Самые страшные хорроры и самые мощные дебюты за год в новом номере «Искусства кино»

Колонка главреда. О старом годе и новом номере «Искусства кино»

Кадр из фильма «Война Анны» с обложки нового номера

Новый год на носу. Предчувствия скорее тревожные, чем радужные. На обложке журнала кадр из «Войны Анны», как мы решили — лучшего отечественного фильма года. Скелет и стреляющий солдат на столе, уставленном свечками, то ли рождественскими, то ли поминальными. Мрачновато. Но Анна, мы верим, победила в своей войне и выжила. Пусть и с нами будет так же. Даже если наша война (дай-то бог) воображаемая.

Последний номер в году — самый ответственный. Мы давно решили, что он будет посвящен российскому кино. Вероятно, превратим это в традицию. Нет, мы не считаем, что для него нужно обустраивать собственное гетто — и, собственно, до этого ни одного выпуска не обошлось без статей о российских фильмах, поставленных в общий культурный контекст. Однако к концу года можно, наконец, собрать общую картину. Она свидетельствует не только о состоянии индустрии — отнюдь не самом плачевном, хотя взгляд в будущее дает мало поводов для оптимизма (читайте отличную аналитическую статью нашего товарища Олега Березина о тенденциях проката), — но и о состоянии общества. О зрителях, прокатчиках, продюсерах, режиссерах, сценаристах, критиках — всех тех, кто не так уж сильно отличается друг от друга и живет в едином пространстве. Культурном, социальном, политическом.

Мы пишем о хороших, а иногда отличных фильмах. Но также о небезупречных, слабых и никуда не годных. Это нормально. Задача исследователя — не пестовать лишь то, что близко лично ему, а стараться увидеть всю ситуацию целиком, в которой находится место «Лету» и «Танкам», «Временным трудностям» и «Довлатову». А у «Человека, который удивил всех» с «Гоголем» и вовсе одни авторы (поэтому мы решили взять у Алексея Чупова и Наташи Меркуловой отдельное интервью, единственное большое интервью в номере).

Игровое полнометражное кино не находится в вакууме. Документалистику, тем не менее, мы решили выделить в отдельный номер, он выйдет в начале 2019 года, а здесь поместили подборки, посвященные самым ярким анимационным и сериальным отечественным проектам года. И, памятуя о неразрывных связях российской культуры с соседними, вспомнили, среди прочего, о лучших картинах Украины («Вулкан») и Беларуси («Хрусталь»). Обе, что характерно, дебютные. А еще о якутской «Царь-птице», победителе ММКФ-2018, и киргизской «Сулейман Горе».

К добру или худу, но Россия шире своих географических границ — и точно не ограничивается Москвой и Петербургом. А наш журнал, хочется верить, шире, чем научное киноведческое издание. Поэтому в рубрике «Чтение» мы рады опубликовать текст с примесью этнографичности (скорее, даже игры в нее) — новый сценарий создателя «Войны Анны» Алексея Федорченко и Лидии Канашовой «Большие змеи Улли-Кале», и рядом с ним — замечательную оригинальную новеллу Алексея Сальникова, автора двух романов, ставших сенсациями уходящего года, — «Петровы в гриппе и вокруг него» и «Отдел». И Сальников, и Федорченко живут и работают в Екатеринбурге, городе, в котором сходятся (или, наоборот, расходятся?) Европа и Азия. Это тоже знаковое совпадение.

Расширяя границы еще дальше, мы включили в номер статью о связях довоенного российского кинематографа с творчеством одного из самых любимых в нашей стране английских писателей — Гилберта К. Честертона. «Искусство кино» таким образом возвращается к практике исторического киноведения, позволяющего создать более широкий и иногда парадоксальный контекст для анализа современных фильмов.

Главная же инновация номера 11/12 — список лучших фильмов 2018 года. Мы впервые, пройдя через внутренние конфликты и настоящие бои, пришли к взаимопониманию и составили сводный лист самых ярких картин за минувшие 12 месяцев. Про каждую редактор, выдвинувший (или защищавший) именно ее, написал совсем маленькое эссе. Впрочем, в любом случае, журнал публиковал статьи о каждом из этих фильмов. Часть мы покажем в январе на первом большом фестивале «Искусства кино»; на нем же впервые вручим приз авторам российской картины, которую объявили лучшей и вынесли на обложку этого номера. В 2019-м нас ждут и другие новые проекты — в частности, «ИК» откроет кинокурсы в Москве и продолжит издательскую деятельность. Но об этом — позже. А пока с Новым годом! И с всегда новым, хоть и старинным журналом «Искусство кино».

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari