Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

«Люди Икс: Темный Феникс». Как супергеройская франшиза хоронит себя

«Люди Икс: Темный Феникс», 2019 © «Двадцатый век Фокс СНГ»

С 6 июня в российском прокате можно будет увидеть последний фильм в нынешней киновселенной «Людей Икс». После покупки компанией Disney студии Fox эту ватагу супергероев ждет перезапуск с возможностью наконец-то примкнуть к более успешным товарищам по «Мстителям». Редактор сайта «Искусство кино» Алексей Филиппов наблюдал, как идеолог франшизы Саймон Кинберг сделал все, чтобы она закончилась максимально бесславно.

Это были 1990-е. Американский шаттл терпит бедствие в открытом космосе рядом с загадочной нездешней сущностью, напоминающей летающий протуберанецОблако плазменного вещества, которое может простираться за пределы хромосферы Солнца на тысячи километров, образуя «зубцы» короны (внешних слоев солнечной атмосферы); проще говоря, это напоминает фонтаны на поверхности звезды. Команда отважных супермутантов «Люди Икс» бросаются спасать космонавтов. Закадровый оркестр в первые десять минут фильма отчаянно драматизирует, как в финале патетичных полотен Кристофера Нолана. Невозможно представить, какую партитуру композитор Ханс Циммер (а это, конечно же, он!) заготовил для последних минут, где накал страстей должен увеличиться раза в два. Операция между тем принимает характер катастрофы: спасая последнего космонавта, могучая телепатка Джин Грэй (Софи Тернер из «Игры престолов») сама чуть не умирает — загадочное облако врезается в корабль, а потом становится частью супергероини.

Растерянные соратники, возлюбленный Циклоп (Тай Шеридан) и мудрый наставник профессор Ксавье (Джеймс МакЭвой) еще не подозревают, что Джин Грэй стала носительницей по-настоящему вселенской силы, имя которой — Темный Феникс. И если она не уничтожит их добрую соратницу изнутри, то этому поспособствуют загадочные существа под предводительством Джессики Честейн, которым инопланетная мощь нужна позарез.

«Темный Феникс» — это эффектная точка в киновселенной «Людей Икс», которую последние восемь лет по образу и подобию киновселенной Marvel, выстраивал продюсер Саймон Кинберг. Переродившись после неоднозначной трилогии Брайана Сингера из нулевых, франшиза прошла сквозь ракетный кризис 1960-х в «Первом классе» (2011), знатно попутешествовала во времени на фоне шпионской паранойи 1970-х в «Днях минувшего будущего» (2014) и чуть не устроила консьюмеристскому раю 80-х настоящий религиозный конец света в «Апокалипсисе» (2016). И вот настала пора прощаться: на дворе 90-е, привычному миру угрожает как внешняя угроза (могучие пришельцы-оборотни), так и внутренняя (раздираемая могуществом и обидой Джин Грэй). Прекрасный день, чтобы умереть.

По такому поводу продюсер и сценарист Саймон Кинберг сам сел в режиссерское кресло, когда проект покинул опальный Брайан Сингер, а в основу сюжета лег один из самых важных комиксов про «Людей Икс» — собственно, «Темный Феникс» Криса Клэрмонта и Джона Бирна. Впрочем, от него осталась исключительно коллизия с неконтролируемой сущностью, которая вот-вот уничтожит могущественную супергероиню. Дальше Кинберг разворачивает эпохальное высказывание, преисполненное гуманистического пафоса. Композитор Циммер ему под стать все два часа не жалеет никаких музыкальных инструментов.

«Люди Икс: Темный Феникс», 2019 © «Двадцатый век Фокс СНГ»

Проблема в том, что прощальная часть «Людей Икс» осталась в руках человека, который самое худшее в этой франшизе всегда и воплощал. Кинберг может сколько угодно надеяться, что продюсер Кевин Файги возьмет его работать на расширенную киновселенную Marvel, однако в интересах мега-франшизы — этого делать категорически не следует.

«Первый класс» — лучший фильм про людей Икс — снимал Мэттью Вон, постановщик кинокомиксов «Kingsman. Секретная служба» (2015) и «Пипец» (2010), и Кинберг там не написал ни строчки. Потому лента не только сияла непривычным для последующей линейки остроумием, но и не боялась погружаться в страхи эпохи, чего будет уже гораздо меньше в «Днях минувшего будущего» и «Апокалипсисе», которые снова снимет ремесленник Сингер. В «Темном Фениксе» же 90-е не представлены вообще никак, даже символично — музыкальным сопровождением или принтами на футболках, как в  «Капитане Марвел». Апеллируя к эпохе конца истории, Кинберг даже не задумывается дать контекст, пустить в кадр дух времени, как-то поиграться с планетарным предчувствием беды. Его интересует только натужная драма главной героини, которая, будучи помножена на непредставимую силу, растягивается до посмешища. Наконец, даже старомодная режиссура Сингера лучше, чем попытки неопытного постановщика Кинберга с первых же шагов воплотить на экране эту драму с прописной буквы.

Как и недавний «Годзилла», «Темный Феникс» пытается не слишком успешно поженить внутренний конфликт с внешним: подобие финального поединка между силами добра и зла (нелепая схватка в поезде) на самом деле отражает душевные метания Джин Грэй, которая ощущает потребность начать жизнь без груза вины. Как и «Капитан Марвел» — это кино о том, что умолчание и внутренние барьеры могут травмировать сильнее, чем контакт и осмысление болезненной темы. Как и недавний «Шазам», фильм начинается с автокатастрофы, которую невольно провоцирует маленькая Джин Грэй. В искореженном кузове гибнет мать девочки, но Чарльз Ксавье ограждает будущую воспитанницу от ужаса ложной вины. Болезненный опыт однако все-таки обнаруживается, и Грэй, перекачанная суперсилой, злится на нетерпимое человечество — особенно на отца — еще больше.

Тут Кинберг очень серьезно начинает бравировать трюизмом, что люди Икс — это собирательный образ иных, завернутый в пестрые костюмы и суперсилы. Мысли этой однако больше полувека, и дебютант обходится с ней максимально неумело. «Темный Феникс» не получает ни надлома настоящей драмы, ни задора летнего блокбастера. С экшеном здесь все плохо настолько, что эпичный финал «Людей Икс» вызывает аналогии с фильмами категории Б, а заслуженные артисты (от Честейн и Дженнифер Лоуренс до Майкла Фассбендера) ходят с отсутствующим выражением лиц, дожидаясь титров.

При всем желании невозможно это представить как, например, умышленный стилистический ход: каждый кадр, каждое созвучие, каждое интервью режиссера говорят о серьезности намерения. Вместе с тем единственное, что здесь вызывает уважение, — напор, с которым Кинберг хоронит собственное детище, лишь бы оно не досталось раздражающе успешной бизнес-машине Disney. Я тебя породил, я тебя и сниму.

«Люди Икс: Темный Феникс», 2019 © «Двадцатый век Фокс СНГ»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari