«Дастур», «Одержимая» и другие новинки недели.
«Дастур» (2023)
ужасы, фантастика
Казахстан
реж. Куаныш Бейсек
Маленький аул живет под пятой местного бизнесмена, но даже ему приходится подключить все влияние, чтобы вытащить из тюрьмы своего сына Булата. Тот изнасиловал девушку сразу после ее выпускного. Его отец «выкупает» пострадавшую из семьи, сводит детей за свадебным столом и сталкивается с последствиями: всех виновных начинает преследовать всамделишный злой дух. Дебют Куаныша Бейсека стал кассовым хитом в Казахстане. Молодое казахское кино все чаще пробует себя в зрелищных жанрах и ищет повод покритиковать прогнившую коррупционную систему: достаточно вспомнить снятый на Иссык-Куле и недавно вышедший в России «Приговор» — триллер с похожей завязкой. В «Дастуре», как и там, вовсю звучит местный хип-хоп, правят блатные понятия и исследуется разрыв между поколениями прожженных циников и юнцов-идеалистов. С поправкой на жанр: режиссер стремится не столько напугать, сколько обрамить остросоциальную историю мистическим контекстом, отсылающим к народным верованиям.
«Одержимая» (2024)
драма, ужасы
Австрия
реж. Северин Фиала, Вероника Франц
XVIII век, затерянная в лесах австрийская деревня. Женщина признается в убийстве младенца и добровольно отправляется на казнь. Спустя год молодая Агнес выходит замуж за одного из сельчан, но вместо семейной жизни получает мрачное предзнаменование. Дуэт Франц (жены Ульриха Зайдля) и Фиала (его племянника), испытанный годами производства артхаусных хорроров, решил снять тягучее и темное кино (спродюсированное Зайдлем) по документальным записям судебных протоколов. Мир, в котором женскую депрессию считают происками Сатаны, стягивают оковы жестокой деревенской правды, чуждой реальной человеческой близости. Однако, вовсе не за остросоциальный пафос фильм был отмечен на последнем Берлинском фестивале, а за утонченное визуальное решение (оператор Мартин Гшлахт был награжден «Серебряным медведем»). Мерный ритм повествования сочетается с клаустрофобной атмосферой Средневековья; слоубернер здесь изредка разряжается шокирующими эпизодами бытового насилия. Оригинальное название фильма — «Дьявольская баня» — оказывается емкой характеристикой происходящего на экране: серый и затхлый воздух, полный суеверий и ересей, накаляется настолько, что даже мелодраму превращает в фолк-хоррор, напоминающий более всего «Ведьму» Роберта Эггерса.
«Мадам Клико» (2023)
США
драма, байопик
реж. Томас К. Нэппер
Барба-Николь лишается возлюбленного мужа, но не собирается предавать его наследие: женщина, вопреки бонапартовским законам, планирует сама изготавливать и продавать вино. Своенравность живописных виноградников Шампани — не единственное препятствие на пути к ее мечте. Байопик знаменитой создательницы шампанского «Вдова Клико» рассказывает историю эмансипации с хеппи-эндом. Актриса Хейли Беннет, выступившая еще и продюсером картины, сыграла разбитую трагедией, но не сломленную чванством окружающих женщину-новатора. Режиссер свободно обращается с материалом, соединяя основную линию повествования с флешбэками, бесшовно монтируя сцены из прошлого с фрагментами настоящего. Несмотря на традиционность самой формы, нам успевают многое сообщить о нравах бонапартовской Франции: об эмбарго на экспорт товаров, о двойных стандартах в среде аристократов, о по-армейски иерархическом виноделии.
Составил: Сергей Кулешов.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari