Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

«ИК», «ЗОТОВ» И ГФФ ЗАПУСКАЮТ ЛАБОРАТОРИЮ КИНОМЫСЛИ «30-Е. НОВОЕ ВРЕМЯ»

Внимание! Редакция журнала «Искусство кино» совместно с центром «Зотов» и Госфильмофондом России объявляют open call на участие в уникальной лаборатории киномысли «30-Е. НОВОЕ ВРЕМЯ». До 16 октября можно подать заявку на участие в лаборатории, посвященной изучению и переосмыслению наследия 1930-х через просмотр знаковых фильмов эпохи, прослушивание лекций ведущих специалистов по заданной теме и работу с архивами журнала «Искусство кино» и Госфильмофонда России.

«Что такое социалистическая реконструкция советской кинематографии?!
Говоря кратко — это полное, окончательное преодоление опыта классово враждебной нам буржуазной кинематографии, превращение советской кинематографии в последовательно-социалистическую систему работы, в корне отличную от буржуазной, не только по политическому своему содержанию, но и по всему характеру, методам, формам, имеющую свой особенный невиданный еще путь развития, дающую небывалый социально-полезный эффект».
«Что значит «Пролетарское кино?»
«Пролетарское кино», № 1, 31 января 1931



«Как свидетель этого времени, хотя и из-под стола, или с «точки зрения лягушки», как говорят в живописи, я высказываю предположение, что 30-е годы не были конечным продуктом диктатуры и ее «золотым веком». Что, напротив, это было переходное время, когда революционаризм 20-х годов стал переходить в прагматическую, практическую сталинскую диктатуру — «большой террор», как его называют историки, но быт и культура, пережившие радикальную ломку, все еще сопротивлялись унификации, сохраняя неоднородность, негомогенность, многоукладность, которая практически рухнула только после войны, когда и наступила «ждановщина». Зато многоукладность 30-х несла в себе возможность для будущей «оттепели».
Таково краткое объяснение темы».
«30–40-е: «Частный сектор» в эпоху диктатуры»
Майя Туровская, «Искусство кино» № 2, 29 февраля 1996

1931-й — год рождения журнала «Искусство кино» (тогда он назывался «Пролетарское кино»). И этот же год открывает одно из самых драматичных десятилетий XX века в истории нашей страны и культуры. С одной стороны, к опыту и наследию 30-х регулярно обращаются до сих пор. С другой, как точно сформулировала Майя Туровская — выдающийся киновед и культуролог, чье детство выпало как раз на 30-е годы, — в этом времени до сих пор многое «остается не только не изученным, но даже и не замеченным». (Слова, опубликованные в «Искусстве кино» в 1996 году, актуальны до сих пор.)

Мы постараемся разобрать этот период не только и не столько через призму кино или текстов о нем. С помощью ведущих специалистов по заданной теме проследим, как кинематограф трансформировался, испытывал влияние (или наоборот — влиял сам) на процессы, которые параллельно шли во всех сферах культуры (архитектура, литература, искусство, театр, музыка) и шире — быте, повседневной жизни нашего соотечественника 30-х годов прошлого века.

Участники лаборатории, прошедшие open call, получат доступ к избранным текстам журнала «Искусство кино» за указанный период, а также архивам Госфильмофонда: расшифровкам заседаний, рабочим материалам, литературным сценариям — как экранизированным, так и написанным «в стол».

Кроме того, все время действия лаборатории в культурном центре «Зотов» будет идти публичная ретроспектива ключевых фильмов эпохи из коллекции Госфильмофонда, а каждый показ которой будет сопровождать представление авторов «Искусства кино» и научных сотрудников ГФФ.

Результатом совместной работы станет издание центром «Зотов» и «Искусством кино» своего рода антологии, куда войдут републикации исторических текстов, уникальные архивные документы, конспекты лекций и новые исследования как опытных критиков и кураторов, так и слушателей лаборатории. Таким образом, участие в проекте станет не только возможностью погрузиться в контекст 1930-х, но и шансом внести персональный вклад в понимание обозначенного периода. Его места в истории — тогда и сейчас.

Эта лаборатория — попытка посмотреть на, казалось бы, хорошо известное и изученное десятилетие как на новое время. Для этого необходим новый взгляд, новая оптика, новые критерии, новый опыт. И, разумеется, новые люди. Найти таких — наша главная цель и внутренняя мотивация.

Для кого лаборатория: студенты творческих направлений (киноведение, искусствоведение, культурология, социология, антропология и другие) в возрасте от 16 лет, независимые исследователи, которые готовы присутствовать на очных занятиях в Центре «Зотов». Отбор будет произведен в два этапа: анкета и интервью с кураторами лаборатории.

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari