Без рефлексии

1 августа журнал «Искусство кино» — старейший в Европе кинематографический ежемесячник — должен освободить помещение, построенное специально для него в 1963 году. Таково решение Союза кинематографистов, который владеет зданием и одновременно является одним из учредителей журнала. Вслед за Музеем кино, выставленным на улицу в 2005 году, под угрозу поставлен еще один культурный институт, без которого невозможно развитие национального кинематографа. Первый этаж в доме № 9 на улице Усиевича, где всегда находился журнал, подарил Союзу кинематографистов в 1995 году Борис Ельцин. Журнал получил площадь на безвозмездной основе и с правом субаренды — таков был учредительский взнос СК.

По решению Союза кинематографистов «Искусство кино» покидает здание, построенное для него

По решению Союза кинематографистов «Искусство кино» покидает здание, построенное для него

Фото: Алексей Майшев для «РР»

В середине 1990−х господдержка составляла 90% от общего ежегодного бюджета «Искусства кино». Но с 1998−го она стала уменьшаться и сегодня составляет только 30% (это 2,5 млн рублей из необходимых 8,5). Поэтому журнал воспользовался своим правом на субаренду и стал сдавать часть предоставленной ему площади — на эти деньги и на поддержку спонсоров он и существовал последние 10 лет.

В 2008 году Союз кинематографистов потребовал, чтобы журнал отдавал ему все деньги от субаренды, и назвал сумму, которую хочет получать — $10 тыс. в месяц. При этом 8 тыс. приносила аренда, а еще две журнал доплачивал СК из денег, полученных в качестве гос­поддержки от Министерства культуры.

Парадокс: журнал, некогда учрежденный Союзом кинематографистов, был вынужден платить деньги собственному учредителю. Фактически действия СК вынудили «Искусство кино» полностью перейти на спонсорское обеспечение, потому что гранта от Минкульта перестало хватать на всех.

Но вот в мае нынешнего года руководство союза решило, что с коммерческой точки зрения помещение «Искусство кино» простаивает.

— Вся площадь будет сдана в аренду, деньги будут поступать на счет СК, а со счета — тратиться, в том числе и на материальную помощь членам СК, — сообщил исполнительный директор Союза кинематографистов Валерий Тонких.

— Мы одногодки «Мосфильма» и на 29 лет старше Союза кинематографистов, который нас теперь выбрасывает на улицу, — комментирует сложившуюся ситуацию главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей. — Уверен, что, когда администрация Ельцина в 1995−м подарила наш журнал Союзу кинематографистов, им и в голову не могло прийти, что через 14 лет СК будет относиться к «Искусству кино» всего лишь как к квадратным метрам, которые можно сдать, например, банку, как это уже произошло с библиотекой Киноцентра, выгнанной СК из Дома кино.

Скандалы вокруг Союза ки­нематографистов начались в конце прошлого года, когда в самом СК произошел раскол в связи с выборами председа­теля и определением будущей стратегии.

В конце мая в редакцию журнала пришла бумага с требованием освободить помещение в течение 48 часов; окончательное выселение удалось отсрочить до 1 августа. Фирм, которые снимали помещения у «Искусства кино», это не коснулось: от имени СК им предложили продлить срок аренды на следующий год за те же деньги. Выселяют только «Искусство кино».

Пути СК и старейшего в Европе журнала, посвященного теории и практике кино, на этом расходятся. Наша киноиндустрия как бы показывает, что площадка для саморефлексии ей больше не нужна.

Евгений Гусятинский. «Русский репортер», №29 (108) от 30 июля 2009

Kinoart Weekly. Выпуск 94

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 94

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: первые кадры нового фильма Терренса Малика; Дюмон снимет рок-мюзикл о Жанне д'Арк; Тавернье завершил док о французском кино; Триер процитировал Дэвида Боуи в анонсе нового фильма; Александр Пейн снимет новый роуд-муви; Джилл Солоуэй выпустит телепроект о крушении семьи; Джо Райт приложит руку к "Черному зеркалу"; незавершенный роман Джейн Остин экранизируют; Депп сыграет человека-невидимку; трейлер нового фильма с Тильдой Суинтон.   

Что произошло с правыми? Левые и правые – контекст и эволюция

№3, март

Что произошло с правыми? Левые и правые – контекст и эволюция

Дмитрий Бутрин

Главную политическую дихотомию Нового времени – оппозицию правых и левых в политике – хоронили не один, не два и не двенадцать раз. Само по себе описание попыток аналитиков, политиков и политологов создать «неэвклидову геометрию» распределения современных политических сил друг относительно друга, альтернативную историческому расположению мест во французском парламенте, может составить неплохую книгу. Возможно, такая книга и существует, просто я не удосужился ее прочитать.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».