Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

The Guardian — о «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова и короткометражке Сергея Параджанова

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» © Мосфильм

На этой неделе Институт современного искусства в Лондоне и британский фонд русскоязычного кино Kino Klassika организовали показ «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова и короткометражки «Акоп Овнатанян» Сергея Параджанова. Кинообозреватель газеты The Guardian Питер Брэдшоу рассказывает о своем впечатлении от фильмов, называя их «предрождественскими советскими подарками».

Брэдшоу в восторге от «Карнавальной ночи»:

«Этот фильм легкий и ловкий, как жокей на скаковой лошади. Маленькое чудо о невинном веселье и безобидных шалостях, которое доказывает, что советское кино могло делать мюзиклы если не по бюджету, то по духу сравнимые с фантазиями студии Metro-Goldwyn-Mayer. Помимо этого, Рязанов ловко добавляет в фильм лукавую сатиру на внушающих ужас советских чиновников и «apparatchiks». Эта картина, несомненно, повлияла на «Бал пожарных» Милоша Формана».

Десятиминутную короткометражку «Акоп Овнатанян» (1967) режиссер Сергей Параджанов снял в процессе подготовки к фильму «Цвет граната» — сразу после того, как закончил сценарий и подобрал актеров, но до того, как приступил к съемкам. Главный герой — классик армянской живописи, портретист XIX века Акоп Овнатанян, так же, как и режиссер, родившийся в Тбилиси.

Брэдшоу пишет:

«Фильм Параджанова — не документальный фильм в конвенциональном смысле этого слова, а, скорее, диорама последовательных идей и фигур, запечатленных на экране. Все это очень похоже на коллажи и ассамбляжи, которые Параджанов делал как художник, своего рода арт-драма, в которой режиссер хотел передать дух народного искусства без музейного грима».

Питер Брэдшоу работает в The Guardian c 1998 года. Он регулярно пишет не только о новинках, но и о любопытных и значительных фильмах ХХ века — в том числе советских. Например, здесь он пишет о фильме «Я — Куба» Михаила Калатозова. А здесь — о фильме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari