«Дух огня» 2014. Дело рук утопающих

  • Блоги
  • Евгений Майзель

Продолжаем обзор конкурсной программы 12-го «Духа Огня» рассказом о трех картинах, посвященных «маленькому человеку» и обществу, в котором тот живет. О «11.6» Филиппа Годо, «Хамелеоне» Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела и «Йозгат-Блюз» Махмута Фазыла Джошкуна – Евгений Майзель.


Особой категории драм, балансирующих между социальным и экзистенциальным регистрами, принадлежит французская картина «11. 6» режиссера Филиппа Годо (более известного в качестве продюсера) о инкассаторе Тони (Франсуа Клюзе), укравшем несколько миллионов евро (точная сумма без нулей указана в заглавии).

spirit-2014-3-11-6-2
«11.6»

Экранизацию романа Алис Жеро «Тони 11.6. История одного охранника», основанную, в свою очередь, на громком происшествии, случившемся в ноябре 2009 года, вероятно, интереснее было бы смотреть тем зрителям, кто ничего об этом происшествии не знает – в этом случае и развитие фабулы, и мотивы главного героя будут оставаться неясными до финальных титров – а, может быть, и после них. Сюжет, ласкающий воображение бескровностью и относительной безнаказанностью совершенного преступления (а также не до конца раскрытой интригой – как-никак, местонахождение двух с половиной миллионов евро неизвестно до сих пор), настолько взбудоражил в свое время французов и жителей прилегающих деревень, что его немногословный протагонист даже превратился на какое-то время в кумира среднего класса и героя местной поп-культуры. Крепкую, хоть и пресноватую историю о маленьком (в том числе буквально – невысоком) человеке, нелюдимом любителе суперкаров и заботливом сыне, годами сносившем ущемления начальства, выносит в открытый океан настоящей драмы лишь в самые последние минуты фильма – когда становится ясно, что никакого особого секрета в нем нет.

spirit-2014-3-11-6-1
«11.6»

Если картина Филиппа Годо принадлежит добротному мейнстриму, то две другие ленты этого обзора – фестивальные питомцы, рассчитанные на соответствующую публику.

Особенно это касается 74-минутного «Хамелеона» (Buqälämun) – изящного представителя артхауса, картины не просто молчаливой и статичной, но целиком выстроенной на тонких умолчаниях и требующей от зрителя особой чуткости и терпения, на мой взгляд, – вознаграждаемых. «Хамелеон» рассказывает о двух почти незнакомых между собой людях, один из которых (Ниджат – Фарид Бахрамов) продает дом, а другой (Али – Эмин Сейфулла) его покупает. Несколько дней из жизни каждого составляют полноценный портрет страны, застывшей в безвременье, и полуфеодального общества, словно погрузившегося в спячку.

spirit-2014-3-Chameleon-1
«Хамелеон»

Возможно, это самая яркая картина, снятая о современном Азербайджане, – точно так же, как в свое время «Шультес» Бакура Бакурадзе оказался главным – и беспощаднейшим – свидетельством о Москве середины нулевых. Помимо редкого сочетания исследовательской деликатности и диагностической точности, эти картины объединяет философское осмысление реальности. Бакур Бакурадзе запечатлел в своем контуженном протагонисте сущность времени, страдающего беспамятством, социальным отчуждением и стертостью черт, а режиссеры Руфат Гасанов и Эльвин Адыгозел уже в названии своей картины намекают на то, что их два совершенно различных главных героя представляют собой в каком-то смысле одного и того же человека. Этот современный азербайджанец, с одной стороны, стремится избавиться от последнего, что связывает его с ненужной и  тягостной родиной, а с другой стороны – и в то же самое время – пытается рассеянно разглядеть какие-нибудь знакомые, родные черты в чужом семейном альбоме.

spirit-2014-3-Chameleon-2
«Хамелеон»

«Йозгат-блюз» (Yozgat Blues) турецкого режиссера Махмута Фазыла Джошкуна (вторая его картина, снятая после ряда коротких метров и успешного полнометражного игрового дебюта «Неправильные четки») занимает стилистически среднее, промежуточное место между «11.6» и «Хамелеоном»: он почти так же событиен, как первый, и гораздо более прозрачен, чем второй. Лиричная, находящаяся на грани мелодраматизма (но не пересекающая эту грань) история рассказывает о музыкальном дуэте, выступающем по ресторанам и торговым центрам с джодассеновским хитом L'Été Indien под сопровождение старенького аналогового синтезатора.

spirit-2014-3-yozgat-1
«Йозгат-блюз»

55-летний джентльмен в парике Явуз (Эрджан Кесал) и 32-летняя полноватая простушка Неше (Тансу Бичер) – люди разных поколений и бэкграунда, объединенные одним общим обстоятельством, которое оба не осознают: их время ушло и в ближайшие годы, скорее всего, не вернется. Поскольку «Стамбул уже не тот», Явуз решает перебраться в провинциальный город Йозгат, в котором, по мнению певца, не перевелись еще ценители подлинного искусства. Неурядицы героев, а также их тактические коллаборации и стратегические союзы с другими местными лузерами и образуют воздушную ткань этой нежной меланхоличной картины, полной мягкого юмора и трогательного авторского беспокойства за своих беззащитных и постепенно вымирающих персонажей.

Читайте также:

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

№5/6, май-июнь

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

Петр Шепотинник, Ася Колодижнер

Беседу ведут Ася Колодижнер и Петр Шепотинник.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

На Винзаводе открывается Пятый международный фестиваль «Делай Фильм»

16.04.2018

С 17 по 22 апреля 2018 года в Москве на территории Центра современного искусства ВИНЗАВОД пройдет Пятый международный фестиваль документального кино «Делай Фильм». Публикуем программу фестиваля, собирающего документальные фильмы о поисках человеком свободы, индивидуальной и коллективной.