Самые страшные хорроры и самые мощные дебюты за год в новом номере «Искусства кино»

«Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел»: Пошутили и пройдемте

Кадр из фильма «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» © «Каропрокат»

С 20 декабря в прокате «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» — одна из рядовых календарных комедий, что любыми силами создает россиянам атмосферу праздника, но на этот раз с грязным юмором, сериальной славой и золотыми номерами Сергея Бурунова. Наш новый автор Кирилл Краснов, чей текст об идеологическом российском кино вы скоро сможете прочитать в 11/12 номере журнала, считает, что киношного «Полицейского...» полюбят не меньше, чем сериального, и объясняет, почему эта любовь зла.

В канун Нового года Минкульт снова старательно расчищает отечественный кинопрокат протекционистской лопатой. Пока крупные зарубежные блокбастеры вынуждены тесниться в декабрьском пуле и привлекать внимание зрителя, занятого предпраздничной суетой и годовыми отчетами, российские новогодние фильмы ждут хлебное время длинных выходных. Но для одного из них час уже пробил: комедию «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» подали зрителю на неделю раньше. В роли аперитива «Полицейский» смотрится свежо — все-таки традиция идти на очередные «Елки» за семь лет могла и надоесть.

Впрочем, рассматривать детище сценариста и режиссера Ильи Куликова в качестве альтернативы «Елкам» не стоит, здесь нет заметенной конфетти семейной радости. Полнометражный фильм, родившийся из популярного сериала про сложного молодого оперативника Гришу Измайлова (Александр Петров) из элитного отдела «Барвиха Северное», стремится покорить сердца неприхотливой публики характерными скатологическимиCкатология — это жанр анекдота, посвященный физиологическим отправлениям шуточками и ловко запиканным матерком. Однако сопоставления с елочной франшизой все равно не избежать хотя бы потому, что герои сами норовят бросить камень в огород киноальманаха Тимура Бекмамбетова: глядя на хвойные деревья в одной из первых сцен, они почему-то твердят, что «елки до добра не доведут», да и любоваться на них нечего — отупеешь.

Сам «Полицейский с Рублевки» косит под остроумного плохиша среди выглаженных новогодних премьер, но по осознанности далеко от них, в общем, не уходит. В фильме Гриша узнает, что их отдел планируют расформировать, а потому решает тайно ограбить банк, чтобы затем самостоятельно раскрыть громкое преступление. В инсценировке задействованы все его друзья по службе, кроме веселого толстяка Мухича (Роман Попов) и раздражительного начальника Володи (Сергей Бурунов). По сути, это сочетание беззубой истории и слэпстик-дуэта двух полуидиотов, которые уже давно стали главными звездами сериала, затмевающими актера года Александра Петрова (его мы снова увидим чуть позже в парадоксальном новогоднем релизе — военно-исторической драме «Т-34»). И все это безумие про отравления шаурмой и ушибы полового члена происходит, напомним, при исполнении обязанностей работников органов внутренней безопасности.

Но, как бы то ни было, полицейских в нашей стране любят, — по крайней мере, в кино. Российский культ милиционера/полицейского на экране, восходящий к знаменитым «Улицам разбитых фонарей», предстал в новом преломлении с выходом сериала «Глухарь», который моментально побил всевозможные рекорды. Нонконформиста Глухарева, кстати, придумал именно Куликов, который с тех пор стал одним из самых востребованных российских сценаристов.

Кадр из фильма «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» © «Каропрокат»

«Полицейский с Рублевки» тематически наследует его ранним работам, только формат уже совсем другой — задиристый, комедийный, адекватный прописке на ТНТ и попыткам адаптировать совершенно чужую жанровую историю под русские реалии. Высмеивать людей в погонах — тренд, в первую очередь, американский. Играющая на грани фола «Полицейская академия» и популярный «Полицейский из Беверли-Хиллз» еще в 80-х задали тенденцию на юмористичные buddy cop moviesЖанр фильмов о друзьях-полицейских при исполнении, она существует и поныне: «Мачо и ботан», «Копы в юбках» и так далее. В Америке подобное кино, как правило, работает на борьбу со страхом перед жетоном, ставится в противовес хладнокровной, карательной действительности, о которой пресса с годами говорит все больше. У Куликова видны похожие мотивации, но он изображает не только полицейских, но и окружающие их российские реалии в нарочито искаженном, почти что сказочном свете, превращая действие в клоунаду, а реальные проблемы — в забавы из комедийной вселенной жандармов и жандарметок.

В российском кино образовалась занимательная полицейская биполярность: с одной стороны — пьющие или звереющие менты в стиле Юрия Быкова, а с другой — расточительные легавые из Барвихи в комедии положений. Этот второй образ, по всей видимости, должен смещать устоявшуюся репрезентацию полицейского как человека, которым пугают детей. Теперь он — забавный страж, в чью сторону можно поиронизировать. Великолепный Бурунов с его знаменитой раздражительностью, которая никогда не приводит к настоящим карательным действиям, собирает на YouTube-канале Куликова тысячи, а иногда и миллионы просмотров и сегодня вырастает чуть ли не в национального героя-шута.

Тем временем совсем недавно на станции «Сухаревская» один москвич решил пошутить и пронес пару метров на руках щуплого нацгвардейца, которого принял за своего знакомого. Он пошел под суд и теперь обязан выплатить крупный штраф. Шутки шутками, но в реальности легкомысленное отношение к власти в нашей стране, мягко говоря, не приветствуется.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari