Фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний», в этом году резко сменивший философию и формат, пройдет в Петербурге с 14 по 18 октября. Полную программу «Мира знаний» ищите на сайте фестиваля, а мы собрали небольшой путеводитель по секциям и их главным хитам.
Петербургский кинофестиваль научпопа «Мир знаний» проходит уже в пятнадцатый раз, но до недавнего времени выглядел мероприятием, слишком серьезным для широкой публики. Фестиваль переменился под руководством новой команды (ее возглавляют программный директор Константин Шавловский и креативный продюсер Саша Ахмадщина), но кроме того, изменился и сам статус научного знания. В последние 5-10 лет стало модно слушать онлайн университетские лекции и подписываться на научпоп-издания, ученые участвуют в слэмах и баттлах, а главными общественными проблемами сегодняшнего дня занимаются вирусология и климатология.
Старомодное название «Мир знаний» наводит на ассоциации с учебником природоведения, поэтому в рамках ребрендинга фестиваль снабдили более броским подзаголовком «Пересборка будущего». В соответствии с такой формулировкой программа составлена не из образовательного кино о фундаментальных вопросах, а из фильмов, пытающихся разглядеть современность в оптике научного метода и попытаться понять, что ждет нас впереди.
Рамку фестивальной программы образуют два фильма на тему изменения климата. Их объединяет еще и то, что это не обычные экологические хорроры с нагромождением катастрофических прогнозов и пугающей статистикой, а истории о людях. Фильм «Я, Грета», который покажут на открытии, — документальный портрет не нуждающейся в представлениях активистки из Швеции: здесь предпринимается попытка увидеть в Грете Тунберг не так называемую poster child, а живого человека (подробнее в нашей рецензии). «Самый жаркий август» — фильм о Нью-Йорке летом 2017 года: температурные рекорды, новости о пожарах и ураганах, а также ожидание политических катастроф с точки зрения обычных горожан.
Выбирать победителя среди девяти фильмов полнометражного конкурса будет международное жюри из пяти человек. Все они профессионально связаны с наукой и почти все занимаются также и кино или искусством.
Название фильма не могло быть точнее: его главный герой, австрийский биолог Флориан Капс, посвятил жизнь спасению аналоговых технологий от наступления цифры, а это отчаянная затея. В 2008-м (год появления iPhone) компания Polaroid закрыла свою фабрику в нидерландском Энсхеде. Капсу удалось собрать достаточно денег, чтобы выкупить завод и возобновить производство — причем многое в уже подзабытой технологии пришлось изобретать заново. Капс — не луддит, но он настаивает на том, что «устаревшее» тоже является частью современности, и возражает против агрессии цифровых медиа. Невозможный проект оказался успешен: сейчас Polaroid стал даже модным. Интересно, что режиссер фильма Йенс Мейрер когда-то продюсировал «Русский ковчег» Александра Сокурова — возможно, первый шедевр полностью цифрового кино.
Лауреат «Оскара» Рон Ховард (он получил две статуэтки за «Игры разума» с Расселом Кроу) снял фильм о том, как город Парадайз в Калифорнии поднимают из пепла после разрушительного пожара в 2018 году. Люди думали, что устроили себе рай на земле, построив солнечный город-сад у подножья Сьерра-Невады, но потом само же человечество навлекло на себя гнев стихии. Мир в огне: из-за глобального потепления страшные пожары случаются каждый год. Как будто специально ради метафоры, в самом разрушительном пожаре калифорнийской истории больше всех пострадал именно город под названием «рай». Ховард документирует апокалиптические картины катастрофы — когда в кадре появляются четыре лошади, кажется, будто всадники апокалипсиса тоже где-то рядом. Но все-таки это — кино о надежде, а его главные герои — жители Парадайза, которые пытаются вернуться в свой разрушенный дом.
Социальные науки на фестивале представляет программа «Политика взгляда». В ней собраны фильмы, исследующие — и подвергающие критической переоценке — достижения культурной антропологии, в прошлом веке более известной под названием «этнография».
В 1961 году группа исследователей из Гарвардского университета под руководством Роберта Гарднера отправилась в экспедицию в Новую Гвинею — изучать культуру народа дани, который еще за тридцать лет до этого не имел контактов с внешним миром. Результатом стал фильм «Мёртвые птицы» — классика визуальной антропологии. Теперь же художник Эрнст Карель и антрополог Вероника Кусумариати обратились к звуковым материалам экспедиции, из которых и составлен этот экспериментальный фильм, почти полностью лишенный изображения. Во времена Гарднера синхронная запись звука была недостаточно развита, поэтому в «Мёртвых птицах» использованы в том числе и постановочные записи, что по современным научным стандартам было бы неприемлемо; но кроме того, фрагменты из 37-часового архива обнажают саму механику производства антропологического знания — на пленку попали разговоры между участниками экспедиции и комментарии жителей долины Балием.
Несколько загадочное название этой внеконкурсной программы имеет в виду отношения между строгой наукой и нерациональным миром, который ее окружает: производство знания невозможно без человеческих взаимодействий, социальных структур и бюрократии. Героям этих фильмов приходится выходить из башни слоновой кости в зону дискомфорта.
Этот документальный фильм снят на фантастическую тему: его герои готовятся к встрече с пришельцами. Причем этой деятельностью они занимаются не на форумах конспирологов, а во вполне легитимных институциях типа ООН, где существует должность «космического посла по контактам с неземными цивилизациями». Парадокс этой работы в том, что участвующие в ней ученые, чиновники и военные занимаются совершенно гипотетическими проблемами и, в отличие от уфологов, осознают, что вряд ли станут свидетелями настоящего «контакта».
Не слишком научная часть «Мира знаний» — программа из трех фильмов о том, что значит быть подростком в современном мире. Героям этих документальных работ — от 9 до 13 лет.
Хит фестиваля «Санденс» 2016 года — документальное кино о юной казашке Ашолпан, которая намеревается стать первой женщиной-участницей охотничьего фестиваля «Золотой орёл». Тринадцатилетняя девочка изучает орлиную охоту с самых малых лет — это древнее искусство практикуют ее отец и дед. Несмотря на это, многие охотники резко против того, чтобы соревноваться с Ашолпан как с ровней.
Совместно с издательством «Альпина нон-фикшн» фестиваль подготовил программу из семи лекций в петербургском книжном магазине «Порядок слов». Лекции также будут доступны на портале «Культура.РФ». Среди тем — старение, теории заговора, сексуальная жизнь при капитализме и эволюция человека, а также будущее медиа (в том числе кино — об этом будет говорить главный редактор «Искусства кино» Антон Долин).
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari