Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Кинотеатральные премьеры недели: 25.07.2024

«Собиратель душ», 2024

«Собиратель душ», «Навсикая из долины ветров» и другие новинки недели.

«Собиратель душ» (2024)

ужасы, триллер

США

реж. Осгуд Перкинс

Агент ФБР Ли Харкер обладает способностями к ясновидению, что должно помочь ей разыскать Собирателя Душ — загадочного серийного маньяка, провоцирующего целые семьи истреблять самих себя. Довольно быстро между убийствами и паранормальным даром Харкер обнаруживается прямая связь. Агрессивная рекламная кампания фильма мгновенно прославила инди-хоррормейкера Оза Перкинса — сына знаменитого актера Энтони Перкинса. Сняв сновидческий «Февраль» и мрачную сказку «Гретель и Гензель», постановщик при помощи студии Neon промоутировал «Собирателя душ» как жанровое откровение. Намекал, что упрочит статус Майки Монро как «королевы крика» и подарит зрителям (очередной) ренессанс актерской карьеры Николаса Кейджа. Надежды публики оправдались лишь частично: с обещанным духом «Молчания ягнят» Джонатана Демме соседствуют одиозные сюжетные решения. Мрачная атмосфера смелого на кровожадность триллера испаряется в неоднозначном финале. Местные Кларисса Старлинг и доктор Лектер путаются в полутонах, недосказанностях и откровенном переигрывании Кейджа. Вместе с тем интересным событием фильм делает его лихорадочная странность, гипнотический темпоритм и столь креативный пиар, что место в списке самых ярких кинособытий года картине уже обеспечено.

«Моя семья», 2024

«Моя семья» (2024)

комедия, драма

Германия

реж. Юлия фон Хайнц

Журналистка Рут тащит своего отца Эдека из Нью-Йорка в Польшу — на его родину. Тот всеми силами срывает поездку, саботирует посещение родительской квартиры, отказывается от музейной экскурсии по Освенциму, где когда-то провёл детство. Фильм Хайнц — попытка реактуализировать разговоры об истории семьи, страны, Холокоста через жанр драмеди. Вскрывая противоречия между дочерью и отцом, отказывающимся оглядываться на собственные травмы, через россыпь комедийных ситуаций. То дочь попытается выкупить фамильный фарфор у нынешних владельцев папиной квартиры, то поругается с поляками, которые так и норовят разрушить стереотипы американки о своей культуре. В фильме не слишком много событий, а оригинальное название — Treasure (сокровище) — характеризует качество самого пути, а не его конечной цели. Благо в подержанном «Мерседесе» через Варшаву, Лодзь и Краков мчат первоклассные актеры: к работе перед камерой вернулась Лина Данэм, в последние годы в основном трудившаяся как режиссер. А в партнерах у нее оказался англичанин Стивен Фрай, со смаком подделывающий акцент и выдающий тосты на польском. Их диалоги, примиряющие жанры воспитательной драмы и незлобивой комедии, создают шарм этой теплой и вдумчивой истории, приглянувшейся отборщикам Берлинского фестиваля и смотра в Трайбеке.

«Таинственный лес», 2023

«Таинственный лес» (2023)

триллер

Новая Зеландия

реж. Томас Сэйнсбери 

Мнительный и нервозный Иэн отправляется на новый туристический маршрут по лесу, где невольно попадает в отряд других любителей пеших прогулок. Вскоре мужчину начинает тяготить их общество, а в чаще то и дело мерещится опасность, заставляющая и самого Иэна, и окружающих засомневаться в его адекватности. Аудиторию перед экраном заставляют постоянно сомневаться в психическом здоровье протагониста, подсовывая ему архетипических спутников: мачо-выпендрежника, болтливую американку, блогерш и харизматичного африканца. Будто в классическом «Избавлении» Джона Бурмана, стихия оказывается негостеприимна и обнажает худшие стороны человеческой натуры. Когда под финал фильм из психологического триллера превращается в трешовый хоррор, даешься диву: как в одном экранном пространстве могут уживаться фантазии в стиле раннего Ирвина Уэлша и практически хичкоковский саспенс? 

«Навсикая из долины ветров», 1984

«Навсикая из долины ветров» (1984)

аниме, фэнтези

Япония

реж. Хаяо Миядзаки

Принцесса Навсикая помогает своему царству выживать в мире после ядерной катастрофы. Со всех сторон на Долину ветров наступает опасность: лес, зараженный ядовитыми спорами, населяют с одной стороны огромные насекомообразные Омы, с другой — вооруженные соседи с имперскими амбициями. В своей первой целиком самостоятельной работе (до того японский классик воплощал чужие сценарии и первоисточники, а здесь перенес на экран собственную мангу) Хаяо Миядзаки собрал все неврозы послевоенной Японии: от страха перед милитаризмом до предчувствия ядерной угрозы. Разрабатывать экоповестку и тему ребенка-мессии аниматор продолжит и в будущем, однако Навсикая и по сей день остается одним из самых живых и трогательных его героев, соединяя в себе стремление к высоким идеалам и излишнюю импульсивность, как и ее создатель. Принцесса здесь одновременно и дитя природы, и баловень прогресса. «Навсикая…» динамичнее более поздних работ Миядзаки, наполнена стильным экшеном — от перестрелок с гигантскими червями до абордажей воздушных судов, — но ничуть не уступает дальнейшим прорывам студии Ghibli в глубине проработки мира. Здесь же началось сотрудничество аниматора с композитором Дзё Хисаиси, написавшим для мультфильма батальные и сентиментальные синтезаторные оды. 


Составил: Сергей Кулешов.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari