Цвет мимозы. «Леди в фургоне», режиссер Николас Хайтнер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В России при полных залах продолжается фестиваль «Новое Британское кино». Нина Цыркун посмотрела чисто английскую картину «Леди в фургоне» с легендарной Мэгги Смит в главной роли.


new british fest logoГрустная комедия – так в нашей традиции определила бы я жанр этого фильма, который официально обозначается как «драма» и «биография». Конечно, здесь есть и драматизм, и биографичность. При том, что главная героиня – леди в фургоне – некая мисс Шеперд, на самом деле это еще в большей степени авторская саморефлексия, откровенная исповедь драматурга и прозаика Алана Беннета. И еще это очень английская история, особенно если иметь в виду однажды сказанные Беннетом слова: «Мы, англичане, – таковы, какими хотели бы быть». Это можно понять так, что, зная свои несовершенства, человек пытается исправиться и поступает наперекор инстинктивным побуждениям, то есть, так, как следовало бы, через колено приучая себя к толерантности. То, что показано на экране, происходило в действительности, но совершенно невообразимо в ландшафте родных осин. Разве можно себе представить, чтобы при аккуратном особнячке в быстро превращающемся в элитный столичном районе, разместилась бомжиха, воняющая сырым луком и мочой, со своими громоздкими транспортными средствами? И чтобы оставалась она там до самой смерти. И величественно позволяла хозяину дома пускать ее в свой туалет, делать для нее покупки в супермаркете и убирать мешки с мусором, ни разу не услыхав в ответ слова благодарности. И так – целых пятнадцать лет…

Хозяин не строит из себя доброго самаритянина; но его гнев, провоцируемый сумасбродной старухой в жутком затрапезе, который она из упрямства не желает менять, изживается в диалогах с самим собой. Алан Беннет предстает перед нами в двух лицах – как обычный человек и как писатель. Один живет, второй записывает. Уживаться в одном теле им непросто, но куда денешься. В качестве «хора» в этой истории появляются его соседи – один с циничными репликами, другая с попытками милосердных жестов, воспринимаемых адресатом в лучшем случае с холодным равнодушием. Алан пытается устроить судьбу мисс Шеперд, вернуть ее к нормальной, с точки зрения обычных людей, жизни. Но она не поддается ни на его уловки, ни на действия социальной работницы. Алану удается узнать, с каких высот грянула она самое дно, и как аукнулся ей характер вечной спорщицы. Но до конца разрешить загадку Алан смог лишь после ее смерти, которую нетрудно было предугадать по причине весьма преклонного возраста, в каком эта женщина, которую зовут то ли Мария, то ли Магдалина, впервые встретилась ему на улице.

The Lady In The Van 2«Леди в фургоне»

Мисс Шеперд сыграла дважды оскароносная кавалерственная дама (и еще профессор Хогвартса Минерва Макгонагалл) Мэгги Смит, достоверно изобразившая величественное достоинство в нищенском обличье с тем тонким и изящным юмором, который мы называем английским. В ее героине нет ни капли смирения или робости. Она может свысока отбрить полицейского, который осторожно поинтересовался, чтó леди в ночной рубашке, выглядывающей из-под плаща, делает в районе дорогих бутиков. И свой фургон она, не платя за парковку, собственноручно выкрасила в вызывающий ярко-желтый цвет мимозы.

Фильм поставил Николас Хайтнер, прежде ставивший эту пьесу (как и другие беннетовские произведения) на театральной сцене. А Мэгги Смит исполняла роль мисс Шеперд и в театре, и на радио вместе с Алексом Дженнингсом, поразительно похожим на своего героя в те далекие 70-80-е годы, когда все это произошло. Можно добавить, что и снимали в том самом месте и в том самом доме.

The Lady In The Van 3«Леди в фургоне»

Однажды Беннет описал случай, произошедший с ним в магазине одежды. Две женщины вроде бы нечаянно капнули на него мороженым и суетливо принялись очищать пятно. Он же чувствовал к ним благодарность – пока не обнаружил, что в этот момент у него стибрили полторы тысячи фунтов, которые он только что снял с карты. И в дальнейшем это сделало его гораздо менее доверчивым к доброте посторонних людей. Потому и к собственной доброте он относился с изрядной долей досадливого скепсиса. Не без повода.

Надо сказать, что Беннет – автор серии скетчей «говорящие головы». Сначала он выступал с ними на радио, потом на телевидении. Это зарисовки от лица реальных людей, чьи слова он услышал, чьи поступки увидел и сделал материалом своих историй. Не пощадив и родную мать, впавшую в старческое слабоумие и помещенную сыном в приют. Мисс Шеперд услышала этот сюжет по радио и упрекнула автора, добавив, что следующей жертвой писательской алчности станет, вероятно, она. Как в воду глядела. Шеперд с лихвой отплатила Алану Беннету за гостеприимство и милосердие. Он включил ее в свои «говорящие головы», написал о ней пьесу, которая много лет ставилась в Национальном театре, потом сценарий – и вот «Леди в фургоне» дебютировала на кинофестивале в Торонто, а теперь докатила и до России.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.