Режиссер Илья Хржановский направил письмо в Минкульт с просьбой выдать прокатные удостоверения всем частям проекта «Дау». Ранее четырем фильмам из цикла не было выдано прокатное удостоверение. Это не первый случай, когда у зарубежных фильмов появляются проблемы с прокатом в России.
Режиссер «Дау» Илья Хржановский попросил министра культуры Владимира Мединского рассмотреть возможность выпустить все части проекта.
25 ноября Министерство культуры отказало четырем частям проекта Ильи Хржановского в получении прокатного удостоверения в России. По мнению Минкульта, картины «пропагандируют порнографию».
Позднее Владимир Мединский пояснил, что фильм может быть показан на интернет-платформах:
«Прокатное удостоверение выдается для проката фильма в кинотеатре. А на интернет-ресурсах он может, наверное, демонстрироваться с соответствующими предупреждениями».
Министр подчеркнул, что показ подобного рода продукции на широком экране не предусмотрен.
Илья Хржановский с таким решением не согласился и направил письмо министру культуры, в котором попросил выдать прокатные удостоверения на все части фильма. В нем Хржановский особо подчеркнул, что в проекте нет порнографии:
«Откровенные сцены, наличествующие в фильмах, существуют там как часть художественного образа и кинематографического языка, а не как пропаганда порнографии».
Режиссер также обратил внимание, что в создании «Дау» принимали участие дирижер Теодор Курентзис, лауреат Нобелевской премии физик Дэвид Гросс, режиссеры Анатолий Васильев, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, художники Марина Абрамович, Борис Михайлов, Карстен Хеллер и другие. А дубляж фильмов на иностранные языки осуществили актеры мирового уровня: Жерар Депардье, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Изабель Аджани и Уильям Дефо.
«Трудно себе представить, что все эти люди взялись бы озвучивать порнофильмы», — подчеркнул Хржановский.
Первые шесть эпизодов масштабного арт-проекта Ильи Хржановского «Дау» о советском физике Льве Ландау получили прокатное удостоверение в установленные сроки. Остальным четырем фильмам: «Наташа», «Дау. Новый человек», «Дау. Нора Сын», «Дау. Саша Валера», — в получении прокатного удостоверения было отказано. По мнению Ильи Хржановского, проект — целостное произведение, которое не следует рассматривать по частям.
Решение об отказе было принято в соответствии с постановлением правительства РФ «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и правил ведения государственного регистра фильмов». Подпункт «в» пункта 18 предусматривает отказ, «если фильм содержит материалы, пропагандирующие порнографию».
Премьера проекта Ильи Хржановского прошла с 25 января по 17 февраля 2019 года в трех пространствах Парижа в форме тотальной инсталляции. Каждый посетитель сам выбирал, на сколько часов или дней погрузиться в мир «Дау». У зрителей были не билеты, а визы: на шесть часов, на сутки или неограниченного действия.
«С самого начала, еще до Парижского просмотра, было понятно, что фильм столкнется со сложностями при прокате в России. После того как я увидел проект своими глазами, я понял, что в России полную версию могут показать только при смене, так сказать, политического курса. Вырезанные сцены — самые экстремальные, индивидуальные, выразительные. Очень жалко будет их лишиться. Если проводить аналогии, то это как вырезать из «Последнего танго в Париже» все откровенные эротические сцены. В принципе, картина в хронометраже много не потеряет, но, конечно, это будет другое кино»,
— замечает главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин.
Работа над проектом о физике и лауреате Нобелевской премии Льве Ландау началась в 2005 году. Специально для фильма в Харькове была построена гигантская декорация «Института», по образцу столичного Института физических проблем (там Ландау работал под руководством Петра Капицы). За три года съемок было отснято 700 часов материала, из которых в итоге вышло 13 фильмов и ряд сериалов. Прокатное удостоверение запрашивали на десять эпизодов.
Антон Долин отмечает, что из-за хронометража немногие посмотрели все серии проекта.
«Дау» можно смотреть не по порядку и не целиком, потому что проект не предполагает хронологии. Она, конечно, есть, но не только не обязательна для зрителя, но, наоборот, во время демонстрации фильма в Париже все было устроено так, чтобы каждый зритель смотрел картину в разном порядке».
В 2006 году арт-проект «Дау» Ильи Хржановского вошел в число 17 лучших мировых проектов в рамках Международного киноателье Каннского кинофестиваля. 18 ноября 2019 года стало известно, что Илья Хржановский будет назначен художественным руководителем и главным режиссером Мемориального центра холокоста «Бабий Яр». Сооснователь BYHMC и акционер Letter One Михаил Фридман заявил, что назначение Хржановского связано с новым, более творческим этапом по созданию креативного контента:
«Мы решили, что нам нужны люди, которые будут сфокусированы именно на этом».
Открытие Мемориального центра планируется в 2023 году.
Краткий обзор эпизодов «Дау», которые не получили прокатное удостоверение
«ДАУ. Наташа»
«Наташа». Физиологический очерк. Сразу вспомнилась легендарная Тамарка-буфетчица Галича. Буфетчица Наташа запуталась — не продохнуть — в клубке отношений. Был иностранный возлюбленный — черное пятно в анкете. Есть странная связь с сослуживицей Олей. Хорошенькой, молодой, незамысловатой. Наташа спаивает, унижает милашку-закадычницу. Их долгий диалог — «объятия на поле боя», две пьяные подруги терзают друг друга, давят на больное. История про гадость и сладость унижения продолжится в подвале. Чекист Ажиппо в камере с парашей рекрутирует Наташу в доблестные органы. Наташа вроде бы не против — правила выживания давно уяснены, даже пытается флиртовать с брутальным гэбэшником. Но нет. Нужна не подпись — церемония унижения. Здесь и происходит та самая сцена с бутылкой, поднявшая в Сети волну негодования. Избитая, морально раздавленная буфетчица насилует себя бутылкой... продолжая смотреть на Ажиппо влюбленными глазами. БДСМ — во всей красе, сексуальная садомазохистская связь власти и ее стокгольмских подчиненных. Перед уходом они поцелуются. И артистичный циклоп Ажиппо (для каждого допрашиваемого у него своя манера игры) брезгливо прополощет рот водкой.
Лариса Малюкова
«ДАУ. Новый человек»
Время действия — 1968-й. Основной сюжет — появление в Институте новых людей: команды подтянутых, ведущих исключительно здоровый образ жизни комсомольцев с Максимом Марцинкевичем во главе. Все они — участники экспериментов по выявлению/формированию сверхчеловеческих физических способностей; курируют команду представители КГБ. Парни Марцинкевича подшучивают над постоянными жителями Института, но, хоть и не разделяют их полную алкогольных эксцессов жизнь, в прямой конфликт с учеными и обслуживающим персоналом не вступают. Легкий, ни к чему не обязывающий флирт заканчивается романом между Марцинкевичем и буфетчицей Викторией Скицкой. Вика делится неожиданно возникшим чувством с сотрудником секретного отдела. Убийство свиньи происходит за кадром, его последствием становится коллективный обед с шашлыком. В финале новый директор Института отдает Марцинкевичу приказ об уничтожении всех сотрудников; исключений быть не должно; Вика тоже обречена.
Вадим Рутковский
«ДАУ. Нора Сын»
Время действия — 1966-й. Основной сюжет — интимная связь между 17-летним сыном Дау Денисом и его матерью Норой. Дау на момент действия превратился в полупарализованного старика, наблюдающего за жизнью Института из окна. Молодые ученые наслаждаются весной и танцуют во дворе твист и буги-вуги; Денис много и радостно смеется. Духовные поиски Дениса выливаются в диалоги с отцом Даниилом, а плотские познания начинаются с безмятежных эротических игр с домработницей Аней. Секс с матерью становится естественным продолжением предельно близких и доверительных отношений. Нора, Денис и Аня проводят умиротворенные вечера за общим домашним столом.
Вадим Рутковский
«ДАУ. Саша Валера»
Конец смены рабочих. Намечается грандиозное празднование. В какой-то момент в комнате для отдыха остаются на ногах только двое: дворники Саша и Валера. Саше 24 года. Валера ощутимо старше. Мужчины выпивают и разговаривают о природе человеческой сексуальности. Саша, опираясь на опыт женитьбы и развода, болтает, что мужчины ему ближе и понятнее женщин. Валера живо встречает его признания. Мужчины целуются, выпивают, целуются. Валера склоняет Сашу к сексу. Саша отказывается. Но и не сопротивляется. Мужчины занимаются сексом, выпивают вновь. Все это проходит под град спонтанных признаний со стороны Валеры («какой же ты нежный») и поговорок от Саши (вроде «х* ровесника не ищет» — мол, любви все возрасты покорны). Заканчивается фильм длинной чувственной молитвой Валеры в туалете, где он, сидя на унитазе, просит прощения у родины, мамы, папы и господа бога.
Никита Карцев
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari