В свежем номере журнала «Искусство кино»: «Джокер», Венецианский фестиваль — 2019, киновселенная Marvel

«Хеллбой» без Гильермо дель Торо — еще хуже, чем с ним

«Хеллбой» (2019) © Megogo

Демон-супергерой возвращается через 11 лет после «Хеллбоя 2», но теперь за него совсем не хочется болеть, потому что он банально неправ. Антон Хитров — про новую картину Нила Маршалла.

В принципе, перезапуск «Хеллбоя» был здравой идеей: в фильмах Гильермо дель Торо устарели не только дизайн и графика, они в целом кажутся сейчас невыносимо наивными. Два года назад режиссер обещал фанатам поговорить о продолжении с Майком Миньолой, автором комиксов о черте-суперагенте, и Роном Перлманом, который сыграл его в экранизации, а потом сообщил, что триквела точно не будет.

Через несколько месяцев заговорил уже Миньола: новому «Хеллбою» быть, но с другим режиссером и актером. Обоих нашли на телевидении: мастер хоррора Нил Маршалл в последние годы работал над «Игрой престолов», «Миром дикого запада» и «Ганнибалом», а Дэвид Харбор исполнил шерифа Джима Хоппера в «Очень странных делах». Планировалось, что козырем фильма станет «взрослый» рейтинг R, который сыграл на руку Fox в последних спин-оффах «Людей Икс» — двух «Дэдпулах» и «Логане».

Рейтинг R «Хеллбой» Нила Маршалла отработал на сто процентов: изобретательного членовредительства здесь не меньше, чем в той же «Игре престолов». Герой Харбора и вполовину не такой трогательный, как нелепый громила дель Торо, зато дизайн и грим у него намного лучше. Из оригинального комикса подогнали интересных фольклорных монстров: упырей, великанов, оборотней, мерзких физиологичных призраков, фей-киднепперовKidnapper — похититель детей (примечание редакции), свиночеловека с душевной травмой и страшную, как смерть, Бабу Ягу. Избушка тоже есть — она похожа на Покровский собор с ногами тирексаT-Rex — тираннозавр (примечание редакции).

Когда ленивому фантасту хочется завязку глубоко в прошлом, он выбирает или древний Египет, или Англию времен короля Артура. Создатели «Хеллбоя» остановились на втором варианте. Полторы тысячи лет назад Артур победил бессмертную колдунью Нимуэ (в легендах она была наставницей Ланселота и возлюбленной Мерлина, а в фильме стала Миллой Йовович), разрубил ее на кусочки волшебным мечом и велел закопать останки по всей Британии.

Столетия спустя монстры захотели себе сильного лидера и собрали ведьму обратно. Секретное американское бюро по борьбе с паранормальщиной посылает Хеллбоя разобраться с Кровавой королевой. Сама Нимуэ уверена, что демон — именно тот, кто поможет ей уничтожить мир людей.

Милла Йовович в роли Нимуэ

В России критики приняли картину Маршалла намного лучше, чем по миру. Те, кому фильм понравился, превозносят его как образцово глупое эскапистское кино с расчлененкой и взрослыми ругательствами. И ладно бы «Хеллбой» действительно был безмозглым би-муви. Проклятие франшизы — безуспешные попытки превратиться в фэнтези-версию «Людей Икс» с их социальным пафосом.

В первом фильме дель Торо мир устроен предельно просто: есть люди, а есть демоны, они поголовно плохие. Но если маленького дьяволенка усыновить и правильно воспитать, то он может вырасти хорошим — и даже будет защищать человечество от диких собратьев.

А вот сиквел поменял правила: нелюди перестали быть злыми по умолчанию. Во франшизе появились новые разумные виды — эльфы, тролли, гоблины, разные безымянные чудища, которых Homo Sapiens когда-то давно загнали в подполье. Кто-то смирился, кто-то требует восстать и вернуть достоинство.

Главный реваншист, эльфийский принц Нуада, при каждом удобном случае пытается завербовать Хеллбоя: ты, дескать, больше похож на нас, чем на них, ты никогда не станешь для них своим, хватит быть безмозглым пушечным мясом. Судя по вторичным признакам, мировоззрение беса действительно меняется: он хоть и срывает кровожадный план Нуады, но за минуту до финальных титров увольняется из спецслужб. Видимо, чтобы больше не убивать себе подобных.

Теперь франшизе не хватало точки. Поскольку демон узнал грязный секрет человечества, у него оставалось два варианта: или сознательно перестать геройствовать, или бороться за права нелюдей, принять собственную природу и не уродовать себя циркуляркой, лишь бы хоть немного приблизиться к «норме» (вообще, конечно, в эпоху дайверсити черт со спиленными рогами — образ однозначно трагический). Третий фильм дель Торо, по идее, должен был закрыть этот вопрос, но его так и не сняли.

«Хеллбой» (2019) © Megogo

Вы ждали, что перезапуск от Нила Маршалла разложит все по полочкам? Ага, размечтались. Новому Хеллбою по-прежнему хорошо известно, что большинство разумных созданий живет в тени. Все дело в том, что у них не было приемного папы-спецслужбиста. Но демон им не просто не помогает — он продолжает истреблять их по наводке людей и нисколько не переживает по этому поводу.

Зачем опять подавать его как героя, который типа прав? Мы точно за него должны болеть, а не за Кровавую королеву? Или прозрение беса снова откладывается на следующий фильм? Тогда почему победа над Нимуэ (уж простите за очевидный спойлер) обставлена как классический хеппи-энд — без единого намека, что проблема пока даже близко не исчерпана?

Кстати, тем же грешил суперуспешный «Аквамен» от DC. Злобный царь Атлантиды ненавидел людей за мусор в океанах и предлагал радикальное решение — раз и навсегда очистить планету от вредителей. Что же сделал Аквамен, получеловек-полуатлант? Естественно, разгромил злодея и спас обитателей суши. Но пластик-то из Мирового океана никуда не делся!

В принципе, ничто не мешало вернуться к однозначности первого «Хеллбоя» с хорошими людьми и плохими монстрами. Но нет, снова здесь угнетенные народы, о которых человечество вспоминает только тогда, когда среди них появляется экстремист, призывающий к мести. Стоит определиться, нужна ли эта несчастная социальная метафора или нет. Ей-богу, мы без нее не умрем.

«Хеллбой» (2019) © Megogo

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari