Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Евротур. «Человек-паук: Вдали от дома» — фильм Marvel нового поколения

«Человек-паук: Вдали от дома» (2019) © WDSSPR

С момента выхода «Мстителей: Финал» прошла уже пара месяцев, и постоянные зрители киновселенной задаются вопросом, что же будет дальше — после столь патетичного эпилога. Нина Цыркун — о том, как Marvel пытается вывернуться из этой щекотливой ситуации, используя молодняк: фильм «Человек-паук: Вдали от дома» в кино с 4 июля.

Мы записаны на сеанс послешоковой анестезии, призванный утолить печаль расставания с легендарной марвеловской франшизой. После «Возвращения домой» Джон Уоттс снял сиквел сольника Паучка. «Человек-паук: Вдали от дома» — связка завершивших миссию Мстителей и будущей обновленной команды спасителей мира. Тут решается сразу две задачи: это оммаж ушедшим в прошлое супергероям и перевод стрелки на юного Спайди с акцентированием преемственности. 

Питер Паркер прямо-таки как агент автометаописания иллюстрирует трудности взросления и становления тем, кем его хотят видеть, принимая на свои плечи эстафету — груз героизма и ответственности. Но на самом деле он хочет совсем другого, и память о том, что Железный человек видел в нем преемника, не дает ему покоя. Питер, как водится, сначала по легковерию и наивности совершает роковую ошибку, но потом сам же ее исправляет. Вместо Тони Старка роль его эрзац-отца и рекрутера на новые подвиги берет на себя — кому не пропасть! — Ник Фьюри. В нем меньше остроумия, чем в Железном человеке, и превалирует, скорее, уместная отеческая строгость (новая краска в игре Сэмюэла Л. Джексона).

«Человек-паук: Вдали от дома» (2019) © WDSSPR

Вместе с одноклассниками, «выпавшими из времени» после того, как Танос щелкнул пальцами, Питер все еще не окончил школу, зато получил возможность провести каникулы в Европе, совершить, как говорит его никогда не унывающий приятель Нед (Джейкоб Баталон), «холостяцкий тур» с мечтой объясниться в чувствах ЭмДжей (Зендайя) на Эйфелевой башне. Новые приключения случаются в узнаваемых локациях туристических достопримечательностей. Там же его ждет встреча с монстрами Элементалами, эксплуатирующими деструктивную силу природных стихий. Одновременно у него появляется и новый старший друг, известный по мифологии Спайдермена, но модернизированный в понятиях сегодняшнего дня супергерой из параллельной вселенной Квентин Бек aka Мистерио (Джейк Джилленхол), готовый встать рядом с Питером в борьбе за спасение мира.

Сюжетная коллизия основывается на острой и сегодня чаще всего повсеместно обсуждаемой теме правды и лжи, реальности и фейка, заставляя верить, что все это одно и то же; во всяком случае, то и другое обладает равными возможностями и мощью, надо только установить требуемый «режим ущерба». И все это исключительно ради авторитета главнокомандующего.

«Человек-паук: Вдали от дома» (2019) © WDSSPR

Что отличает новый набор злодеев: движет ими не жажда мирового господства или что-то навроде, а ни много ни мало один из семи смертных грехов. Эта близость к подлинной злободневности — пусть и на фоне фантастического антуража вроде внеземных агрессоров — могла бы показаться чересчур устрашающей для жанра. Но создатели фильма, выйдя из мрака финальных «Мстителей», стойко придерживаются релаксирующей компенсаторной стратегии, выбирая легкий каникулярный тон и предвещая лучезарную перспективу франшизе. (В самом деле, это в веселые времена годится сугубо серьезное кино, а в такие, как наши, не особо располагающие к радости, уместнее, как учит нас история Голливуда, что-нибудь более оптимистичное).

«Человек-паук: Вдали от дома» (2019) © WDSSPR

И вот поставленные со спецэффектным размахом злодейские атаки перемежаются забавными интермедиями с придурковатыми учителями и настроенными на романтику тинами, озабоченными первыми свиданиями и предпочитающими гулять в карнавальной толпе, а не слушать оперу в одном из знаменитых европейских театров. В эту атмосферу удачно вписываются и сексапильная тетушка Мэй (Мариса Томей) с ее любовными утехами, и, главное, Том Холланд в роли Питера Паркера, внешне похожий на обаятельного Тоби Магуайра, но все же помоложе, а значит, убедительнее. Но Том малость тускнеет на фоне Зендайи, чья ЭмДжей с ее недетской проницательностью и здоровым цинизмом совсем не похожа, к примеру, на карамельную девушку в исполнении Кирстен Данст из классической трилогии Сэма Рэйми (не зря от имени Мэри Джейн осталось только легкое напоминание — ЭмДжей). 

Новый Спайди остается верен канону: произведя расчет с врагами, он производит расчет с собственными сомнениями в себе в роли спасителя мира (о чем он поначалу говорил с такой тоской), и все это следует общеназидательной марвеловской метаконцепции продукции для тинейджеров.

Фотоколл фильма «Человек-паук: Вдали от дома» (2019) © WDSSPR

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari