Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Феномен Редфорда, многогранность Аккерман: подборка главных материалов о кино за неделю 15.09 — 21.09

«Вся президентская рать», режиссер Алан Пакула, 1976

Подборка главных новостей, событий и материалов недели: интервью Насти Коркии и Киллиана Мерфи, эссе о Шанталь Акерман и Роберте Редфорде, истории создания «Однажды... в Голливуде» и «Аполлона-13», а также трейлер нового фильма Кирилла Серебренникова.

Интервью с Настей Коркия про «Короткое лето», получившее «Льва будущего» в Венеции-2025
«Короткое лето», режиссер Настя Коркия, 2025

Кинопоиск поговорил с режиссеркой о ее игровом дебюте из программы Венецианского кинофестиваля, попытке передать детский, но при этом отстраненный взгляд на страшную реальность, поиске аутентичных для России пространств и звуков вне России, а также о значении медленного темпа фильма и том, как длинные планы и общие кадры передают потерянность современного человека.

О детских ощущениях от непонятного мира вокруг:

Для меня было важно снять фильм о детских воспоминаниях, об ощущениях от мира, который ребенку непонятен, и не пытаться этот мир объяснить, а показать с такой одновременно детской точки зрения и холодно отстраненной. Есть танки, которые едут по железной дороге — и есть дети, которые рядом играют в футбол. Все это сосуществует в одной реальности. Но эти, казалось бы, две не связанные друг с другом реальности могут совпасть, как они и совпадают в финале, когда мы по радио слышим о захвате школы. В общем, меня интересовало, как на людей влияет война, которая их до определенной поры будто не задевает. Людям свойственно жить свою жизнь и отворачиваться от чужих проблем, когда война присутствует только в отголосках радиосводок.

О поиске аутентичной натуры вне России:

Когда в России ты едешь на поиск натуры, то ищешь самые живописные и созвучные сценарию места. А в Сербии мы просто пытались найти хоть что-то похожее на Россию, и это загоняло нас в дополнительные рамки. <...> Мне кажется, это вообще было такое коллективное заныривание в детство у всей российской части группы. Мы бесконечно рассказывали друг другу о том, как у нас были устроены наши дачные дома, как текла наша дачная жизнь. Это был сеанс совместного погружения в прошлое. Если честно, для меня нет ничего лучше, чем снимать в России. У нас очень кинематографичная страна и долгие закаты.

О том, как длинные кадры и общие планы отражают потерянность в реальности: 

Мы снимали длинными кадрами, чтобы зрители могли хотя бы чуть-чуть почувствовать течение времени. А что касается общих планов, в жизни события чаще всего не случаются у нас прямо перед носом, как в кино. Они происходят где-то там, в глубине кадра или вообще за кадром. Мне хотелось, чтобы на общем плане зритель мог потеряться. Как и человек в реальной жизни, он сам выбирает, в какую сторону повернуть голову, а от чего отвернуться. Поэтому можно заметить, что человек в синем халате бьет собаку, а можно и пропустить этот момент. И работа со звуком тоже была похожая: мы не выделяли кого-то специально на общем плане из общего сонма голосов.
Роберт Редфорд — каким мы его запомним
«Бутч Кэссиди и Санденс Кид», режиссер Джордж Рой Хилл, 1969

Известный кинокритик, специалист по кинематографу Нового Голливуда Питер Бискинд специально для The Hollywood Reporter рассуждает о влиянии актера и режиссера на культуру американского независимого кино. По мнению Бискинда, Редфорд хотел взять под контроль собственную карьеру и использовать свою популярность для продвижения общественно значимых инициатив и воспитания молодых режиссеров, которые, по его убеждению, всего лишь должны быть «защищены от рынка достаточно долго, чтобы развить свои навыки и найти свой голос». Его желание вернуть кино статус «медиума для подлинных художников» привело к тому, что он с единомышленниками основал в 1981 году Институт и кинофестиваль «Сандэнс», которые помогали начинающим кинематографистам искать этот голос.

Хлоя Уокер для AVClub пишет о том, как Редфорд использовал свою красивую внешность кинозвезды как «мощный инструмент в своем актерском арсенале, чтобы проиллюстрировать, какая огромная пропасть лежит между тем лицом, которое мы показываем миру, и смятением внутри нас». По замечанию Уокер, эта готовность постоянно очеловечивать себя, отходя от концепции «кинозвезды», и была той самой причиной, по которой слава Редфорда так долго сохранялась и будет продолжаться — так как он одновременно оставался красивым и позволял нам видеть самих себя на экране без прикрас.

А Кристина Ньюленд для Sight and Sound оглядывается на жизнь и творческий путь Редфорда с его разнообразной галереей образов и отмечает «старомодную привлекательность» актера и одновременно «минимализм» его присутствия на экране, совмещающий одновременно тонкость и идеализированную, даже грубую американскую маскулинность — а также рассуждает о его неоднозначных опытах в режиссуре.

Как Квентин Тарантино создавал аутентичный облик Лос-Анджелеса 1969 года для «Однажды... в Голливуде»
«Однажды... в Голливуде», режиссер Квентин Тарантино, 2019

The Hollywood Reporter публикуют эксклюзивный отрывок из книги Джея Гленни, посвященной созданию последнего на данный момент фильма культового режиссера. В нем рассказывается о том, как Тарантино и его команда (в том числе, художница Барбара Линг, получившая за фильм «Оскар») добивались разрешения на съемку на Голливудском бульваре и воссоздание его исторического облика практически без использования компьютерной графики. Также речь заходит про тонкости организации съемочной площадки в Голливуде и работу над длинной сценой проезда Клиффа Бута на автомобиле, съемках в легендарном ресторане Musso & Frank и поиске идеальных локаций для последних сцен фильма.

Эссе про многогранное творчество Шанталь Акерман
«Там», режиссер Шанталь Аккерман, 2005

До своего трагического самоубийства в 2015 году прославленная режиссерка сняла более 50 фильмов: художественные, документальные, телевизионные проекты и экспериментальные короткометражки – и это не считая почти 20 видеоинсталляций. Дэвид Шварц разбирает некоторые из ее работ, а также рассуждает о наследии Акерман, которая «использовала кино для постановки вопросов, а не для предоставления ответов». Для нее кино было способом смотреть на мир, но также и на себя. По мнению Шварца, «кинематографические расследования» постановщицы не пытаются манипулировать нашими эмоциями, однако всегда вознаграждают зрителей за внимание. В основе ее разнообразного и глубоко личного творчества всегда лежал вопрос о формировании идентичности, и том, как найти свое место в мире. В своих мемуарах 2013 года «Моя мама смеется» Акерман рассуждала о неотступно преследующем ее на протяжении всей жизни ощущении жизни в изгнании, которое неминуемо определяло и ее кино.

Интервью с Киллианом Мерфи, приуроченное к выходу фильма «Стив»
«Стив», режиссер Тим Миллантс, 2025

Оскароносный актер делится с Sight and Sound своими мыслями по поводу фильма Тима Милантса «Стив», в котором он сыграл учителя в школе для трудных подростков, а также рассуждает о том, изменился ли его актерский подход за тридцать лет на экране, интересе к «большим проблемам» и образам надломленных людей, а также о физической подготовке к ролям и своей любви к продюсерству.

О важности близких отношений с соавторами:

Я искренне верю — и, возможно, это только у меня так, — но, когда я работаю, чтобы чувствовать себя комфортно, мне необходимо доверие, дружба и возможность понимать друг друга с полуслова. Именно тогда мне все удается лучше всего. Я, конечно, могу работать с людьми и в первый раз, потому что, являясь по сути наемником, это то, чем ты и занимаешься. Но для меня самая плодотворная работа — это долгие-долгие отношения.

Об интересе к надломленным персонажам:

Я полагаю, что на самом деле мне неинтересно играть кого-то, кто обладает властью, доволен или удовлетворен собой, потому что я не думаю, что кто-то на самом деле таковым является. И произведения искусства, с которыми я отождествляю себя, — это те, которые показывают, как чертовски трудно просто встать с постели и прожить день. И не думать о том, что ты, черт возьми, умрешь, все, кого ты любишь, умрут, и наступит конец света.… Например, все ли мы повторяем «Ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля»? И еще меня очень интересует хрупкость всего этого. Например, когда у вас есть дети.
Но мы справляемся с этим с юмором, и мы справляемся с этим с помощью гребанного алкоголя, с помощью кофеина, и мы продолжаем сражаться, а человеческий разум — это, в большинстве случаев, невероятно прочная штука. А почему люди реагируют на этих надломленных или травмированных персонажей — так это потому, что они видят в них самих себя. 
Устная история фильма «Аполлон-13» Рона Ховарда
«Аполлон-13», режиссер Рон Ховард, 1995

К 30-летию знаменитой картины о покорении космоса The Hollywood Reporter собрал в одном материале воспоминания режиссера, продюсера Брайана Грэйзера, сценариста Уильяма Бройлса-мл. и актеров Тома Хэнкса, Эда Харриса, Кевина Бэйкона и других. Создатели рассказывают о зарождении проекта, подборе актеров и конструировании экранных образов, а также технических сложностях со спецэффектами, с которыми им пришлось справляться на заре компьютерной графики — и рассуждают о его рецепции.

Вышел трейлер «Исчезновения Йозефа Менгеле» Кирилла Серебренникова
«Исчезновение Йозефа Менгеле», режиссер Кирилл Серебренников, 2025

После Второй мировой войны Йозеф Менгеле (Аугуст Диль), нацистский врач, проводивший опыты над узниками концлагеря Освенцим, бежит в Южную Америку, чтобы избежать суда и начать новую жизнь в тени. Однако там его находит сын, заставляя Менгеле вновь столкнуться с прошлым, которое он больше не может игнорировать. Картина Серебренникова, показанная вне конкурса в Каннах-2025, выйдет в Германии 23 октября.

Трейлер фильма «Исчезновения Йозефа Менгеле»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari