить?» Наверное, можно придумать сложные драматургические объяснения. А может, никаких рациональных объяснений нет — все это интуиция и внутреннее чутье. И в этом весь Уильям Голдман.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari