Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Фонд Абрамовича профинансировал первый фильм

Анна Меликян

Поддержку получила картина «Фея» Анны Меликян. С помощью субсидий был сделан монтаж и добавлены спецэффекты. Об этом рассказал исполнительный директор фонда Антон Малышев в интервью «Новой газете».

«Фея» завершает трилогию Меликян, в которую входят картины «Русалка» и «Звезда». Главный герой в исполнении Константина Хабенского владеет империей компьютерных игр. Увидев себя в иконе Андрея Рублева, он ощущает родство с художником, а затем отправляется в прошлые жизни под воздействием гипноза.

Ранее стало известно, что российский бизнесмен Роман Абрамович зарегистрировал Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», передают «Ведомости» со ссылкой на систему «СПАРК-Интерфакс». Антон Малышев, в прошлом управляющий Фондом кино, стал исполнительным директором. При этом Абрамович — единственный учредитель фонда.

Кто финансирует кинематограф в России?

Есть два основных источника, и оба государственные: Министерство культуры и Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, или просто Фонд кино.

Минкульт, а точнее его Департамент кинематографии, занимается всеми вопросами по развитию отечественной индустрии. Туда же входит финансирование российских фильмов, кинофестивалей и прочих культурных мероприятий. При этом Минкульт поставляет госсубсидии и для другой организации — Фонда кино.

Фонд кино поддерживал много крупных проектов, рассчитанных на массового зрителя — среди них, например, «Движение вверх» Антона Мегердичева. Согласно новому февральскому приказу, фонд дает на новые проекты не более 5 миллионов рублей, которые создатели картины должны полностью вернуть. Раньше Совет Фонда сам устанавливал размер выделяемых средств и условия — в год на поддержку российских картин уходило несколько миллиардов рублей.

Как будет работать фонд Абрамовича?

Еще в ноябре 2018 года РБК писал о новом проекте российского бизнесмена. «Кинопрайм» будет давать деньги только на финальной стадии производства картины, в конце съемочного процесса или постпродакшена. На финансирование современного отечественного кинематографа в этом году фонд готов потратить 1 миллиард рублей — деньги будут распределяться среди 10–15 работ. Организация будет получать часть прибыли от картины только в том случае, если она окажется коммерчески успешной.

Антон Малышев уточнил, что за три года планируется потратить 6 миллиардов рублей. На проект будут выделять до 50% бюджета и до 100 миллионов рублей. А рекомендовать картины инвесторам будет экспертный совет, куда войдут режиссеры Алексей Попогребский, Алексей Федорченко, сценарист Николай Куликов и другие профессионалы. Председатель — Павел Чухрай. Кроме того, на выбор будут влиять награды и оценка прессы.

Фонд не будет финансировать франшизы и массовые проекты, его деятельность сконцентрируется на независимых картинах. Однако одна из целей «Кинопрайма» — показать инвесторам, что на российском кино можно заработать.

Кто такой Антон Малышев?

Антон Малышев — бывший глава Фонда кино. Запутанная история, которая привела к его отставке, началась летом 2018 года.

В августе правительство подписало новый устав Фонда кино, и с этого момента Министерство культуры получило право предлагать директора и членов совета. Затем начались проверки о хищении средств фонда, было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере.

Шаткость позиции Малышева стала очевидна еще в сентябре, когда министр культуры Владимир Мединский предложил на должность директора новую кандидатуру. А уже в октябре того же года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал указ о его увольнении.

Зачем Абрамовичу нужен новый фонд?

Любовь миллиардера к искусству не новость — еще в 2008 году Роман Абрамович вместе с супругой создал Музей современного искусства «Гараж». Затем бизнесмен вложился в реконструкцию острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, приобрел доли кинотеатров «Пионер» и «Художественный» и постепенно пополнял коллекцию предметов искусства стоимостью $1 миллиард.

Бизнесмен инвестирует и в кино — например, в «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой и Sheena667, полнометражный дебют Григория Добрыгина. Так что создание целого фонда для поддержки отечественных фильмов кажется логичным продолжением культурных инвестиций.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari