Подборка главных новостей, событий и материалов недели: история «первого феминистского фильма в иранском кино» и новый взгляд на кинокомикс «Танкистка», подробный разбор стиля Хон Сан Су и рассказ об эволюции Брюно Дюмона, а также интервью с Лантимосом и Серрой.
Режиссер вспоминает съемки второго полнометражного фильма, который принес ему приз Канн и первую славу, а также рассуждает, как ранние проекты оказывают влияние на его творчество даже в условиях голливудской системы. Вот основные цитаты:
О принципах съемки, позаимствованных из ранних фильмов:
Я покинул Грецию и начал снимать англоязычные фильмы, чтобы иметь больше контроля над тем, что мы делаем. В то же время многие из этих аспектов — то, что вы можете снимать без освещения, используя фактический свет и выезжая на реальные места, — действительно заставляют вас сосредоточиться на сути сцен. Ты можешь больше работать с актерами, не ограничивая их в том, куда они могут пойти, из-за освещения. Не нанося грим, ты можешь смотреть на людей и видеть, как выглядит их кожа — и как должны выглядеть они сами. Я ценил эти вещи и стараюсь перенести их на все, что делаю, если это имеет смысл для фильма, который мы снимаем.
Теперь, когда я снимаю фильм, то устанавливаю эти правила и говорю: «Мы будем снимать вот так, с этими тремя объективами, и нам нельзя двигать камеру, или мы снимаем без света, или эти персонажи не будут загримированы, поэтому актеры тоже не будут». Существует множество вещей, которые можно определить до начала съемок и которые кажутся ограничениями, но на самом деле они освобождают тебя и позволяют сосредоточиться на более важных вещах.
О работе с актерами:
[Перед съемками «Клыка»] у нас был долгий период репетиций, и я проводил их, основываясь на опыте нескольких театральных постановок. Оттуда я вынес, что нужно сосредоточиться на физической стороне, а не на анализе и интеллектуализации. На репетициях, которые позволяли им [актерам] быть свободными и исследовать, мы в основном играли в игры. С тех пор я стараюсь делать это как можно чаще во время съемок. Это создает доверие между актерами, заставляет их познакомиться ближе и сосредоточиться на физической форме и на том, чтобы делать вещи, а не думать о них — просто делать как основной акт.
Остальное зависит от актеров: очень важно, как всякий человек воспринимает этот процесс и присваивает его. Вы можете только привить какую-то философию и подход, а дальше все зависит от них самих.
В Little White Lies вышел разбор культового кинокомикса — «обескураживающе актуального учебника протеста», построенного на принципах абсурда и гротеска. В то время как мир неуклонно движется в сторону (пост)апокалиптических сценариев, «Танкистка» напоминает зрителям, что у них есть власть, и предлагает не подчиняться давлению, а оставаться наглецами. Вот основные тезисы материала:
Режиссер рассказывает The Film Stage о первом неигровом опыте, за который он получил «Золотую раковину» на фестивале в Сан-Себастьяне. Как фильм стал исследованием фигуры тореадора Рока Рея и «призраков» архаичной культуры насилия, а также какие перспективы открылись сегодня для проникновения в суть этого кровавого вида спорта. Вот несколько цитат:
Об энигматичности Рока Рея:
Он очень загадочен. Он воспринимает корриду как долг, как традицию. Это способ выразить себя как художника. Но в то же время я не могу понять его по-настоящему. Любой документальный фильм — это исследование, попытка понять то, чего ты не знаешь. Начиная работу, я пытался заставить себя избегать предвзятых представлений о том, кем был Рока Рей. Я доверился камере, чтобы она показала то, что не видят наши глаза, о чем не может подумать наш разум. К концу фильма я знаю не больше, чем зрители. Конечно, я его монтировал и отснял много часов материала. Но мое восприятие Рока Рея столь же туманно, как и ваше.
Об уникальной перспективе:
Кинематограф очень хорошо передает особую красоту корриды, связывая ее с пространством, временем, танцем и движением. Я — привилегированный человек, изучавший корриду с помощью камеры; я видел ее так, как не видел почти никто в истории. Ни у кого больше не было цифровых технологий, чтобы запечатлеть эти изображения, или звуковых технологий, чтобы запечатлеть эти звуки. Никто не снимал ее столько часов и не изучал во время монтажа так много, как я. Я не говорю, что лучше любого критика или ценителя, но у меня есть перспектива, которой не было ни у кого в прошлом.
О власти изображения:
Когда вы снимаете, сами изображения командуют вами, а я должен был служить их внутренней формальной логике. Вы должны работать со снятыми образами, поскольку то, что вы снимаете, — это жизнь. Операторы снимают все, что могут. У них нет времени на раздумья и поиски чего-то красивого, связанного с другими творцами. Просто навести фокус — это уже очень сложно. Зато потом приятно узнать, что ты стал частью той или иной традиции. Когда вы смотрите фильм, вы видите связи с другими работами. Но только потом. До этого можно сколько угодно думать о подходах, подсказанных другими художниками, но это никогда не срабатывает.
В N+1 вышел подробный разбор творческих методов живого классика южнокорейского кино и его обманчиво простых, якобы бессюжетных фильмов, которые отличает проницательный взгляд на повседневность.
Таня Ахмади для Sabzian разбирает, как «первый феминистский фильм в иранском кино» становится «визуальной медитацией», фиксирующей процесс обретения женщиной субъектности внутри маргинализирующей ее патриархальной системы.
MUBI прослеживает эволюцию стиля французского постановщика, чьи даже ранние серьезные фильмы отличались «точностью водевильного номера», а сам он последовательно отказывается от понятий нормы и достоверности, стремясь к «правде события». Вот основные тезисы:
Поэтический безмолвный портрет малой родины постановщика — умирающего городка Каулония, где осталась пара сотен жителей. Итальянский режиссер пытается ухватить следы прошлого, которые еще не успели исчезнуть под разрушительным воздействием времени. Реставрация дебюта Фраммартино выйдет на американских экранах в июле.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari