Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Анна Кузнецова и Дарья СавельеваРеальность нас догнала и ускакала вперед

Анна Кузнецова
Анна Кузнецова

В кинотеатрах еще можно застать сеансы «Каникул» Анны Кузнецовой. Про работу с подростками, реальность, правду на экране и нарушение правил куратор «Зотов.Кино» Полина Прибыткова поговорила с режиссером и исполнительницей одной из главных ролей Дарьей Савельевой.

Полина Прибыткова. Ваш фильм не столько для подростков, сколько про них. Мне вспоминаются фильмы Динары Асановой, где тоже в центре внимания ребенок и подросток, но это скорее модель мира. Думали ли вы, когда делали кино, о том, кто ваш потенциальный зритель?

Анна Кузнецова. «Каникулы» в первую очередь про взрослых и для взрослых. В детском мире мы создаем некую модель мира большого. При этом, мне кажется, что этот фильм мог бы быть интересен и ровесникам наших героев, и подросткам чуть постарше, и так называемому поколению Z, со взглядом на жизнь которых перекликается и Танин (прим. — героиня Дарьи Савельевой). Она чуть инфантильнее, чем должна быть в своем возрасте.

Полина Прибыткова. В картине не просто поколение условных отцов и детей, a представлено три поколения.

Анна Кузнецова. Нам было важно, чтобы героине Полины Кутеповой было не меньше 50 лет. Она примерно то же самое до 1990 года уже видела — все эти речи жюри про разумное, доброе, вечное, а главное — «понятное детям любого возраста». Ничего нового для нее не происходит, наоборот, возникает только чувство узнавания.

Полина Прибыткова. Ничего нового, кроме Тани, героини Даши Савельевой.

Дарья Савельева. Да, у Тани тот же процесс взросления происходит, что и у подростков, несмотря на возраст.

Полина Прибыткова. Она типичный кидалт и своего рода трикстер — прокладывает мостик из мира детского в мир взрослый.

Дарья Савельева. Таня с детьми находится на своей волне и собственные процессы проживает. Мне вообще кажется, в черепной коробке у каждого разыгрывается персональный спектакль, который диктует камертон и задает манеру поведения — как жить, что выбирать, подстраиваться под определенные реалии или нет? Так же и взросление происходит. Я тоже расту и тоже не знаю, в кого мне вырасти — сейчас и вообще.

«Каникулы», 2022

Полина Прибыткова. Как вы писали сценарий, какие изменения он претерпел в процессе?

Анна Кузнецова. Мы писали два года — сейчас мало кто себе такое может позволить. Первый год мы писали исключительно для себя. Потом у нас появился продюсер Наташа Дрозд, после чего полгода мы редактировали сценарий с Борисом Хлебниковым. Сценарий стал плотнее и короче. Мы встряхнули сюжет и еще раз критически перебрали каждую сцену. А дальше уже начали снимать, ну и наснимали на три часа. Время увеличили детские импровизации, некоторые из них вошли в фильм. Мы очень долго монтировали, искали способ рассказать историю и при этом ничего не потерять. Многие классные штуки и некоторые сцены неизбежно ушли в корзину, к сожалению.

Полина Прибыткова. Расскажите про работу с детьми на площадке. Они выглядят очень органично в кадре.

Анна Кузнецова. Больше всего мы с ними работали как раз до площадки. Их очень долго выбирали. Мы искали детей максимально похожих на своих персонажей. У нас был гигантский детский открытый кастинг. Мы заранее писали родителям — не репетируйте с детьми, не трогайте их лишний раз, просто дайте им текст, чтобы они его запомнили. Сложнее всего было с теми детьми, которые приходили от агентств. Они говорили заученную ерунду, потому что человек, который их натаскивал, не понимал моих режиссерских задач. А потом выбить то, чему уже научили, — очень сложно. Поэтому зачастую важно просто прийти со своей органикой и выученным текстом — больше ничего не требуется.

Кого-то из ребят находили буквально за две недели до выезда в экспедицию. Перед отъездом мы репетировали, было важно, чтобы они подружились, познакомились, чтобы к началу съемок у них была абсолютно сложившаяся жизнь в коллективе. К первой сцене уже были свои дружбы, симпатии, антипатии. Мы не репетировали с ребятами сцены, а просто давали задачи, схожие с тем, что им нужно было играть, и они эти задачи этюдно разыгрывали. Еще мы отрепетировали спектакль до выезда. У меня был свисток на случай, когда все уходили в отрыв, в свою вселенную, и требовалось срочно привлечь внимание аудитории (смеется). У меня тихий голос, а под конец съемок я начала уже немного рявкать, прорезалась учительская интонация.

Полина Прибыткова. Как вы существовали с детьми вне съемок? Возможно, я фантазирую, но складывается ощущение многомерности — дети разыгрывают спектакль (первый слой), это же происходит по сюжету в их жизни (второй слой), кроме того, нечто подобное наверняка происходило параллельно в реальности, и это уже третий слой.

Дарья Савельева. Сидишь ты, например, перед дублем, переставляется свет, миллион людей на площадке, а мы вместе тусуемся, кто-то массаж делает, кто-то разговаривает, кто-то обижается, кто-то кому-то изменил, и ты все это разруливаешь вместе с ними. Мы с ребятами подружились еще на репетициях в Москве. У нас образовался свой птичий язык, мы с полуслова друг друга понимали. У кого-то складывались отношения, влюблялись все, общались с помощью записок. Мы дружили по-настоящему. Для меня, конечно, это колоссальный опыт, я до сих пор под впечатлением. Когда была премьера в «Художественном», пришли все ребята. Сейчас они уже взрослые девушки и юноши.

«Каникулы», 2022

Полина Прибыткова. Почему вообще подростки?

Анна Кузнецова. Мне нравится в подростках нечто бурлящее. Нравится, когда полифония, когда одновременно много всего в кадре происходит, когда несколько сюжетных линий. Подростки в этом смысле классная тема. Во всех остальных тоже.

Полина Прибыткова. А что тебе, как режиссеру, она дает?

Анна Кузнецова. Ощущение жизни. Я стараюсь избегать сцен, где два человека просто разговаривают. Нужно хоть что-то добавить в такие сцены, какой-то второй план. Для сцены, где Таня и Мария Генриховна обсуждают, нужно ли вести детей на награждение, мы сразу написали историю с ребенком, играющим на берегу моря. Нельзя было оставлять просто диалог.

Полина Прибыткова. Сценарий вы начали писать в 2018 году. Первый фестивальный показ состоялся в 2023 году. В прокат фильм вышел в 2024-м. Как вам кажется, он смотрится сейчас?

Анна Кузнецова. Много раз казалось, что фильм сейчас устареет напрочь и будет уже никому не интересен. Реальность нас догнала, обогнала и ускакала вперед семимильными шагами. Но пересмотрев фильм на премьере, я поняла, что теперь он уже смотрится как слепок другого времени. И в этом смысле на него по-прежнему интересно смотреть. С еще большей долей ностальгии.

Полина Прибыткова. Динара Асанова часто повторяла фразу, характеризующую в целом ее подход. «У меня нет времени говорить неправду». Многие сравнивают вашу картину с советским школьным фильмом. Какие у вас были ориентиры?

Анна Кузнецова. Мне кажется, там читается «100 дней после детства». Отсылки сработают, скорее, для взрослых, для понимания сюжета они совершенно не принципиальны. Мы просто не могли сделать вид, что не знаем и не любим фильм Соловьева. Разумеется, передавали ему приветы.

Еще фильм «Крылья» Ларисы Шепитько. Наша сценаристка (Екатерина Задохина — прим. ИК) его очень любит. Но все эти отсылки появились после того, как мы написали сценарий, в процессе его осмысления и редактуры.

Полина Прибыткова. Даша, как ты готовилась к роли?

Дарья Савельева. Мне важно, чтобы при чтении сценария во мне откликалось внутренне. Это своего рода лакмусовая бумажка. При подготовке к роли я, как правило, работаю с психологом, мы вместе разбираем персонаж, как человека. Где его болевые точки? Где его триггеры? Что у него болит? Про что он хочет сказать? Бывает, что я прихожу в тупик и абсолютно не понимаю, что делать дальше. Когда ты получаешь сценарий, это просто буковки. Вроде есть идеи и мысли других людей, которые это все написали, но я же, как эгоист, рассматриваю только одного персонажа — Татьяну Викторовну в случае с «Каникулами». Вот есть некие обстоятельства. Учительница едет на фестиваль с детьми, где они попадают в различные ситуации. А кроме этих обстоятельств ничего не задано. Что за человек Татьяна Викторовна? Чем она живет? Чем увлекается? Какие у нее есть проблемы, с родителями, к примеру? Кого она любит? Что ей нравится? В процессе размышлений над этими вопросами в тебе начинает рождаться новый человек. И этот новый человек на съемках диктует, как ему действовать.

Анна Кузнецова. Я очень много разговариваю с актерами на площадке. Может быть, даже слишком много (смеется). Что из этого останется в актере, что в нем прорастет, ты никогда не знаешь. Актер все равно внутренне реагирует на что-то свое.

Полина Прибыткова. Расскажите про сцену с армянской свадьбой.

Анна Кузнецова. Когда мы только приехали в экспедицию, стало понятно, что у нас проблема с армянами, мы не могли найти актеров. Но в какой-то момент нашлись реальные музыканты, которые приезжают из Краснодара играть на армянской свадьбе. Мы решили внедриться в нее, и, на удивление, семьи молодоженов согласились на съемку. Это было чудом. У нас было выделено два дня под съемки свадебных сцен, и в один из них как раз проходила эта совершенно прекрасная и невероятная армянская свадьба.

Актеры согласились, что мы их просто «вбрасываем» в центр торжества, и они там уже сами реализовывают сценарий. Я сидела под столом с плейбеком. Мы не могли записать чистый звук, потому что орала музыка. Но, кажется, оно того стоило. Звукорежиссер подключился к свадебному пульту и прямо с него писал звук. Всю музыку для сцены нам подсказала эта армянская свадьба. Например, мы взяли в фильм ровно ту песню, под которую заплакала Даша. Это песня «Мама», которая заиграла на свадьбе. Монтаж звука в сцене полностью соответствует тому, как это произошло на самом деле.

Полины Прибыткова. Как у вас складывались отношения с Полиной Кутеповой?

Дарья Савельева. С Полиной были замечательные отношения. Она как актриса, конечно, великая женщина и очень талантливый человек. Понятное дело, на период съемок я очаровалась ею как личностью. В плане партнерских отношений на площадке было удивительно — не с каждым человеком случается мэтч. Часто же на площадке случаются моменты, когда актер на себя одеяло перетягивает. А тут, наоборот, мы друг друга оберегали и поддерживали. В общем, у нас было классно! Анна знает, со стороны видела.

Анна Кузнецова. Даша обижалась, что мы почти всегда начинали снимать первые кадры сцен с Полины. «Как долго ждать!» — говорила она. «Я выгораю! Мне надо в кадр!» И вот, снимаем мы сцену после церемонии награждения, где Таня пытается объяснить детям, почему они проиграли. Начали, как обычно, с Полины. Снимаем первый дубль, Полинину сторону. И тут я понимаю по Дашиному голосу, что у нее «началось» вот это их актерское — голос на слезе и реакция партнеров очень уж искренне ошарашенная. Включилась рано. Фальстарт. Подхожу к Даше, она реально вся как нерв обнаженный, чуть не плачет, понимает, что сейчас перегорит и уже повторить не сможет. Ну что делать? Даю команду оператору переставляться на другую сторону, Дашину. Спустя десять минут переставили камеру, свет, перекатили генератор, пульт звукорежиссерский, Даша входит в кадр и все прекрасно делает. Полина стоит в шоке — она же только начала. Но куда было деваться? За два дубля сняли Дашу, потому что у нее «пошло», а потом вернулись к съемке Полины.

Когда актер играет в театре, его задача научиться так с собой взаимодействовать, чтобы играть одно и то же сто раз подряд и при этом не терять свежести. В кино, наоборот, нужно сыграть один раз, когда тебя снимает камера.

Дарья Савельева. Либо каждый раз, но по-разному. Со штампованной техникой ничего не остается про самого персонажа, кроме формы.

«Каникулы», 2022

Полина Прибыткова. В этом году на «Маяке» победил фильм «Кончится лето». С одним из его режиссеров, Володей Мункуевым, вы из одной мастерской Алексея Попогребского. Как тебе кажется, справедливы ли рассуждения про новую волну в российском кино?

Анна Кузнецова. В этом году на «Маяке» я поймала себя на странном чувстве — когда побеждают твои друзья. Ты привык, что на фестивалях побеждают «взрослые» кинематографисты, а вы сидите со своим короткометражным конкурсом где-то за детским столом сбоку. Вдруг в прошлом году побеждаю я. В этом году — Вова. Операторский приз берет Катя Смолина, которая тоже наша подруга, она могла бы снять «Каникулы», если бы не Яни-Петтери Пасси. Лучший сценарий — Павла Стратулат, тоже наша приятельница. Получается, что мы теперь те самые режиссеры, которые участвуют в основном конкурсе фестивалей и выигрывают? Это очень странное ощущение, потому что в тебе еще живет ученичество. Есть Боря, Попогребский, Наташа Мещанинова… Они настоящее кино делают, а мы играем в своей песочнице. Как будто.

Володя Мункуев — мой однокурсник и друг. У нас классный курс. Мне сложно говорить о волне, потому что я не общаюсь близко с другими режиссерами, кроме своих однокурсников. Из того, что я видела за последний год, мне очень понравился фильм «Свет» Антона Коломейца. Но мы совсем не знакомы с Антоном, он пришел в кино раньше. Когда я поступала, я уже смотрела его фильмы.

Полина Прибыткова. Ты ощущаешь что-то общее в ваших, казалось бы, на первый взгляд разных картинах?

Анна Кузнецова. Конечно. Мы как бы про одно и то же рассказываем, просто разным языком. Общая разочарованность из-за неспособности сделать свою жизнь лучше собственными руками. Мы же как думали это работает? «Нормально делай — нормально будет». А среда оказалась сильнее и просто смела все надежды. Это абсолютно общая тема для меня и Вовы. Но какая волна из нас двоих?

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari