Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Конец: «Чувства Анны» как фиксация мира накануне катастрофы

«Чувства Анны», 2023

На фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон», завершившемся накануне в Красной Поляне, вне конкурса показали новую работу Анны Меликян «Чувства Анны». Фантастическую мелодраму про сотрудницу шоколадной фабрики (Анна Михалкова), которая транслирует пойманные ей из космоса сигналы про скорый конец света. Про фильм, который выглядел на этом празднике жизни таким же инопланетным, колючим и чужим, как и голоса в голове героини, пишет Никита Карцев.

«Чувства Анны» — фильм, сделанный в состоянии аффекта. 

С заторможенной пластикой, с измененным, чуть смещенным центром тяжести в каждой сцене. Ключевая материя фильма — постоянная, постепенно сгущающаяся тревога. Она здесь во всем. В дизайне маски в этой альтернативной версии пандемии: прозрачной, футуристической, как бы стремящейся скрыться из виду, слиться с лицом — и приковывающей к себе взгляд. Точнее — к той немоте, которую она символизирует. Отсутствию кислорода. Удушью.

Не спасает даже типичная меликяновская интонация. Милые шутки. Милые, округлые лица. Милые подробности — милых — обнаженных тел. Они только усиливают на контрасте будущую катастрофу. Приближают послание, которое высший разум передает людям через ударившуюся головой об землю Анну: одумайтесь, если так жить, вы все умрете, у вас осталось всего десять лет, чтобы что-то исправить.

«Одумайтесь!» — так сто с небольшим лет назад писал Лев Толстой и, несмотря на весь культурный вес и гениальность, не был услышан. Что уж ожидать от простой работницы шоколадной фабрики. И если вначале эта сверхспособность транслировать инопланетный (за неимением земного) гуманизм еще давала Анне силы и новый смысл жить, то ближе к кульминации отбирает его вовсе.

«Чувства Анны», 2023

***

Когда-то «Про любовь» (победитель «Кинотавра» 2015) стала главной иллюстрацией, мгновенным снимком эпохи гламура. Москвы, застывшей в карамельной глазури, как комар времен динозавров — в янтаре. Тогда Меликян намеренно повторяла стилистику фотографий из одной социальной сети, ныне признанной экстремистской. Это казалось окончательной победой эскапизма, выбранного своей главной стратегией российским кино (и шире — обществом, точнее его креативным классом). На следующий год ее закрепил абсолютный триумф на «Кинотавре» комедии «Хороший мальчик». Фильма, где, как и положено произведению эпохи большого стиля, Москва была с ног до головы залита солнцем, а в кадре одни хорошие люди через исключительно хорошие поступки становились еще более лучше — под оглушающие аплодисменты (утонченной) публики.  

Но даже в той реальности, том контексте версия сюжета Меликян «Про любовь» нет-нет, но прорывалась к реальности. Через все то же обнажение, сдирание с героев если не масок и условностей, то хотя бы одежды. В остальном то кино намеренно отгораживалось от реальности толстым слоем наложенных фильтров. Вместе с болью, которая была, несмотря на кажущуюся несерьезность, и в «Русалке», и в переходной, но не проходной «Звезде», то кино выплескивало за борт все остальные эмоции и чувства. Приблизив себя максимально к зрителю — и отдалив от жизни.

В «Чувствах Анны» боль не просто присутствует — фильм полностью из нее состоит. 

***

Трудно не увидеть в месте работы Анны — шоколадной фабрике — горькую иронию насчет предыдущей фильмографии режиссера (всей нашей прошлой жизни). Как трудно не увидеть в шоколадной массе на конвейере образ бесконечного потока кино в жанре забытья, которое — делясь эфирным временем разве что с милитаризованным контентом — заполнило без остатка все сферы нашей жизни. И к которому в той или иной мере приложила руку сама Меликян. Как невозможно пропустить намеренное, подчеркнуто вульгарное сравнение этой патоки — в новом контексте, в новой, вернувшей свои права на реальность жизни — с кучей дерьма.

Смотришь на нее — и кружится голова. И тебя натурально тошнит.

Закономерный итог, последнее отчаянное сопротивление организма в ответ на долгое планомерное потребление ядовитой дряни в красивой обертке.

***

То, с какой легкостью Меликян после стеклянных хором на Остоженке возвращается в «Чувствах Анны» в бытовые интерьеры хрущевки с характерными обоями и узнаваемыми социальными ролями ее обитателей, — поражает. Остались в прошлом и легкомысленные сюжеты, и вальяжные лекции Джона Малковича на Стрелке — вместе с той самой Стрелкой и той версией города и будущего, которое она символизировала (или пыталась символизировать).

Отсюда и перемена актерского состава. На смену (инста)дивам приходит Анна Михалкова в амплуа, охарактеризованном в одноименном сериале Бориса Хлебникова как «обычная женщина». Михалкова в прологе, до судьбоносного удара головой, здесь словно меняется амплуа с Яной Трояновой из «Кококо» Авдотьи Смирновой. Михалковой в пару и вовсе поставлен Тимофей Трибунцев в роли «обычного мужчины». Приглушенный, лишенный своих главных козырей в виде невероятно подвижной пластики, но оттого только более достоверный.

Эти народные лица и типажи из, казалось бы, совсем другого, реального кино, которым все эти годы занимаются коллеги Меликян, именно в этом — фантастическом фильме — оказываются наконец правдивыми.

Получается, дело не только в обоях и хрущевках.

«Чувства Анны», 2023

***

Мужу Анны неведомы высокие материи. Его бы воля, он бы порвал все бумажки, которые исписывает Анна в забытье, и дело с концом. И никаких проблем.

В отличие от мужа Анны, персонаж Олега Ягодина, третий участник любовного треугольника, — прекрасно отдает отчет ценности ниспосланных Анне знаний. Ягодин здесь отвечает за еще один архетип — только не мужичка из народа, а зацикленного на себе интеллигента. Для него Анна не живой человек, а объект, неодушевленный передатчик, прямой доступ к откровениям свыше. Точно так же литература и шире — искусство, — и его статус (как бы) писателя здесь не более чем форма обратной связи с собственным эго, четко выработанная стратегия реализации себя (как бы) гуманистом и (как бы) художником внутри (как бы) культуры.

Как итог, любовник Анны бесконечно обращается к моралям и ценностям, но сам без зазрения совести склоняет к измене замужнюю женщину — чтобы отказать ей в близости в ту же секунду, когда она перестанет слышать голоса. Траекторию его взаимоотношений с Анной зеркалит любительский кружок контактеров, утрированные городские чудики, которым карго-культ важнее реального знания. Им тоже не столько нужна истина, сколько ощущение причастности к закрытому клубу тайного знания. Как еще один повод разобщиться, отделиться от других. Стать выше их — глухих, слепых, неправильных. Тех, кто не понимает, как все устроено на самом деле

На их фоне может показаться, что герой Трибунцева, наоборот, излучает самопринятие. Но в том-то и дело, что его импульсы: порвать страницы, забрать домой — проявления все того же непонимания. Следствие отсутствия у него необходимого — не аналитического даже, а чувственного — аппарата, чтобы понять Анну. Уловить ее радиосигналы.

Отсюда его бездумное, то есть лишенное рефлексии, осознанности, автоматическое повторение подсмотренных где-то (уж не в ранних ли фильмах Меликян?) действий. Он делает все, что должен делать хороший муж. Муж, которого наша культура преподносит как идеал. 

Анна зажата между двумя мужскими фигурами, выполняющими — каждый свою — социальную роль и вынуждающих ее точно так же выбрать себе одну. Муж через шубу транслирует социально одобряемым способом (за неимением собственных, оригинальных) — свою любовь, точнее то, что общество и романтические фильмы называют любовью. Любовник с помощью этой же шубы навязывает женщине бесчувствие. Апеллируя к убийству животного, к морали вообще, будучи сам вполне себе аморальным, беспринципным. Еще одно определение, ставшее синонимом сладкой московской жизни.

***

Черно-белая палитра фильма в «Чувствах Анны» уже не секуляризация советского наследия, не подтрунивание над ностальгией (как в «Нежности»), а траур. Как усредненное серое, которое обволакивает все вокруг. 

Отсутствие красок, депрессия, притупленные реакции, ПТСР — все то же длящееся состояние аффекта.

Нестерпимое несовпадение формы и содержания.

Самая апокалиптичная, с соответствующим медленным наездом и тревожной музыкой группы Shortparis, сцена — та, где посреди международного доклада героиня Михалковой вновь впадает в транс и начинает выводить, как мантру: любите друг друга, любите друг друга, любите друг друга.

С каждым повторением становится все яснее: любовь здесь больше не живет. Ее нет. И, возможно, не будет.

Любовь, точнее ее красноречивое отсутствие, становится незримой субстанцией, которая, как радиация, проникает во все светлые и темные части экрана. 

Любовь делает происходящее здесь вещественным. А значит, и угрозу персонажам в кадре, на земле, всему человечеству — реальной. 

Этот месседж, неожиданная серьезность, прямолинейность, буквальность высказывания в постироничном, как бы лукавом фильме — запускает демоническую тревогу. 

Заставляет видеть (чувствовать) смерть буквально повсюду.

Мало того что на экране показана любовь во время чумы (чего именно это эвфемизм — подставьте сами). Так еще эта любовь — конструкт, декорация, механический набор мыслей и действий. А оттого призыв инопланетного разума «любите друг друга» обречен так и остаться белым шумом, набором непонятных звуков.

В этом заключается один из главных внутренних конфликтов фильма. Готовность, даже потребность публики в присутствии контактера, мессии — и абсолютная невосприимчивость к сути сказуемого. 

Наградив Анну всеми атрибутами избранной, публика в одну секунду забывает про нее и переключается на нового идола. Важен сам процесс. Сама процедура передачи своей жизни чужой воле. Подчинение. Выполнение приказов. Голос, а не разум. «Действие», а не «правда». 

***

Даже на пике востребованности от Анны требуется исполнять роль, быть, а не казаться. Настоящую ее пытаются скрыть за скафандром. Она нужна как символ. Прекрасно понятно, что делать с этим (как и любым другим) символом: восхищать, пугать, возбуждать, продавать, покупать. А что делать с живым человеком?

Отдельность, непохожесть Анны проявляется тем ярче в двух внешне идентичных сценах полного обнажения героев.

В первой любовник-писатель нарциссически расхаживает с голым пенисом, не прекращая размышлений, направленных сугубо внутрь себя и не нуждающихся в собеседнике (то есть в Анне). Во второй уже она собирается с духом: обнажиться или нет — и если да, то полностью или до степени рождения Венеры?
Из них двоих именно она решается на преодоление себя, на настоящую открытость. Почувствовав, возможно, впервые в жизни собственную значимость перед лицом вселенской катастрофы. И тут же узнав свою истинную — для этого мира — цену.

«Чувства Анны», 2023

***

При желании можно сказать, что «Чувства Анны» — это возвращение к истокам, к «Русалке». Там тоже трагедия была замаскирована под беззаботное кино про девочку с зелеными волосами. Такая «Амели», но с планеты «Меланхолия». Подумаешь, упал по сюжету самолет со всеми пассажирами, да и саму героиню насмерть сбивали в конце. Но никуда было не деть общее ощущение жизни.

В «Чувствах Анны» без авиакатастрофы тоже не обошлось. Так уж вышло, что в России это образ, который никогда не теряет актуальности, но постоянно меняет контекст. Одно дело — упавший самолет в 2007-м году, времен «Русалки». Совсем другое — в 2014-м. Что уж говорить про 2023-й.

Меняет свое значение в новом контексте и последний кадр фильма с улетевшей в космос ракетой, который повторяет по форме финал «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына». У Кончаловского ракета расширяла границы простенького дома типичного жителя русской глубинки до масштабов открытого космоса (а сам фильм выводила на орбиту Венецианского фестиваля). У Меликян она, скорее, символизирует последнюю надежду на побег. Недаром этот кадр предваряет сцена, где Михалкова, окончательно выйдя из жанра мелодрамы, задыхаясь в слезах, как в судорогах, повторяет еще и еще: я потерялась, я потерялась, я потерялась.

Эти Муратовские мотивы здесь тут и там. Включая лучшую сцену фильма с директрисой завода, которая, путая официозную речь с отборным матом, как сон и явь, кричит, вопит о том, о чем пульсирует здесь каждый кадр: я тоже хочу любви! 

(И поэтому увольняю, изменяю, предаю, убиваю.)

У самой Муратовой эта мысль звучала суше и больней: «Никто никого не любит».

***

К уколам (ударам наотмашь) реальности относится и воспроизведенная вплоть до кадра где-то в начале сцена самоубийства незнакомой девушки, которая, казалось бы, даже не относится к сюжету. Сцена снята в той же стилистике, что и видео, которые транслирует в интернет сын Анны. Камера телефона, наведенная на объект. Онлайн-трансляция. Реальность, превращенная в шоу — шоу, заменившее реальность. Камере (не режиссеру) все равно, какой с помощью нее ведется «прямой эфир». Но так устроен сам медиум, так он меняет наше сознание. Унификация способа показа уничтожает и разницу между тем, что именно показывают. Приравнивает любую катастрофу — к рядовому течению жизни. Набору котиков, кеков, мемов и прочего содержания рилзов и сториз.

Фотография голой девочки, бегущей от напалма, когда-то, по преданию, подтолкнула общество остановить бойню во Вьетнаме. Сегодня этот снимок забудется через полчаса. Как забывается самоубийство девочки в фильме, а следом и целый упавший самолет (занимающий здесь столько же эфирного времени и вызывающий такой же интерес, что и сбежавшая из зоопарка обезьяна).
Все эти технологии, не оставляющие права на слабость, глухие к уязвимости, интимности и неприкосновенности человеческого тела. Все это единообразие (при кажущейся полифонии) современного мира. Вся обратная сторона радужного мира фильтров и масок из новелл «Про любовь». Все прямые включения и интерактив с подписчиками объединены одной болезнью. Попыткой обратить на себя внимание. Сделать себя значимым.

Сначала из тех голосов, что слышит Анна, исчезают пророчества, уступая дорогу то ли угрозе, то ли посланию: одумайтесь! Любите друг друга — или умрете! Но вскоре исчезают и сами послания. Оставляя зрителя в сомнении: а было ли озарение свыше на самом деле? Или все это — плод разыгравшейся фантазии одной конкретной женщины, которая вдруг осознала весь ужас происходящего?

Этот клубок сбывающихся и тут же компрометирующих самих себя пророчеств; незримая грань между мессианством и обычным безумием — снова фиксация режиссером мира в состоянии аффекта. Общества, потерявшего почву под ногами. Всеобщей дезориентации во времени и пространстве.

Знание здесь — не спасение, а проклятье. А голос свыше, который сначала выбирает Анну проводником своей миссии, а потом безвозвратно покидает, — так же безжалостен и беспристрастен, как камера телефона, не чувствующая разницы между обычным приколом, изменой или самоубийством.

***

В другой сцене, где вымысел внезапно оборачивается явью, рядом с Анной на ее кухне материализуется Екатерина Андреева. Не диктор из телевизора (тоже по-своему медиум, транслирующий голос свыше), а живой человек, который в ответ на реплику, что рано отчаиваться, есть еще маза свалить на Марс, по-простому, бытово возражает: никакой программы высадки на Марс нет, это все шоу. 

Так в очередной раз меняется контекст лозунгов, рассыпанных по фильму, вроде: «Марс наш!» и «А ты записался в добровольцы?» (Разговаривать со зрителем языком плакатов — еще один прием, перекочевавший сюда прямиком из «Русалки».) Получается, что в последней попытке спасти героев Анна (Меликян, а не Михалкова) запускает в финале в открытый космос ракету, которая летит в никуда. 

В это время на земле Трибунцев в полном соответствии с изначальным жанром мелодрамы обнимает Михалкову со словами, что все будет хорошо. В другое время и в другом фильме (например, в «Аритмии») это бы сошло за happy end и юный октябрь впереди. Но и предыдущая фильмография (русалка с зелеными волосами, лежащая на асфальте), и контекст нового фильма вызывают в памяти, скорее, финал «Женщины под влиянием» Кассаветиса. Там страшнее любого страха была сцена, в которой муж с гипертрофированной заботой расставляет приборы и блюда на столе, встречая абсолютно уничтоженное состояние жены (Джина Роулендс), вернувшейся из психушки, так, будто ничего не случилось. Закрытая дверь в гостиную у Кассаветиса в финальном кадре работала так же, как гробовая тишина на титрах «Пианистки» Ханеке после удара Юппер себя вилкой в грудь; как планета Меланхолия, летящая на Землю у Триера; как протяжный вой Shortparis на титрах «Чувств Анны». 

Конец любви как конец жизни. Как конец света. 

Как просто — конец.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari