13 июля 1929 года родился французский аниматор Рене Лалу (умер в 2004-м) — обладатель приза Каннского кинофестиваля и режиссер, предоставивший зрителю мир, альтернативный миру Диснея. Хоть он и снял всего три полнометражных мультфильма, его работы повлияли на целый ряд режиссеров и мультипликаторов (например, Хаяо Миядзаки). Дарья Тарасова рассказывает о непростом творческом пути и блестящих идеях французского режиссера.
Первые опыты Рене Лалу с кинематографом и анимацией пришлись на 1950-е, когда ему удалось по знакомству устроиться на работу в психиатрическую больницу La Borde в Кур-Шеверни. La Borde славилась прогрессивным подходом к лечению пациентов: двери больницы всегда были открыты для свободного посещения всеми желающими — к каждому подопечному старались найти индивидуальный подход, предлагая на выбор разные терапевтические практики. Одной из них — арт-терапией — были занятия живописью под руководством Лалу, проходившие на территории оранжереи. Как-то он решил познакомить студентов с театром теней: вместе они написали сценарий и поставили небольшой спектакль, где сами же исполнили все роли. Лалу снял его на 16-миллиметровую камеру и смонтировал. Приятель Лалу, начинающий режиссер Жак Бриссо, смог пристроить фильм на телевидение. «Тик-так» (1957) — так называлась получившаяся короткометражка — крутили в прайм-тайм, что обеспечило энтузиастов из La Borde средствами для следующего фильма.
Им стали «Зубы обезьяны» (1960) — короткометражный мультфильм, снятый в технике стоп-моушнТехника создания анимационного или игрового фильма, напоминающая фотосъемку, на которой положение объекта или его части немного смещается в каждом кадре, чтобы последовательность этих кадров создавала эффект движения, — прим. ред. на камеру 35 миллиметров. Беседуя с пациентами, режиссер записывал их рассказы и использовал в качестве материала для новых работ, что немало помогало им пойти на поправку. Гротескная история о злобном стоматологе, ворующем зубы, и обезьяне-волшебнике, которая пытается его остановить, довольно проста по исполнению, но внимания заслуживает ее цветовое решение. Поскольку над мультфильмом работали сами пациенты, зритель погружается в этот вывернутый наизнанку мир благодаря передаче эмоций за счет цвета, по-детски эмоционального рисунка и тревожной музыки.
«Зубы обезьяны» показали на нескольких фестивалях, и на Лалу обратил внимание Ролан Топор — художник, актер, телережиссер и писатель, по роману которого Роман Полански снимет в 1976 году «Жильца». Сюрреалистические эскизы художника стали основой для нескольких их совместных работ. В короткометражке «Время смерти» (1965) — компиляции из зарисовок Топора и хроникальных кадров — они размышляли на тему убийства, а в «Улитках» (1966) — рассказывали трагическую историю о неудачливом крестьянине, случайно натравившем на город армию гигантских улиток. В 1973 году Лалу и Топор снимают «Дикую планету» — экранизацию романа Стефана Вуля «Омы дюжинами» (1957), первый полный метр Рене Лалу, первый французский полнометражный мультфильм, один из первых мультфильмов для взрослой аудитории, ставший противовесом диснеевской анимации.
Планетой Игам правят драги — высокоразвитая цивилизация человекоподобных существ. В качестве домашних животных они держат омов (во французском языке Oms фонетически перекликается с hommes — «люди»), крохотных созданий с потерпевшей катаклизм планеты Терра. Завладев одним из образовательных устройств для детей драгов и получив доступ к знанию, угнетенные омы встают на путь мятежа.
Мультфильм снимался в Чехословакии, на пражской студии Jiri Trnka (там же снимали сериал о приключениях Кротика), поскольку производство во Франции было слишком дорогим (впрочем, из-за социалистической цензуры создателям все же пришлось доделывать «Дикую планету» на родине). В отличие от Уолта Диснея с его рисованной анимацией, Лалу использовал технику перекладки: вырезал персонажей из бумаги и дальше манипулировал ими при помощи стоп-моушн. С одной стороны — так гораздо экономичнее, с другой — это позволило сохранить оригинальную графику Топора без изменений. Лалу слишком уважал работу художников, с которыми сотрудничал (будь то пациенты La Bord, Топор или известный комиксист Мёбиус).
Для Лалу мультфильм — воплощение моральных принципов, политический и поэтический жест. В своих картинах (особенно в короткометражных) режиссер осуждает систему, которая отчуждает отдельную личность и нередко обрекает эту личность на безумие, как это было с пациентами La Borde. Такова и «Дикая планета» — притча о завоевании свободы и права на знание, а также о том, как обращаться с этим знанием. Однако мультфильм не проникнут жаждой мести, напротив, он призывает к пониманию и сочувствию, показывая точку зрения слабого. В 1973 году «Дикая планета», воспевающая гуманистические принципы и оформленная Топором в хищной стилистике на стыке Дали и Босха, получила специальный приз жюри Каннского фестиваля.
На волне успеха дебютного полнометражного мультфильма Лалу задумывает с Жаном-Пьером Дионе, основателем журнала Metal Hurlant, серию из десяти фильмов на сюжеты Стефана Вуля. Филипп Каза, автор концепт-артов к мультфильму «Гандахар. Световые годы» (1988) и другим поздним работам Лалу, говорил, что режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Он стремится к коллаборации с интересующими его художниками и создает на основе их стилей и фантастических миров нечто новое. Для каждого фильма предполагаемой серии Лалу хотел поработать с разными художниками журнала Metal Hurlant, и соавтором первого эпизода стал Жан Жиро, известный как Мёбиус.
«Властелины времени» (1985) — это экранизация романа Вуля «Сиротка Пердиды» (1958), рассказывающий о шестилетнем Пьеле, которые после крушения корабля оказался на планете Мортис (советские переводчики любезно поменяли оригинальное название Perdide). На помощь ему летит капитан звездолета Джаффар — близкий друг отца Пьеля, пообещавший спасти мальчика.
Мультфильм задумывался как 52-минутный эпизод в сериале-антологии, но той не суждено было случиться из-за финансовых трудностей при производстве. Было решено сосредоточиться на «Властелинах времени» как на отдельном полнометражном мультфильме, втором по счету для Лалу. Несмотря на отличный сценарий и сильную драматическую составляющую, мультфильм раскритиковали за визуальный стиль и несоответствие канону научной фантастики.
Критики предполагали, что студию, на которой снимался фильм (венгерская Pannonia Film Studio), Лалу выбрал из-за дешевизны, и неопытность мультипликаторов сказалась на визуальной составляющей картины. Концепт Мёбиуса — художника и иллюстратора с очень узнаваемым стилем, трепетно относящийся к деталям, — выглядит неубедительно, а его дарованию будто бы негде развернуться. Однако, несмотря на довольно грубую механическую анимацию, «Властелины времени» стали новаторской работой. Конкурировать с этой приключенческой космической повестью, где саспенс сочетался с драматическими диалогами Джаффара и Пьеля, могла разве что «Тайна третьей планеты» (1981) Романа Качанова, вышедшая незадолго до мультфильма Лалу.
В середине 1970-х Лалу познакомился с Филиппом Каза — одним из иллюстраторов Metal Hurlant — и предложил ему стать художником в экранизации романа Жан-Пьера Андревона «Люди-машины против Гандахара» (1969). Реализовать проект удалось только в конце 1980-х, уже после «Властелинов времени». Если в «Дикой планете» Лалу обращается к социальной проблематике, в ««Гандахаре: Световые годы»» — третьей полнометражной картине — он поднимает проблему экологии. Мирное государство Гандахар подвергается атаке металлических воинов, уничтожающих все на своем пути, чтобы утвердить техногенный мир. Спасти Гандахар суждено принцу Сильвину.
«Гандахар» делали в Северной Корее — очередной нетипичный выбор места из-за нехватки средств, сказавшийся на технической составляющей мультфильма. В широком смысле «Гандахар» — наиболее яркий и амбициозный проект Лалу: визуальный ряд Каза, одного из самых известных комиксистов Франции, дополняет таинственный фэнтезийный мир, живущий по своим физическим и биологическим правилам. Да и лежащая в основе картины идея возносит гуманизм и политический жест до экзистенциальных высот. Впрочем, из-за финансовых затруднений мультфильм не удается реализовать в полном соответствии с замыслом и амбициями Лалу — как и многие другие (не)реализованные его проекты.
Потом Каза и Лалу работали вместе над короткометражками «Как был спасен Вонг Фо» (1987) и «Заключенная» (1988), а в 1990-е режиссер постепенно отходит от анимации и перебирается в Ангулем, чтобы преподавать, и пишет книгу о мультипликации «Эти движущиеся картинки» (1996).
В 2004 году Рене Лалу умирает от инфаркта, будучи не в состоянии осуществить проект нового фильма.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari