Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Кинотеатральные премьеры недели: 02.05.2024

«Память», 2023

Новая работа Мишеля Франко, камерный фильм-катастрофа и неонуар о потере памяти – в обзоре новинок проката.

«Память» (2023)

Мексика

драма

реж. Мишель Франко

Сильвия курсирует между собранием анонимных алкоголиков, работой в центре соцпомощи и квартирой, где она баррикадирует себя и дочь за десятком замков. На встрече выпускников женщина знакомится с Саулом, мучающимся от специфической формы деменции, и принимает его за насильника. После контроверсивного «Нового порядка» (2020) и экзистенциального «Заката» (2021) мексиканец Франко берется снимать романтические отношения двух глубоких травматиков. Не пытаясь спекулировать на теме, режиссер стремится обуздать материал с присущим себе хладнокровием. Ни зрителю, ни камере авторы не дают подобраться к героям поближе, на расстояние крупных планов. Эффект усиливается актерской игрой Джессики Честейн и Питера Сарсгаарда (второй получил за роль Кубок Вольпи на прошлогоднем Венецианском фестивале): боль их персонажей явственна, но не вызывающа, экспрессия приглушена, но психофизика выдает непрерывную внутреннюю рефлексию. А за ней скрывается подлинная человечность, которой Франко, кажется, впервые за свою карьеру не стесняется совсем.

Рецензия Ольги Давыдовой на фильм.

«Реальная история Уиннер», 2023

«Реальная история Уиннер» (2023)

США

драма

реж. Тина Саттер

Реалити Уиннер паркуется у своего дома и попадает в руки ФБР: агенты обыскивают жилище и устраивают девушке допрос. Ветерана ВВС и инструктора по йоге обвиняют в публикации доказательств фальсификации на американских выборах. Тина Саттер написала пьесу по следам резонансного дела Уиннер, поделившейся с независимым СМИ засекреченными данными о влиянии русских хакеров на президентство Трампа. Все, что здесь увидит зритель, является дословной экранизацией протокола допроса Реалити. Тут нельзя было ошибиться с актрисой на главную роль, и у Саттер получилось как минимум удивить. Сидни Суинни изо всех сил пытается выбраться из амплуа оторвы и секс-иконы для «зумеров»: вместо открытых форм — закрытые позы, вместо имиджмейкинга — отстраненная невротичность. Ее беседа со спецагентами напоминает осаду внешне беззащитной, но опасной крепости, а Саттер для пущего эффекта добавляет к диалогам видео со скрытых камер, из соцсетей. Фильм вскрывает феномен патриотизма, задаваясь как никогда актуальным сегодня вопросом: имеет ли право человек любить свою страну, скрывая от сограждан темные стороны ее политики?

«Всемирный потоп», 2023

«Всемирный потоп» (2023)

Великобритания

драма, фильм-катастрофа

реж. Махалия Бело

Англию накрыл многомесячный дождь, вынуждающий власти объявить чрезвычайное положение. Молодая мать встает перед сложным выбором: доверить ли свою судьбу и жизнь ребенка супругу, который оказывается не готов к ответственности? Камерный фильм-катастрофу показали в прошлом году на Midnight Madness — жанровой секции фестиваля в Торонто. На фоне соседей по программе, «Героя наших снов» и «Вампирши-гуманистки…», «Всемирный потоп» страдает от недостатка оригинальности (от сюжета о неравенстве полов, слабости мужчины на фоне решительности женщины скоро некуда будет деться), зато берет поэтичностью. Грустная и уязвимая Джоди Комер осваивает ландшафты затопленных британских островов, встречая на своем пути то смелых боевых подруг (Кэтрин Уотерстон), то аграрные коммуны, то одиноких мужчин-меланхоликов (Бенедикт Камбербэтч). Вместо насыщенного блокбастера — тягучее роуд-муви, в котором природа выступает реакционером, а деторождение — катализатором. Грубоватое высказывание о связи отошедших вод и мирового пароксизма режиссер Бело умудряется преобразовать в притчу, чья мораль к финалу отказывается замыкаться на дихотомии добра и зла.

«Спящие псы», 2024

«Спящие псы» (2024)

Австралия

детектив, триллер

реж. Адам Купер

Прогрессирующий Альцгеймер не дает бывшему копу Рою Фримену наслаждаться пенсией. Когда закрытое много лет назад дело об убийстве снова дает о себе знать, обрюзгший профи пытается вспомнить травматичные страницы своего прошлого. В отличие от Франко, Адам Купер, известный прежде как сценарист «Исход: цари и боги» и «Кредо убийцы», использует мотив потери памяти как повод для жанрового упражнения. Пока колоритный Рассел Кроу блуждает по утраченным воспоминаниям, на экране разворачивается образцовый неонуар — с роковой женщиной (Карен Гиллан), циничным напарником (Томми Флэнаган), ветераном войны (Томас М. Райт) и эпатажной жертвой (Мартон Чокаш). Предсказуемость детективной интриги не мешает наслаждаться по-хорошему старорежимным триллером, где фронты определены загодя. Умышленная аскетичность визуального ряда и обилие клише парадоксальным образом делают «Спящих псов» самым уютным релизом недели. И Кроу, играющий уходящих натур последние лет пять, тащит на себе амплуа окончательно притомившегося Филлипа Марлоу (с лицом не Хамфри Богарта, но Эллиота Гулда). Случайно дожившего до эпохи «скуфизации», времени без героев.

Составил: Сергей Кулешов.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari