Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Агат РидингерЯ с самого начала смотрела реалити-шоу каждый день

Агат Ридингер
Агат Ридингер

В прокате еще идет «Дикий алмаз» — французская драма о юной девушке из низов, которая уверена, что станет суперзвездой. Диана Габитова специально для «Искусства кино» поговорила с режиссеркой о современном кодексе красоты, подростках и критике социальных сетей.

Диана Габитова. Расскажите о главной героине Лиан и о процессе кастинга — я знаю, что для Малу Хебизи это дебютная роль.

Агат Ридингер. Лиан — героиня с очень четким, иногда доходящим до крайности представлением о мире. У нее сильно развито чувство справедливости и есть собственное представление о красоте: она считает, что красота поможет ей эмансипироваться в обществе. Для роли Лиан я искала девушку, которая никогда раньше не играла в кино, чтобы никто из зрителей не знал ее в лицо — ведь Лиан ощущает себя невидимой.

Мне также было важно, чтобы будущая актриса, как и Лиан, была родом с юга Франции. В этом для меня проявляется честность в подходе к теме. Так что мы провели непрофессиональный кастинг. Малу мы встретили в самом начале, но мне потребовалось целых восемь месяцев, чтобы предложить ей роль. Мне нужно было снова и снова видеться с Малу — потому что она того же возраста, что и ЛианЛиан в фильме 19 лет., у нее тоже есть свое представление о красоте, социальных сетях и других вопросах, и мне нужно было убедиться, что она сможет выдержать достаточную эмоциональную и интеллектуальную дистанцию. Я переживала, что без этой дистанции тематика фильма, опыт съемок и продвижения «Дикого алмаза» ее раздавят.

Когда я предложила Малу роль, мы снова и снова перечитывали все ее реплики, чтобы убедиться, что она понимает мелкие детали. Почему Лиан рисует брови именно так? Почему она так укладывает волосы? В сознании Лиан ответы на эти вопросы четкие и важные. Мы много работали с телом, в частности с исключением из поведения непроизвольных «соблазняющих» жестов, например скрещивания ног, прикосновений к волосам. Лиан несвойственно соблазнение — она хочет быть желанной, но не соблазнительной. Также мы работали вокруг идеи «животного» в Лиан — например, ее брови похожи на бычьи рога, а напряженные плечи напоминают фигуру гориллы.

И конечно, мы много обсуждали чувство красоты Лиан. Потому что Малу очень сильно отличается от Лиан как физически — например, грудь Лиан это не грудь Малу, — так и в понимании прекрасного. Малу совершенно не согласна с тем, что нужно рисовать большие брови и укладывать волосы именно так, ей пришлось оставить за кадром собственный «кодекс красоты» и принять «кодекс красоты» героини. Мы потратили много разговоров на то, чтобы найти для Малу способ ощущать тело так же, как Лиан. Я помню, как мы наблюдали за прохожими из окна моей квартиры и говорили друг другу: «Это походка, как у Лиан», «Нет, это совсем не похоже на манеру Лиан держать себя», «Именно таким взглядом Лиан смотрит на окружающих».

Диана Габитова. Я как раз хотела расспросить вас о «кодексе красоты» Лиан. На теле девушки много татуировок — как минимум я помню ту, что на ноге, а также татуировку со звездами на животе, которую она сделала себе сама. Расскажите подробней о них.

Агат Ридингер. На ноге у Лиан татуировка с логотипом Louis Vuitton — подразумевалось, что чем «дороже» выглядящей Лиан себя считает, тем более сильной и влиятельной ощущает. Публикуя изображения в социальных сетях, она сама становится товаром. Она хочет быть образом, не хочет показывать свои чувства миру. Сделав татуировку с Louis Vuitton, она будто напечатала на себе «ценник», показывающий, что она — предмет роскоши. Она и смотрит на себя как на предмет роскоши.

В первоначальном варианте сценария татуировка на животе имела форму короны — Лиан хочет стать королевой. Но нарисовать подходящую татуировку оказалось слишком сложно: либо это была нагруженная и не внушающая доверия корона, либо слишком детская, наивная. Корона каждый раз оказывалась недостаточно красивой, так что мы заменили ее искрами и, соответственно, идеей становления звездой — желанием блистать, быть видимой и полной света. И конечно, тут также есть параллель с некоторыми христианскими и религиозными мотивами.

Агат Ридингер и актрисы фильма на Каннском кинофестивале-2024

Диана Габитова. Вы говорите, что Лиан сама будто становится товаром, и «Дикий алмаз» в целом очень критичное кино: фильм критикует социальные сети и реалити шоу, поскольку они эксплуатируют, объективируют женщин. Но при этом Лиан сложно назвать жертвой, она агентна, смела, упорно идет к своей цели, в фильме и в многочисленных интервью вы называете ее воином. Как удалось найти точку зрения, из которой можно критически относиться ко многому, что происходит на экране, но все еще сопереживать героине?

Агат Ридингер. Я не только осуждаю производство реалити-шоу по целому ряду причин — от классового презрения и объективации женщин до «культуры изнасилования» (rape culture) — но мне также хотелось исследовать причины, по которым многим хочется стать их участниками. Реалити-шоу может быть альтернативой безработице и позволить чувствовать себя успешным, влиятельным в обществе — ведь благодаря популярности ты приобретаешь ценность в условиях современного капитализма. Об этом много пишут в социальных сетях и СМИ. Так что сейчас участие в реалити-шоу — настоящая работа, способ заработка денег и достижения успеха. Лиан — продукт этой новой «мифологии», твердящей, что быть счастливой — значит быть успешной, а быть успешной — значит быть богатой и красивой. Она осознает, что реалити-шоу может быть решением.

Мне было важно показать, как героиня использует эти инструменты, как она использует красоту для освобождения, эмпауэрмента. Лиан сталкивается с исключением, осуждением, в какой-то степени даже их символизирует. Я знала, что, столкнувшись с ней, многие подумают, что она глупа и поверхностна, и моей целью было доказать, что это не так и ее действия имеют одну цель — быть любимой и обладать человеческой ценностью. Мы много работали с идеей несовершенства, поиска человечности — чтобы разобраться, почему она поступает так, а не иначе.

Диана Габитова. «Дикий алмаз» действительно ощущается как исследование, попытка разобраться в мотивах человека, любящего реалити-шоу и желающего стать членом «высшего класса». При этом эта тема для вашего творчества не нова — вас давно интересовали реалити-шоу, и вы посвятили этой теме не только свой первый полный метр, но и короткометражку «В ожидании Юпитера»J'attends Jupiter (2018). Расскажите, что изменилось в вашем подходе к теме? Какие идеи и линии трансформировались, а что осталось прежним?

Агат Ридингер. В процессе съемок «В ожидании Юпитера» я уже знала, что хочу снять полный метр на эту же тему. Мне требовалось больше времени и пространства для выражения всех идей и парадоксов показанных систем. Так что из общего у этих двух фильмов тема и имя героини. Лиан в «В ожидании Юпитера» — отражение Лиан де Пужи, известной французской куртизанки, части большого движения куртизанок во Франции конца XIX — начала XX века.

При этом подход к съемке в короткометражке «В ожидании Юпитера» прямо противоположен полнометражному «Дикому алмазу». Если в «Диком алмазе» зритель ощущает близость к Лиан, то в «В ожидании Юпитера» больше дистанции и, может, даже меньше эмоций, меньше ключей к пониманию персонажа. В «Диком алмазе» я хотела быть ближе к героине, понять ее и чувствовать то же, что и она.

Также роль Лиан в короткометражке сыграла профессиональная актриса. В «Диком алмазе» я хотела быть более аутентичной, снимать только непрофессионалов, которые сами тоже родом с юга Франции. Другое интересное различие — персонаж Дино. Дино в «В ожидании Юпитера» и «Диком алмазе» не только играют разные актеры, но и Дино в «Диком алмазе» играет парень, исполнявший роль брата Дино в короткометражке.

«Дикий алмаз», 2024

Диана Габитова. Место действия «Дикого алмаза» — Фрежюс, городок на юге Франции. В кадре мелькают поля, широкие автомобильные дороги. Почему выбор пал именно на Фрежюс и как вы выбрали конкретные места для съемки?

Агат Ридингер. Фрежюс — один из первых городов Франции с ультраправым мэромРечь идет о партии «Национальное объединение» (ранее — «Национальный фронт»), лидером которой сейчас является Марин Ле Пен, депутатка французского Национального собрания, кандидатка на пост президента Франции в 2022 году (по итогам второго тура заняла второе место). На муниципальных выборах 2014 года кандидаты в мэры, официально поддержанные «Национальным фронтом», победили в 12 городах, в том числе во Фрежюсе. В целом, принято считать, что юг Франции голосует за правые партии чаще, чем остальная часть страны.. В городе и правда чувствуется некоторое насилие, заброшенность. Мне показалось интересным представить, что Лиан — одна из «детей», наследников этого экстремистского умонастроения в городе. Также для драматургии было важно, что Фрежюс — популярный город. При этом он и города неподалеку недостаточно представлены во французском кино, а места, природа там совершенно потрясающие. Фрежюс — стратегическая точка обращения к этому «призраку» Франции, неизвестной для кинозрителя. Так что причины, с одной стороны, стратегические, с другой — художественные.

Диана Габитова. Каково это, показывать современных «молодых взрослых»? Я помню, после просмотра в Каннах мы с другими зрителями обсуждали, что все в фильме курят электронные сигареты, и это очень похоже на современных 19-летних ребят. Как вы, как режиссер, работали с «приметами поколения»?

Агат Ридингер. Думаю, я просто чувствую себя очень близкой к этому поколению. Например, я с самого начала смотрела реалити-шоу каждый день, ощущала себя близко к кандидатам, следила за ними в социальных сетях. Так что у меня есть ощущение, что я часть их семьи, такая старшая или двоюродная сестра. Поэтому я специально не спрашивала себя, что относится к этому возрасту, а что нет — все складывалось вполне естественно. Например, я тоже курю электронные сигареты. И то, как они говорят, было прописано в сценарии, а я очень строго отношусь к соблюдению сценария. Так что все это было не так уж сложно. Это у меня в крови.

Диана Габитова. Как был организован процесс обустраивания квартиры, особенно комнаты Лиан? Деталей очень много, кажется, что комната очень важна для взгляда на внутренний мир героя, особенно юной девушки.

Агат Ридингер. Это было очень важно! А дом, в котором мы снимали, выглядел совсем не так. Декораторам пришлось буквально вынести его наполнение и воссоздать заново. Например, ванная комната — это не то, как ванная выглядела изначально. Для этого фильма у меня были очень конкретные идеи, я собрала большую доску на Пинтересте с референсами интерьера, цвета, текстур, освещения, вообще всего. Работа с декораторами была важной, сложной и продуктивной — я очень им благодарна.

Было важно, чтобы комната Лиан была противопоставлена остальным комнатам в доме и в целом остальным локациям в фильме. Как вы и сказали, я хотела, чтобы понять образ мышления Лиан можно было, просто увидев ее комнату. А ее комната очень хорошо организована. Остальная часть дома пребывает в полном хаосе, а в том, как Лиан обращается с кучей маленьких вещей, есть что-то маниакальное.

В самом начале фильма есть кадр с «Мадонной» Боттичелли, и Лиан помещает в волосы Мадонны несколько страз («алмазов»). Мне было важно показать, что она украшает свою комнату так же, как украшает себя. Я много думала о том, что ее комната похожа на храм. Храм феминности, женственности, а также детства. И это ее убежище. Так что детали были важны либо для выражения сознания Лиан, либо для создания чего-то прекрасного, красивого — ведь в «Диком алмазе» исследуется и понятие красоты. И что такое хороший и плохой вкус.

Диана Габитова. Расскажите об Алисии, младшей сестре Лиан, — как вы искали актрису на ее роль? Как она помогает раскрывать месседж фильма?

Агат Ридингер. Персонаж Алисии важен для выражения ума, осознанности Лиан в отношении семьи, ее зрелости. Их мать совсем не такая, и Лиан играет роль матери для своей младшей сестры. Алисия также воплощает идею осуждения гиперсексуализации детей, того, как дети тоже становятся жертвами социальных сетей. Также мне было важно показать, что Лиан передает младшей сестре знание о человеческом достоинстве через красоту. Она учит ее, что красота — ключ к ощущению себя сильной, к чувству уважения.

На роль Алисии нужна была девочка, которая еще никогда не играла в кино, так что мы, как и с Лиан, провели непрофессиональный кастинг. Эшли Романо — девочка с характером, как и ее героиня. Мне было важно продумать, что младшая сестра — вовсе не жертва. Она похожа на Лиан, у нее сильный характер, есть свое представление о жизни, и у нее все будет хорошо. Ее сильный характер, конечно, также связан с тем, что у нее нет матери, так что приходится быть сильной, справляться самой.

Агат Ридингер и исполнительница главной роли Малу Хебизи

Диана Габитова. Во время зачитывания комментариев под публикациями Лиан в InstagramСоциальная сеть, признанная экстремистской на территории РФ. и во время других важных моментов начинает играть инструментальная музыка. Почему выбор пал именно на нее? Была ли она написана специально для фильма?

Агат Ридингер. Да, она была написана специально для фильма. В «Диком алмазе» много музыки. Мы живем в мире, где больше нет места тишине: постоянно приходят уведомления, вы слышите разную музыку, пока скроллите телефон и т. д. Множество звуков в любое время и в любом месте. Но Лиан не слушает музыку — вернее, слушает только тогда, когда хочет снять тикток или запостить что-то в «Снэпчат» или InstagramСоциальная сеть, признанная экстремистской на территории РФ., танцует и придумывает хореографию.

Я хотела выразить через музыку то, что Лиан чувствует, — и теперь на сцену выходит виолончель вместе с композиторкой Одри Исмаэль. Я хотела использовать в фильме именно этот инструмент, поскольку он может выразить как огромные, так и конкретные, очень крошечные вещи. Виолончель помогла мне показать, как бьется сердце Лиан и как она похожа на вулкан. Это лучший инструмент, чтобы передать, что героиня может быть в ярости. Я также хотела, чтобы музыка была будто отдельным персонажем и показывала больше, чем изображение.

Диана Габитова. Какими режиссерами/фильмами вы вдохновлялись при работе над «Диким алмазом»? Или, может быть, у вас есть книжные ассоциации?

Агат Ридингер. Нет никакого конкретного визуального вдохновения — я смотрела как на старые религиозные картины, так и на TikTok, музыкальные клипы и модную фотографию. И конечно, некоторые фильмы. Но ничего конкретного в визуальном плане. А вот персонаж Лиан вдохновлен куртизанками. И конечно, некоторыми реально существующими кандидатками. Но самое главное всегда — это героические женщины.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari