Подборка главных новостей, событий и материалов недели: эссе к 40-летию «Бразилии» и 25-летию «Грува», интервью с Махди Флейфелем и Ритой Азеведу Гомеш, тексты об иранском кино и об отношениях в эпоху «культуры наблюдения», а также трейлер реставрированной версии «Гибели Отрара».
Коллин Саутер рассуждает о том, как спустя четыре десятилетия антиутопический долгострой британского режиссера стал только актуальнее, обличая механизмы государственного контроля и бесконечного цикла бюрократии.
В эссе IndieWire Али Фарамад рассуждает о месте хиджаба, связи между «физическим покровом на женщине в кадре», «интернализированным покровом во взгляде режиссера» и визуальными кодами иранского кино — и о том, как последние продолжают меняться, невзирая на цензуру.
Бонус: материал Sight & Sound о фильме «Семя священного инжира», включающий в себя интервью с режиссером Мохаммадом Расулофом.
Режиссер, для которого триллер стал дебютом в игровом кино, рассказывает, как фильм о палестинцах, вынужденных выживать в Европе, уходит корнями в его собственное прошлое — и как он запечатлевает опыт людей в изгнании.
О собственном взгляде на реализм:
Что мне не нравится в социальном реализме, — когда он становится назидательным или имеет морализаторскую составляющую, как будто в конце мы собираемся рассказать вам, как на самом деле устроена жизнь и как все эти «соли земли» приняли мученическую смерть от рук несправедливой системы. Я хочу обратиться к темной стороне человечества, к тому, что происходит на самом деле. Я хочу поговорить о стыде.
Про подлинность и эхо травматического прошлого:
Это вопрос перспективы, верно? Как вы подходите к этому? Под каким углом? Вы внутри ситуации или смотрите со стороны? Я вижу наш фильм как фильм о беженцах, но он и сделан такими же людьми в изгнании. Вы можете утверждать, что он сделан для людей в изгнании. Мне повезло; вы можете достать парня из лагеря беженцев, но дело в том, что вы не можете достать лагерь из меня. Лагерь — это огромная часть моей жизни. Сейчас я сижу здесь, в своей прекрасной маленькой квартире в Копенгагене, окруженный предметами искусства, книгами и всем прочим, но я не забываю, что мой отец родился в палатке в 54-м году.
Билли Уокер для Little White Lies анализирует фильмы «Черный чемодан» Стивена Содерберга, «Счастливый конец» Нео Сора, и «Саван» Дэвида Кроненберга, чтобы показать, как в них запечатлеваются разные аспекты разрушительного влияния технологий на романтические связи между людьми.
Гомеш рассказывает о своих взглядах на кино и создании экспериментальной последней картины о женщине, повторяющей свое путешествие в Грецию 20-летней давности, что становится для нее одновременно физической и метафизической одиссеей.
О подражании другим режиссерам:
Раньше я смотрела много фильмов, но теперь не так часто. Если вы слишком хорошо знаете кинематограф, он может ограничивать вас. <...> Я всегда стараюсь быть как можно более свободной от этих референсов. Когда я снимаю, я не пытаюсь держать в голове конкретный кадр другого режиссера. Однажды я попыталась это сделать, и это было ужасно. Я попробовала повторить движение камеры, которое видела в одном из фильмов Брессона. У меня не получилось, я повторила, и получилось неплохо, но это было не мое. Поэтому я не стала его использовать.
О поверхностности современного кино:
Я думаю, что в современном кино мы имеем дело с руинами. Все повторяется, все — клише. Мы дошли до того, что в наше время важнее, чем сам фильм — иметь модную тему в фильме. Если тема полемическая, то это то, что привлекает внимание. Но я думаю, что это делает кино не богаче, а беднее. Меня интересует точка зрения того, кто находится там. Я должна чувствовать человека, который стоит за камерой или за фильмом.
Адесола Томас для Letterboxd вспоминает про малоизвестный молодежный фильм рубежа веков — аутентичную оду рейв-культуре Сан-Франциско, которая запечатлела объединяющую и преобразующую силу андерграундных тусовок.
Снятый в 1991 году на Казахфильме, эпос повествует о завоевании города Отрара Чингисханом в начале XIII века, положившем начало его победоносному шествию по Центральной Азии и Восточной Европе. Фильм рассказывает о подготовке к войне глазами Унжу, лазутчика в войсках Чингисхана, который, узнав о планах последнего, пытается предупредить правителя Хорезмского царства. Но, когда его убеждения принимают за дерзость, ему приходится бежать из тюрьмы, чтобы остановить нарастающий дипломатический кризис и предотвратить столкновение цивилизаций. Реставрированный совместно с фондом восстановления мирового кино Мартина Скорсезе, фильм выйдет в США в начале августа.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari