Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Японский хоррор: созерцание страха. Москва

«Звонок» ©1998 RINGSPIRAL Production Group

С 25 по 31 марта журнал «Искусство кино» проведет программу «Японский хоррор: созерцание страха». Показы пройдут в кинотеатрах «Октябрь» и «Москино Салют».

Зрители Москвы смогут увидеть на большом экране такие японские хорроры, как «Темные воды», «Ад», «Женщина-демон», «Тэцуо: Железный человек» и другие.

Сегодня так называемый J-Horror является неотъемлемой частью мировой традиции ужасов, а мстительный дух длинноволосой девушки представляет собой один из самых узнаваемых образов жанра. Но так было не всегда. На протяжении второй половины XX века Запад постепенно, шаг за шагом, знакомился с восточными привидениями, демонами и ёкаями, а также со страхами и тревогами японского общества. Начиная с фильмов 50–60-х, вдохновлявшихся сюжетами, эстетикой и символизмом театров Но и Кабуки. И заканчивая современными страшилками, которые переосмыслили классические страхи своей страны для нового тысячелетия и наслали их, словно проклятие, на ничего не подозревавших зрителей по всему миру.

Показы пройдут совместно с Отделом японской культуры Japan Foundation в ВГБИЛ при поддержке КАРО.Арт и Москино.

«Ад» ©Kokusai Hoei co.,ltd.

«Ад» (режиссер Нобуо Накагава, 1960)

Сиро Симизу счастлив. Он учится в университете и собирается жениться на любимой девушке. Но неожиданно случается трагедия. Когда Тамура, друг Сиро, подвозит его домой, они случайно сбивают насмерть человека и скрываются с места происшествия. После этого Сиро попадает в круговорот мести, ненависти, обмана и насилия. Познав греховную суть человеческой природы, Сиро в итоге отправляется на тот свет. И его путешествие начинается по-настоящему.

Во времена своего расцвета студия «Синтохо» входила в Большую шестерку золотого века японского кино, но к концу 50-х она проиграла жесткую конкуренцию в условиях обмелевшего рынка. За ней закрепилась репутация производителя низкобюджетных жестоких ужастиков. Режиссер Нобуо Накагава специализировался в этом жанре, и ему выпала честь снять последний фильм в истории студии. Картина создавалась в ужасной спешке, и отчаянная ситуация открыла для Накагавы неожиданные возможности. С помощью экстравагантных цветов и изобретательных трюков он превратил почти голые стены студийных павильонов в бездны японского ада дзигоку, где бог-судья Эмма назначает грешникам страдания по заслугам. Нахальная эпатажность подчеркивает утонченное авторское видение блестящего, остроумного режиссера.

Билеты

Кинотеатр «Москино Салют». 28 марта. Купить билет

«Женщина-демон» ©1964 Kindai Eiga Kyokai Co., Ltd. 

«Женщина-демон» (режиссер Канэто Синдо, 1964)

Середина XIV века. В Японии бушует гражданская война, которая голодным нищим крестьянам кажется бессмысленной и бесконечной. Пожилая женщина и ее невестка живут в хижине на болоте и зарабатывают мародерством, обирая трупы воинов и добивая раненых самураев. Когда поблизости селится солдат-дезертир, между ним и молодой девушкой вспыхивает страсть, но страшащаяся одиночества свекровь решает помешать их отношениям любой ценой.

Классик японского кинематографа, блестящий сценарист и режиссер Канэто Синдо с легкостью покорял любой жанр. И любой стиль превращал в эффективный инструмент повествования. В 60-е годы, после целого ряда реалистических картин он собрал свою съемочную группу, отвез их на огромное болото, поросшее высоченной травой сусуки, и на натуре снял роскошный костюмный хоррор. Одновременно вызывающе натуралистичный и стилизованный в традициях театра Но наполненный классическими для Синдо размышлениями о человеческих страстях и просто по-человечески страшный.

Билеты

Кинотеатр «Москино Салют». 29 марта. Купить билет

«Тэцуо: Железный человек» © SHINYA TSUKAMOTO / KAIJYU THEATER

«Тэцуо: Железный человек» (режиссер Синъя Цукамото, 1989)

Безумный «металлический фетишист» вставляет в свое тело металлические объекты, а потом в ужасе от своей гниющей плоти выбегает на дорогу и попадает под машину. Тем временем безымянный офисный работник, мучимый антиутопическими механическими видениями, внезапно начинает превращаться в металлического монстра. В удушающем, постиндустриальном мегаполисе люди ломаются, сходят с ума и тонут под грудами ожившего металлолома.

Синъя Цукамото — эталонный независимый режиссер, бесстрашный и неукротимый. В производство «Тэцуо» он вложил все свои сбережения и сам исполнил одну из главных ролей. Мучительный съемочный процесс занял больше года. Чудом законченный фильм выиграл главный приз на Римском кинофестивале фантастических фильмов, хотя демонстрировался без перевода, на который у Цукамото просто не было денег. Этот невероятно жестокий и изобретательный фантастический боди-хоррор добился коммерческого и критического успеха и вдохновил целое поколение молодых кинематографистов. Он в полной мере выразил иррациональные страхи жителя большого города и атмосферу тотального отчуждения.

Билеты

Кинотеатр «Октябрь». 30 марта. Купить билет

«Звонок» ©1995 RINGSPIRAL Production Group

«Звонок» (режиссер Хидэо Наката, 1998)

Есть такая городская легенда о нехорошей видеокассете, на которую было записано что-то страшное. Если посмотреть ее, на экране появится женщина и скажет: «Ты умрешь через семь дней». А потом зазвонит телефон, из трубки донесется краткое: «Ты видел». Казалось бы, глупая школьная байка. Но Томоко и трое ее друзей нашли такую кассету, посмотрели ее и через неделю одновременно скончались. Их мертвые лица были обезображены гримасами бесконечного ужаса. Репортер Рэйко Асакава, тетя Томоко, решает разобраться в странной смерти своей племянницы.

В конце 90-х годов на мир обрушилась «новая волна» японских кинематографических ужасов. Режиссер Хидэо Наката выделялся даже среди своих талантливых коллег, а его «Звонок» стал международной сенсацией и флагманом всего движения. Серьезный, методичный хоррор медленно, но верно подтачивает душевное спокойствие персонажей и зрителей, а классический мстительный дух онрё изобретательно использует современные технологии для своих страшных злодеяний.

Билеты

Кинотеатр «Октябрь». 25 марта. Купить билет

«Кинопроба» ©Coproduction Office

«Кинопроба» (режиссер Такаси Миикэ, 1999)

Вдовец Сигэхару Аояма после смерти своей жены много лет не заводил новых отношений. Его повзрослевший сын собирается съезжать от отца и советует ему жениться повторно. Друг Аоямы Ёсикава предлагает интересный способ знакомства с женщинами — фальшивое прослушивание на главную роль в несуществующем фильме. Аояма соглашается и таким образом встречается с очаровательной Асами Ямадзаки, которая также проявляет к нему безусловный интерес. Однако бдительный Ёсикава предупреждает друга, что эта девушка может быть не той, кем кажется. И реальность вскоре превзойдет его самые худшие подозрения.

Такаси Миикэ — режиссер нечеловечески работоспособный, феноменально плодовитый, совершенно безбашенный и по уши влюбленный в свое ремесло. В одном только 1999 году он закончил пять фильмов. Но «Кинопроба» выделяется тем, что на ее съемки у него ушло целых три недели вместо стандартных двух. Финансированием этой картины занималась та же компания, что годом раньше добилась огромного успеха с хоррором «Звонок». Купив права на новую книгу известного писателя Рю Мураками, продюсеры поручили проект «мастеру всех ремесел» Такаси Миикэ. Он превзошел все их ожидания, создав вдохновенное произведение о любви, боли и одержимости, которое увенчал шокирующей сценой неподражаемой жестокости.

Билеты

Кинотеатр «Октябрь». 31 марта. Купить билет

«Темные воды» ©DARK WATER Film Partners

«Темные воды» (режиссер Хидэо Наката, 2002)

После тяжелого развода Ёсими ищет новую квартиру. Вместе со своей дочерью она заселяется в старый, потрёпанный многоквартирный дом, где вечно царят мрачная сырость и слякоть. Все, что волнует Ёсими, — это утомительная и некрасивая борьба с бывшим мужем за право опеки над ребенком. Тем временем одно странное происшествие следует за другим. По дому ходит странная маленькая девочка, а сырое пятно в углу квартиры продолжает расти.

«Темные воды» венчают первый большой этап в карьере режиссера Хидэо Накаты, после которого он отправился в свою голливудскую экспедицию. Как и в случае со «Звонком» — его первым хитом, режиссер обратился к истории, написанной литературным мастером ужасов Кодзи Судзуки. В этот раз Наката снял фильм не только чрезвычайно мрачный и жуткий, но и мучительно грустный. Страх и сочувствие — две, казалось бы, несовместимые эмоции. Однако в лучших историях о японских призраках они идут рука об руку. Ведь за каждым злобным неупокоенным духом стоит печальная, трагическая история.

Билеты

27 марта. Кинотеатр «Октябрь». Купить билет

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari