ММКФ-2014. Слева направо

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В секции «Специальные показы» прошедшего 36-го ММКФ – «Косухи» Себастьяна Аларкона, давнего любимца московского фестиваля советских еще лет. Какое отношение к чилийцу имеют Хуциев, Адабашьян и наши байкеры, они же рокеры? На этот и другие вопросы отвечает Нина Цыркун.

 
moscow-fest-36-logoСебастьян Аларкон – человек двух культур, выпускник чилийского университета в Вальпараисо и ВГИКа, молодые годы провел на «Мосфильме». В Вальпараисо родился Сальвадор Альенде. Аларкон окончил ВГИК в 1975 году, когда вышел на экран фильм Глеба Панфилова (председателя жюри 36-го ММКФ) «Прошу слова», в котором главная героиня горько рыдала, узнав по телевизору о гибели любимого Советами президента-социалиста, а два года спустя Аларкон и сам вместе с Александром Косаревым снял фильм «Ночь над Чили» на тему покончившего с властью Альенде пиночетовского переворота и получил диплом 10-го ММКФ за лучший дебют. Так что советская история предперестроечной эпохи с ее людьми и настроениями для Аларкона родная, а ностальгия по тем временам и нравам естественна.

Судя по финальному кадру, где камера провожает удаляющиеся в московскую даль фигуры трех парней лет двадцати, «Косухи» Аларкона задумывались как своего рода парафраза хуциевской «Заставы Ильича». На всей же дистанции фильма перекличка с классикой если и угадывается, то она сильно заглушена навязчивой дидактичностью авторского посыла. У Хуциева – фильм-диалог, многоголосье; у Аларкона, при внешней композиционной диалогичности ситуаций, слишком отчетливо слышен глас перекрывающего все остальные голоса и не сомневающегося в своей правоте автора. Его позицию озвучивает традиционный тип совкино – старый рабочий дядя Володя – воплощенные ум, честь и совесть, инициировавший восстановление заброшенного советского завода с символическим названием «Слава». Каждому из трех молодых героев – плейбою Вадиму (Александр Шам), отлынивающему от занятий в универе, начинающему писателю Павлу, зарабатывающему на жизнь доставкой пиццы (Дмитрий Смирнов), и рабочему, подпольному борцу за социальную справедливость Юре (Тимур Аларкон) в фильме выделяется свой собеседник-референт старшего поколения.


«Косухи», тизер

Вот мудрый трудяга дядя Володя, ведя в цех внимающего ему Юру, ставит диагноз современной ситуации в России: «Мы гордились своей страной. А вы?.. В начале 90-х страной заправляли безмозглые бандиты, а сейчас образованные. В погонах». Вадим, сын олигарха, поднявшегося на фармацевтике в мутные времена, в дорогом ресторане «Краб» с иронией выслушивает вузовского преподавателя (Сергей Газаров), назначающего таксу за ликвидацию неудов: при советской власти, вспоминает тот, тоже умные люди умели устраиваться, да жадность сгубила и «америкосы помогли» – вот и порушили систему. Павел по случаю своего дня рождения приглашает на дармовой обед (такой бонус ему от пиццерии полагается) преподавателя по драматургии (Александр Адабашьян, он же, кстати, соавтор сценария «Косух» совместно с Аларконом) – этот смачно философствует в историческом масштабе: сколько, мол, потеряли при смене режима – а все потому, что у нас всегда не хватало тормозов.

Название фильма обманчиво. Вроде бы он должен быть про байкеров, которые раньше звались рокерами. Косухи – кожанки с молнией-«трактором» от левого бедра к правому плечу – это ведь их фирменный прикид. На самом деле только Вадим получает в подарок на день рождения настоящий мотобайк. Павел ездит на дешевом скутере, а Юра и вовсе на скейте. Косухи же используются как средство доставки наркоты. Все трое в этом трафике люди посторонние, не при делах, даже четко настроены против дури, и косухи им достаются случайно. Авторам сценария косухи понадобились для связки сюжета, чтобы показать три типа современной российской молодежи при выборе жизненного пути. Для этой цели были выбраны знакомые с советских времен варианты: не желающий серьезно учиться студент из золотой молодежи; без устали размышляющий о смысле жизни, боге и историческом пути отечества интеллигент; рабочий паренек, мечтающий уехать куда-нибудь далеко (только не за границу, «чего я там не видал»), может, на Байкал, где чистая природа и хорошие люди. Все три типа безнадежно застряли в ушедшем времени, да и обрисованы грубыми мазками, приблизительно и чуть ли не карикатурно, что явно не входило в авторскую задачу. И если, имея в виду склонность режиссера к наглядной символике, искать символ для этой картины, то это до неприличия клишированный кадр с летящей в бочку с бензином пулей, снятой рапидом, да к тому не исполнившей той роли, которую ожидает от нее зритель, долго удерживаемый в саспенсе.

Хорошего дня и удачи! «Хорошего дня», режиссер Лю Цзянь

№2, февраль

Хорошего дня и удачи! «Хорошего дня», режиссер Лю Цзянь

Лариса Малюкова

Китайский анимационный фильм «Хорошего дня» Лю Цзяня стал одним из немногих сюрпризов конкурса Берлинале, вместе с тем органично вписавшийся в его драматургию. Картина Лю Цзяня существует на перекрестке авангардного современного искусства и анимации; криминального неонуара, черной комедии и точного социального пейзажа китайского общества, замершего в кризисном переломе.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

В Москве состоится премьера фильма «В ауте»

19.11.2012

Премьера фильма «В ауте» Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау состоится в кинотеатре «Художественный» (Москва) 21 ноября. В центре «Аута» – героиня-аутист Соня Шаталова и ее дневники, но сами авторы считают, что тема их картины выходит далеко за границы частной жини героини: «Что происходит сегодня с нами? Куда мы идем? На что мы тратим свое время? Свободны ли мы? Ответы на эти вопросы придут с самой неожиданной стороны».