В прокат вышла комедия француза Кристофа Оноре «Мой Марчелло» с Кьярой Мастроянни в главной роли. Премьера фильма состоялась в рамках основного конкурса Каннского фестиваля этого года. Картина появляется на российских экранах ко дню рождения итальянского актера — 28 сентября Мастроянни могло бы исполниться 100 лет. Максим Ершов рассказывает об этом синефильском аттракционе с обильным цитированием классики.
Утро актрисы Кьяры Мастроянни начинается в парижском фонтане Сен-Сюльпис, где в светлом парике и черном платье в образе Аниты Экберг из «Сладкой жизни» она, стоя по колено в воде, должна кричать: «Иди ко мне, Марчелло!» После утомительных съемок Кьяра приходит домой и в зеркале ванной комнаты видит не собственное отражение, а отражение отца. Актриса в ужасе падает в обморок, а днем ее навещает мать — Катрин Денёв, которая дает наставление дочери перед пробами в новый фильм режиссерки Николь Гарсиа. Партнером по кастингу Мастроянни становится Фабрис Лукини. Постановщица недовольна игрой актрисы и на эмоциях говорит, что ей от Кьяры нужно «больше Мастроянни, а не Денёв». Утром на эту роль пробовалась еще и Леа Сейду. Кьяра устала, что ее вечно сравнивают с отцом. Неожиданно для самой себя — и назло всем — она решает перевоплотиться в Марчелло: очки, грим, черный костюм и шляпа; образ Гвидо Ансельми из «Восьми с половиной» готов. Не хватает разве что усиков, но они появятся позже.
Оноре спрятал в фильме множество отсылок к картинам с участием Мастроянни. Оригинальное название Marcello Mio намекает на мелодраму Никиты Михалкова «Очи черные», за которую Мастроянни получил номинацию на «Оскар». В советско-итальянской картине итальянца Романо в уездном городе Сысоеве встречают неаполитанской песней O Sole Mio. У Оноре Кьяра-Марчелло флиртует с британским военным Колином, что является остроумным парафразом «Белых ночей» Лукино Висконти по Достоевскому с Мастроянни в главной роли. Кьяра даже отправляется на интервью в Рим, одевшись как герой отца в феллиниевском «Джинджере и Фреде». Но и тут ее ждут обман и разочарование. Она оказывается на ток-шоу, на котором Стефания Сандрелли, дебютировавшая в кино в 1961 году в «Разводе по-итальянски», должна выбрать из шести двойников актера настоящего Марчелло. Рядом с Кьярой стоят Мастроянни из «Очей черных» Михалкова, «Пчеловода» Тео Ангелопулоса, «Развода по-итальянски» Пьетро Джерми. Мистификация окончательно трансформируется в фарс, а дочь великого отца чувствует себя глупо. Для любителя старого кино «Мой Марчелло» превращается в настоящий праздник — Оноре при содействии дочери великого актера проводит игривую экскурсию по шедеврам Мастроянни. Однако не самый большой знаток Феллини, Висконти и Ангелопулоса разве что пожмет плечами — на очередном витке маскарад становится утомительным.
Теперь Кьяра просит всех называть ее Марчелло. А если кто-то ослушается, на него прольется поток итальянских ругательств. Мать Катрин и бывшие мужья, Мельвиль Пупо и Бенжамин Бьоле, не понимают, к чему весь этот маскарад. Денёв считает, что, видимо, дочка очень соскучилась по отцу. Поддерживает нового Марчелло только Лукини, который давно искал друга с причудами. К тому же последний всегда мечтал сняться с Мастроянни.
Французский режиссер и синефил Кристоф Оноре снимает Кьяру Мастроянни уже почти 20 лет, однако мы впервые видим на экране столь радикальное преображение актрисы. Постановщик писал сценарий специально под Кьяру и ее близких, но предварительно с ними никак не консультировался. Мастроянни, Денёв, Пупо, Бьоле и Лукини играют самих себя, но в заданных Оноре обстоятельствах. Режиссер придумал актерам образы и не пытался поведать зрителям пикантные подробности личной жизни французских звезд. По большому счету весь фильм, как и переодевание дочери в отца, является большой мистификацией, фантазией на тему.
Можно сказать, что в первую очередь «Мой Марчелло» — кино об экзистенциальном кризисе и потере идентификации. Кьяра страшно устала от навязываемых ей образов, причем зачастую созданных на экране. Зрители часто путают персонажей и играющих их актеров — особенно часто это случается с кинозвездами со сложившимися амплуа. Ведь никто толком не может сказать, каким на самом деле был Марчелло Мастроянни. Мало кто лично знаком с Катрин Денёв. Но магия кино и длинный шлейф ролей создают миф. Кьяра же, к тому же внешне очень похожая на маму с папой, вынуждена оставаться в тени великих родителей — потому особенно обиден комментарий Гарсиа. Кьяра — дочь Денёв и Мастроянни, и только, никто не видит и не хочет видеть ее настоящую. Разговор о взаимоотношениях экранного образа и его прототипа интересен и важен, но Оноре, едва нащупав эту тему, не развивает ее дальше. Ничего нового о близких главной героини мы не узнаем, а переодевшаяся в Марчелло Кьяра окончательно перестает отличать реальность и кино. Она превращается в сомнамбулу, которая в высшей точке экзистенциального кризиса бежит от себя и сложных вопросов идентичности.
Но «Мой Марчелло» среди прочего — легкий и целебный сеанс психотерапии. Кьяра с большим опозданием сепарируется от великих родителей, приходя ко вроде бы простому и понятному выводу — умершего отца пора отпустить. Нельзя все время лежать вместе с матерью в старой квартире Марчелло и прислушиваться к звукам из жилплощади этажом ниже — десятилетия назад там обитала Мария Каллас. Пора прекратить бродить по пляжу в лучах заходящего солнца, отсылая наблюдателя к «Сладкой жизни». Символично, что фильм делает круг и заканчивается снова у фонтана. Может быть, теперь Кьяру наконец перестанет сопровождать тень отца.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari