Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

ММКФ-2019. «Манта Рэй»: гипнотический тайский фильм о морских и земных дьяволах

«Манта Рэй» (2018) © ММКФ

Остался всего один показ на ММКФ тайского фильма «Манта Рэй», победившего на Венецианском фестивале 2018 года во второй по значимости программе «Горизонты». Редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов рекомендует неспешно сплавать на этот фильм, который одновременно является гимном загадочности жизни и актуальным памфлетом о судьбах народов-изгоев.

Загадочный заглавный Манта Рэй, он же просто манта, он же гигантский морской дьявол — это такой пятиметровый скат, не электрический и не опасный для человека. Их немало водится у берегов Мьянмы, впрочем, они понемногу вымирают из-за плохой экологии. С мантами умеет разговаривать некий тайский рыбак. Он учит этому своего нового друга, немого и тоже безымянного беженца. Ранее рыбак подобрал израненного мужчину, которому дал имя Тхонгчай, где-то на болотах и вылечил, выходил несчастного. Скоро спаситель совершит загадочный звонок, уплывет в океан и не вернется.

Дебютант Пхутхипхонг Арунпхенг пусть и снял фильм очень свой, оригинальный по духу и стилю, но это направление в современном тайском кино было заложено сильно раньше него. Соотечественник Арунпхенга, лауреат каннской «Золотой пальмовой ветви», первый экспортер новейшей тайской кинофилософии Апичатпонг Вирасетакул застенчиво просит называть его просто Джо, чтобы фестивальные журналисты, когда берут интервью, не ломали язык. В вопросах кино он не так компромиссен: его работы предельно энигматичны и не поддаются расшифровке, это фильмы-обряды, неизвестно как вызывающие духов (и «Манта Рэй» вслед за картинами Апичатпонга — такой же). Тайских режиссеров, кажется, вполне устраивает положение пророков, которые ничего не пророчат, а, обнаружив истину и тайное знание где-то в глубинах юго-восточных джунглей (вернее, мангровых лесов), зашифровывают это в своих непознаваемых фильмах. «Если надо объяснять, то не надо объяснять»Афоризм Зинаиды Гиппиус.

«Манта Рэй» (2018)

«Манта Рэй», впрочем, имеет вполне конкретные геополитические наблюдения в основе. В Мьянме притесняют мусульманскую народность рохинджа: власти выдавливают их из страны, они садятся сотнями в дешевые лодки и тонут, оказываясь на дне рядом с гигантскими морскими дьяволами (тут стоит аккуратно отметить, что не тех существ дьяволами назвали, не тех). И выбор на позицию одного из двух главгероев немого мигранта — это очередной авторский социальный комментарий, надо заметить, очень тактичный: мол, рохинджа в родной стране просто не дают слова.

Когда рыбак уезжает, Тхонгчай, сам того почти не осознавая, начинает заменять его. Он становится как бы мужем его жене, которая вдруг обнаружилась после исчезновения рыбака. Тем временем из-под земли лезет не пойми что, на берег накатываются волны, а по загадочному лесу, полному разноцветных огоньков, крадется человек с винтовкой.

«Манта Рэй» (2018)

Традиционный сюжет о заранее проигранной битве меньшинства против большинства в «Манте Рэе» обретает не только новое тайное измерение — фирменное, тайское, но и углубляется, усложняется до истории о подмене одного человека другим. Это фильм и о потере личности, самоидентификации, и о тотальном обесценивании самой человеческой сути. Препарируя мьянманский новейшеисторический комплекс, Арунпхенг делает и гуманистический шаг навстречу к человеку, и шаг прочь от обжитых кинотерриторий — куда-то в непролазные леса. Тайна исчезновения рыбака терзает не меньше, чем необъясненность всего остального. Это волнующее кино, но зрительский стресс тонет в гипнотическом и даже гипнагогическом эффекте, свойственном тайскому кино. А еще материальный мир «Манты Рэя» вовсе не реалистичен: это утонченное кино (в то же время безо всякого высоколобия), напоминающее о традициях магического реализма. «Манта Рэй» умиротворяет, что выглядит довольно концептуально при разговоре о Мьянме, где как раз не помешали бы сейчас активные действия международных миротворческих сил. Впрочем, это все пена дней. Зато вечен будет сон, что снится океану и морскому дьяволу в нем. В этот сон нас и вводит Арунпхенг, новая весомая фигура в масштабах «тайской непознаваемости».

«Манта Рэй» (2018)

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari