Без рефлексии

1 августа журнал «Искусство кино» — старейший в Европе кинематографический ежемесячник — должен освободить помещение, построенное специально для него в 1963 году. Таково решение Союза кинематографистов, который владеет зданием и одновременно является одним из учредителей журнала. Вслед за Музеем кино, выставленным на улицу в 2005 году, под угрозу поставлен еще один культурный институт, без которого невозможно развитие национального кинематографа. Первый этаж в доме № 9 на улице Усиевича, где всегда находился журнал, подарил Союзу кинематографистов в 1995 году Борис Ельцин. Журнал получил площадь на безвозмездной основе и с правом субаренды — таков был учредительский взнос СК.

По решению Союза кинематографистов «Искусство кино» покидает здание, построенное для него

По решению Союза кинематографистов «Искусство кино» покидает здание, построенное для него

Фото: Алексей Майшев для «РР»

В середине 1990−х господдержка составляла 90% от общего ежегодного бюджета «Искусства кино». Но с 1998−го она стала уменьшаться и сегодня составляет только 30% (это 2,5 млн рублей из необходимых 8,5). Поэтому журнал воспользовался своим правом на субаренду и стал сдавать часть предоставленной ему площади — на эти деньги и на поддержку спонсоров он и существовал последние 10 лет.

В 2008 году Союз кинематографистов потребовал, чтобы журнал отдавал ему все деньги от субаренды, и назвал сумму, которую хочет получать — $10 тыс. в месяц. При этом 8 тыс. приносила аренда, а еще две журнал доплачивал СК из денег, полученных в качестве гос­поддержки от Министерства культуры.

Парадокс: журнал, некогда учрежденный Союзом кинематографистов, был вынужден платить деньги собственному учредителю. Фактически действия СК вынудили «Искусство кино» полностью перейти на спонсорское обеспечение, потому что гранта от Минкульта перестало хватать на всех.

Но вот в мае нынешнего года руководство союза решило, что с коммерческой точки зрения помещение «Искусство кино» простаивает.

— Вся площадь будет сдана в аренду, деньги будут поступать на счет СК, а со счета — тратиться, в том числе и на материальную помощь членам СК, — сообщил исполнительный директор Союза кинематографистов Валерий Тонких.

— Мы одногодки «Мосфильма» и на 29 лет старше Союза кинематографистов, который нас теперь выбрасывает на улицу, — комментирует сложившуюся ситуацию главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей. — Уверен, что, когда администрация Ельцина в 1995−м подарила наш журнал Союзу кинематографистов, им и в голову не могло прийти, что через 14 лет СК будет относиться к «Искусству кино» всего лишь как к квадратным метрам, которые можно сдать, например, банку, как это уже произошло с библиотекой Киноцентра, выгнанной СК из Дома кино.

Скандалы вокруг Союза ки­нематографистов начались в конце прошлого года, когда в самом СК произошел раскол в связи с выборами председа­теля и определением будущей стратегии.

В конце мая в редакцию журнала пришла бумага с требованием освободить помещение в течение 48 часов; окончательное выселение удалось отсрочить до 1 августа. Фирм, которые снимали помещения у «Искусства кино», это не коснулось: от имени СК им предложили продлить срок аренды на следующий год за те же деньги. Выселяют только «Искусство кино».

Пути СК и старейшего в Европе журнала, посвященного теории и практике кино, на этом расходятся. Наша киноиндустрия как бы показывает, что площадка для саморефлексии ей больше не нужна.

Евгений Гусятинский. «Русский репортер», №29 (108) от 30 июля 2009

Брат-2

Блоги

Брат-2

Наталья Серебрякова

По мнению Натальи Серебряковой, фильм «Кровные узы» Гийома Кане больше всего похож на совокупное творчество Джеймса Грэя.

В блеклом цвете. «Теснота», режиссер Кантемир Балагов

№5/6, май-июнь

В блеклом цвете. «Теснота», режиссер Кантемир Балагов

Евгений Гусятинский

«Теснота» – нетипичный по здешним (и нездешним) меркам дебют. Он никак не пересекается с молодым российским кино – двухлетней и даже пятилетней давности, не говоря уж о более недавнем. Кантемир Балагов далек и от адептов школы Разбежкиной, утопающих в прямом документализме, и от выпускников Московской школы нового кино, следующих фестивальной и синефильской моде, и уж тем более от молодых работников беспомощного мейнстрима. Не опознается он и как последователь Александра Сокурова, у которого учился, и такое несоответствие замечательно свидетельствует о киношколе, основанной его мастером в Нальчике.

Колонка главного редактора

Доклад президенту РФ Владимиру Путину. О влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала

12.11.2012

12 ноября 2012 года в Кремле состоялось заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Публикуем доклад Даниила Дондурея.