Дебютный полнометражный фильм выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан будет показан на Шанхайском кинофестивале в секции Asian New Talent. В центре сюжета — девушка, живущая с мужем в казахской степи. Ее семейная жизнь не складывается, а в аул тем временем наведывается фотограф-француз, меняющий жизнь Карлыгаш («Ласточки» в переводе с казахского). Главную роль в картине сыграла Зухара Сансызбай, до этого уже появившаяся в «Продуктах 24» Михаила Бородина. Сергей Кулешов поговорил с Маликой о вопросах идентичности, специфике копродукции и тенденциях в дебютном кино.
Сергей Кулешов. Расскажи немного о себе: где ты родилась, где училась, как попала в профессию?
Малика Мухамеджан. Я родилась в небольшом железнодорожном городе Шу в Казахстане. Потом, уже в старших классах, уехала учиться в физико-математическую школу в Алматы. Тогда в моих планах было связать свою жизнь с точными науками. Мир кино всегда казался мне слишком далеким, чем-то, существующим лишь на экране. Но я решила все-таки попробовать и в 2016 году поступила в режиссерскую мастерскую Андрея Андреевича Эшпая во ВГИКе.
Сергей Кулешов. Несколько лет назад я уже видел твой короткометражный фильм «Ласточка». Правильно ли я понимаю, что полнометражный дебют стал своего рода расширенной версией этой работы?
Малика Мухамеджан. Когда я училась на четвертом курсе, началась пандемия, что сильно повлияло на то, каким мог быть дипломный проект. Надо было придумать максимально простую в производстве историю. Так родилась короткометражная «Ласточка», которую я снимала с друзьями в 2020 году. В это же время на ВГИКовском фестивале мой курсовой фильм получил приз за режиссуру, после чего мне написали из продюсерского центра «ВГИК-Дебют» с предложением сделать полнометражный фильм. Времени на раздумья особо не было, и я предложила продюсеру две истории, одна из которых была основана на короткометражной «Ласточке».
Тем не менее мне было неинтересно делать то же самое. В полнометражном фильме остались лишь очертания того, что было в дипломном фильме, — персонажи совсем другие, а у главной героини иные вопросы и к себе, и жизни. «Маленькая» «Ласточка» была о первой любви и взрослении. Здесь же главная героиня, Карлыгаш, скорее испытывает внутренний кризис, чувство одиночества и желание понять и найти себя, а любовь оказывается на третьем плане.
Сергей Кулешов. Расскажи побольше про сам фильм, про историю и фактуру.
Малика Мухамеджан. Одним из важных элементов для меня является природа, фактура казахской степи, ее оттенки. Через нее мне хотелось на чувственном уровне показать то, что испытывают герои. Но также для меня было важно не эксплуатировать «экзотичность» Казахстана, не уйти в пустое любование видами. В фильме довольно мало диалогов, да и ритм его достаточно неспешный. Мне было важно передать ощущения и чувства кинематографическими средствами, потому что сюжет достаточно прост — я намеренно использовала некоторые классические тропы мелодрамы, любовных треугольников и историю про «белого спасителя». Постаралась все это перевернуть, сделать историю, которая разворачивается «тихо» и внутри персонажей, а не снаружи.
Сергей Кулешов. Кем ты вдохновлялась?
Малика Мухамеджан. Мне хотелось бы сказать, что я ни на кого не ориентировалась, но это будет лукавством. В фильме, наверное, можно будет заметить влияние художника Эндрю Уайета, режиссеров Андреа Арнольд, в частности ее «Грозового перевала», Шанталь Акерман и Аббаса Киаростами, литературы Чингиза Айтматова. Но я не могу назвать ничто из вышеперечисленного прямыми референсами.
Сергей Кулешов. В короткометражной «Ласточке» главную роль исполнила другая актриса. Почему на полный метр ты выбрала Зухару Сансызбай?
Малика Мухамеджан. Изначально я писала сценарий для своей подруги, которая снималась в короткометражной «Ласточке». Но внутренне я чувствовала, что она не совсем подходит на эту роль, и я как будто пытаюсь искусственно ее туда поместить. Сразу после питчинга проектов мне написала Зухара, отправила свое портфолио, «просто так». И спустя полгода, когда мы проводили кастинг, я вспомнила о ней. Как только она зашла в комнату, мне стало ясно — это она. В Зухаре, помимо внешней красоты, есть сложность, магнетизм, как часто говорят, наполненность.
Часто слова — это просто звуки, которые человек производит. Куда больше могут сказать глаза, движение тела, а невысказанное окажется громче слов. Мне нравится незаметная, почти стертая актерская игра, и Зухара умеет так играть: она может молча сидеть в кадре, но процесс виден в ее глазах. Вообще, я должна отметить всех актеров, которые появляются в фильме, особенно другого женского персонажа, сыгранного Толганай Талгат. Они обе замечательные актрисы, умеющие играть на полутонах там, где это необходимо, и проявлять нутро персонажа.
Сергей Кулешов. Расскажи про трудности, с которыми вы столкнулись во время съемочного процесса?
Малика Мухамеджан. Самой большой трудностью было суметь снять фильм за 16 смен, что довольно мало для полнометражного фильма. Но в итоге все получилось, не было ситуаций, когда мы сильно «горели». Съемки проходили достаточно весело и легко, все благодаря команде — особенно оператору-постановщику Артему Исаеву и художнице по костюмам Гоар Игитян. И конечно, актерам — работать с ними было для меня настоящим подарком.
Сергей Кулешов. Я обратил внимание на то, что фильм снят в копродукции с Казахстаном и Италией.
Малика Мухамеджан. Наш продюсер Федор Попов изначально хотел привлечь как европейских продюсеров, так и казахстанских, ведь сам фильм к этому располагает, в нем даже звучат четыре языка: казахский, русский, английский, французский. Так к проекту присоединился Паоло Мария Спина, а позже и казахстанская компания Tanaris.
Сергей Кулешов. Почему для мировой премьеры вы выбрали именно Шанхайский фестиваль?
Малика Мухамеджан. Во-первых, буду откровенна: сейчас попасть на европейские фестивали с указанием о российском госфинансировании крайне сложно, даже если это копродукция. А во-вторых, я уже была на Шанхайском фестивале — мне кажется, достаточно символично вернуться туда с уже «полной» версией «Ласточки». Плюс мы слишком много внимания уделяем западным фестивалям, считая лишь их престижными, в то время как существует множество других прекрасных смотров, в том числе этот. Я родом из Азии — закономерно участвовать на фестивале с фокусом на азиатское кино.
Честно скажу, я чувствую страх, но не из-за фестиваля, а потому, что фильм увидят зрители и критики. То, над чем я работала три года, больше не только «мое»: я не смогу контролировать то, как люди примут картину.
Но это все равно приятное ощущение, я чувствую облегчение. Фильм станет фильмом, как только дойдет до зрителя, потому что ни я, ни моя команда, а тем более друзья и семья, не могут быть объективными.
Сергей Кулешов. Российские дебюты все чаще смотрят на «восток» — самый разный по колориту и мифологии. Чувствуешь ли ты такой тренд?
Малика Мухамеджан. Не буду утверждать, что это тренд, потому что верю, что стало больше других «голосов», с разными бэкграундом и опытом. Хочу верить в искренность выбора отдельных тем — фальшь на экране всегда видна. Я не россиянка и делаю кино о том, что знаю и вижу. Местом действия моих фильмов становится Казахстан, но не потому, что это «восток» и что-то «не такое». Это место, в котором я родилась, на которое могу смотреть изнутри и в то же время со стороны, потому что много лет училась и жила в Москве.
Сергей Кулешов. В то же время дебютанты все чаще полагаются на жанровые конвенции. Так проще и написать, и снять первый полный метр, и найти на него деньги. Отсюда «финчеровские» триллеры, романы воспитания а-ля «Эйфория» и так далее. А вот твой фильм не получается огрубить до жанра.
Малика Мухамеджан. Не думаю, что написать интересный жанровый сценарий легче, чем что-то «авторское». Мне кажется, часто такие фильмы снимаются режиссером-дебютантом по готовому чужому сценарию, который предлагает продюсер — хочется ведь дебютировать в кино. Для режиссуры подобных фильмов, если мы не говорим о переосмыслении жанра, достаточно ремесла, то есть можно отстраниться. А потом можно делать и что-то свое. Хотя кто его знает, может, человек снимает, потому что это действительно то, что ему нравится. В любом случае, думаю, что единый вектор и «под одну гребенку» не работает ни с кино, ни с режиссерами, ни в целом с людьми. Я стараюсь избегать выведения «среднестатистического».
Сергей Кулешов. Что для тебя самой кино — инструмент, самоцель, или все вместе?
Малика Мухамеджан. Я верю, что кино — это еще один вид языка для общения между людьми. Не все можно облечь в слова, я лишь пробую «говорить» о тех чувствах, которые по-другому не могу донести. И, возможно, тем самым дать другому почувствовать себя менее одиноким. Да и себя саму хоть на время избавить от одиночества.
Фото-материалы предоставлены пресс-службой Продюсерского центра «ВГИК-Дебют».
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari