Второй сезон сериалов в «Искусстве кино»: стриминги, длинные фильмы и новая классика — от «Секса в большом городе» до «Безумцев»

Антон Долин: «Сеанс» и «Искусство кино» — вместе

Обложки журналов «Искусство кино» (№3/4, 2020) и «Сеанс» (№74)

Главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин выражает солидарность с петербургскими коллегами из «Сеанса», в котором сменился руководитель — место Любови Аркус, основательницы издания, занял Василий Степанов.

У журнала «Сеанс» новый главный редактор: с июня 2020 года должность занял Василий Степанов. Ну как новый? Степанов работает в «Сеансе» много лет, пишет в журнал, делает его. Как и другие участники команды — Арина Журавлева, Петр Лезников. Они очень молодые, но уже ветераны. Поэтому у «Сеанса» все будет прекрасно. Ни малейших сомнений в этом нет. Профессиональные, умные, чуткие, влюбленные в кино люди будут делать один из лучших киножурналов. 

Не хочу и не могу выдерживать траурный тон, говоря об уходе из «Сеанса» его основательницы Любови Аркус. Ее любимые проекты — по-прежнему с ней или рядом, на расстоянии вытянутой руки. Беспрецедентная энергия и увлеченность делом, которыми известна Люба, найдут свое применение. Все будет хорошо. 

Однако любые перемены — это стресс и дискомфорт для редакции и читателей. В данных обстоятельствах мне хочется от имени команды «Искусства кино» выразить «Сеансу» солидарность. А также готовность оказать коллегам любую помощь и поддержку, если это вдруг понадобится (надеюсь, мои слова не прозвучат высокомерно: лично я занимаюсь изданием толстого журнала о кино совсем не так давно, как Вася Степанов, он гораздо опытнее меня).  

Я всегда считал, что мы занимаемся одним делом. В условиях методичного разрушения культуры и уважения друг к другу в стране, где мы живем и работаем, каждый прокатчик независимого кино, каждый кинотеатр с независимой политикой, каждое киноиздание — большое или крохотное — помогают друг другу существовать и выживать, работая на одну (не огромную, но не такую уж ничтожную) аудиторию. Уничтожение любого из них — болезненный удар по всем. Допускать такого нельзя. Любые личные дрязги, счеты и конфликты отступают перед этим простым фактом. 

Скажу больше: те киножурналисты и критики, которые сейчас — вольно или невольно — обесценивают деятельность коллег, сокрушая не столько иерархии (во многом миражные), сколько само представление о профессиональной солидарности, находятся в той же самой общей лодке. Возможно, не до конца это понимая. Какими бы ни были «Искусство кино» и «Сеанс», в годы кризиса кинематографа 1990-х именно они послужили точками сборки, позволив сохраниться самой профессии кинокритика. Сегодня мы находимся в ситуации иных кризисов, но в остальном мало что изменилось. Любая конкуренция бессмысленна, пока не достигнута минимальная консолидация. И особенно сегодня, когда в тяжелейшей ситуации находятся даже такие мощные издания с международной репутацией, как французский Cahiers du Cinéma и американский Film Comment.

Мне очень не нравится, когда люди старшего поколения проклинают за нынешние раздоры фейсбук (или любую другую соцсеть). Фейсбук — лишь площадка, во всех же глупостях и грубостях по-прежнему виноваты только люди. Единственное, что поражает, — это способность многих судить о конкретных личностях и их взглядах не по поступкам или даже высказываниям, а по вырванным из контекста скриншотам, самой ходкой валюте на рынке сетевых манипуляций.  

Мне хочется вспомнить о том, что в пору соцсетей и демократизации всемирного интернет-пространства те же механизмы горизонтальной, не иерархической коммуникации могут (и, полагаю, должны) использоваться для подтверждения и укрепления солидарности — профессиональной, культурной, гуманитарной и просто человеческой.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari