В ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени пройдет церемония вручения кинопремии «Оскар». Свой последний прогноз о том, кто получит статуэтки от Американской академии, делает по просьбе редакции «Искусства кино» критик Никита Лаврецкий.
Наградная гонка 2020 года выходит на финишную прямую. Вторник, 4 февраля, — дедлайн оскаровского голосования для 8500 активных членов Американской киноакадемии. На данный момент уже были вручены остальные значимые кинопремии («Золотой глобус», BAFTA) и призы профессиональных гильдий (сценаристов, актерской, продюсерской, режиссерской).
Сама церемония награждения состоится в воскресенье, 9 февраля.
Лучший фильм — «Паразиты»
Другие номинанты: «1917», «Однажды в... Голливуде», «Джокер», «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Ford против Ferrari», «Маленькие женщины».
Военная драма «1917» Сэма Мендеса собрала комбинацию из «Золотого глобуса», BAFTA и премии Гильдии продюсеров за лучший фильм, и, на первый взгляд, ставить на «Оскарах» против нее глупо.
Попробуем все-таки по отдельности разобраться в том, насколько веские эти аргументы.
Ближайший успешный аналог «Паразитов» можно найти в лице фильма «В центре внимания» — тот тоже проиграл на «Золотом глобусе», BAFTA и у Гильдии продюсеров, но выиграл награду за лучший актерский ансамбль. «Лунный свет» тоже смог в последний момент обогнать собравший все три статуэтки «Ла-Ла Ленд» — тогда победа этого маленького независимого фильма без звезд против традиционной голливудской мелодрамы стала знаком, что вкусы выборщиков меняются в актуальном направлении. Поэтому в год, когда доля иностранцев в киноакадемии превысила 20%, первая в истории победа фильма на корейском языке выглядит вполне реалистично.
Второй лауреат «Золотого глобуса», фильм «Однажды в Голливуде», в теории мог бы воспользоваться преимуществом преференциальной системы голосования и стать компромиссным победителем в случае, если голоса поделятся между между «1917» и «Паразитами». Однако если у «1917» есть некоторое количество хейтеров, обвиняющих фильм в сухости и просчитанности (за подтверждением можно сходить в вашу ленту фейсбука), то про «Паразитов» отовсюду доносятся исключительно положительные отзывы — а значит, эта корейская картина должна собрать не только много первых мест в бюллетенях, но и вторых.
Лучший режиссер — Сэм Мендес, «1917»
Другие номинанты: Квентин Тарантино («Однажды в... Голливуде»), Мартин Скорсезе («Ирландец»), Тодд Филлипс («Джокер»), Пон Чжун Хо («Паразиты»).
Военная картина «1917», смонтированная так, чтобы выглядеть снятой одним непрерывным дублем, — это в сознании публики техническая сенсация и чудо филигранной режиссуры. Описание роднит картину с такими недавними победителями в категории «Лучший режиссер», упустившими приз за лучший фильм, как «Жизнь Пи», «Выживший», «Ла-Ла Ленд» и «Гравитация». В пользу победы Мендеса против сильного конкурента Пона говорят триумфы британца на «Золотом глобусе», BAFTA и премии Гильдии режиссеров.
Лучшие актеры и актрисы — Хоакин Феникс, Рене Зеллвегер, Лора Дерн, Брэд Питт
Это редкий год, когда актерская гонка на «Оскарах» проходит строго по плану. И Хоакин Феникс, и Рене Зеллвегер, и Лора Дерн, и Брэд Питт сумели собрать комбо из «Глобуса» — BAFTA — «Актера» (да, именно так называется статуэтка, которую дарят на SAG Awards), и они же были награждены на премии «Выбор критиков» (а это вообще случай из ряда вон). Про все четыре роли можно сказать, что они одни из самых ярких в фильмографиях артистов, и все актеры при этом свои «Оскары» явно успели заслужить: у живых голливудских легенд Феникса, Питта, Дерн статуэток еще нет (у Брэда есть, но как у продюсера картины «12 лет рабства», а не за актерскую игру), а лауреатка в прошлом Зеллвегер недавно совершила масштабный камбэк — киноакадемики любят камбэки.
Среди потенциальных конкурентов этим фронтраннерам выделяется Скарлетт Йоханссон, исключительную любовь к которой киноакадемики продемонстрировали в виде редкой двойной номинации. Но, похоже, участие сразу в двух категориях («Лучшая актриса» и «Лучшая актриса второго плана») сыграет с шансами Йоханссон злую шутку: голоса ее группы поддержки банально разделятся между двумя непохожими и по-своему заслуживающими почестей ролями (в «Брачной истории» и «Кролике Джоджо»).
Лучший оригинальный сценарий — «Паразиты», Пон Джун Хо и Хан Джин Вон
Другие номинанты: Ноа Баумбах («Брачная история»), Райан Джонсон («Достать ножи»), Сэм Мендес и Кристи Уилсон-Кернс («1917»), Квентин Тарантино («Однажды в... Голливуде»)
Сценарные награды «Паразитов» и «Голливуда» в этом сезоне разделились: Тарантино выиграл «Золотой глобус» и «Выбор критиков», зато Пон и Хан стали лауреатами премий Гильдии сценаристов и BAFTA. Именно в последних двух случаях голосование проводилось среди большого количество профессионалов киноиндустрии, как и на «Оскарах» («Глобус» и «Выбор критиков» — это награды кинопрессы), но здесь стоит отметить, что Квентин Тарантино членом Гильдии сценаристов не является и с корейцами посоревноваться не имел возможности. В качестве финального аргумента в пользу победы «Паразитов» выступает тот факт, что их сценарий крайне концентрированный и насыщенный на сюжетные повороты, настоящий Оригинальный Сценарий с больших букв, в то время как против Тарантино за последние несколько месяцев от зрителей можно было услышать обвинения в отсутствии строгой драматической структуры и сомнительности третьего акта.
Лучший адаптированный сценарий — «Кролик Джоджо», Тайка Вайтити
Другие номинанты: Энтони МакКартен («Два Папы»), Грета Гервиг («Маленькие женщины»), Тодд Филлипс и Скотт Сильвер («Джокер»), Стивен Зеллиан («Ирландец»)
Подряд идущие победы за «Лучший сценарий» на премии Гильдии сценаристов и BAFTA (награды вручали буквально в один день, и поговаривают, что Тайка Вайтити едва успел улететь из Нью-Йорка в Лондон) в последнюю секунду сделали новозеландца оскаровским фаворитом. У «Кролика Джоджо» все это время имелись свои страстные поклонники (как, впрочем, и злопыхатели), так что это не только не удивительно, но и в некотором смысле логично: все-таки лауреаты приза зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто практически никогда не уходят с «Оскара» с пустыми руками.
«Ирландец» Скорсезе в данном случае, кажется, тоже готовится повторить историю («Банды Нью-Йорка» уже получали ноль «Оскаров» при десяти номинациях).
Грета Гервиг может получить часть голосов за «Маленьких женщин» в качестве утешительного приза (киноакадемики считают несправедливым отсутствие режиссерской номинации для Гервиг), но широкую поддержку в данном случае не подтверждают результаты остальных кинопремий.
Лучшие операторская работа, монтаж звука, сведение звука, спецэффекты — «1917»
Как было сказано выше, «1917» быстро заработал репутацию виртуозно сделанного фильма, поэтому можно легко ожидать, что картина соберет все возможные награды в технических номинациях. У легенды индустрии Роджера Дикинса, снимающего впервые длинными кадрами, вообще нет шансов проиграть. Эту теорию подтверждают и результаты премии BAFTA.
В категории спецэффектов главный конкурент «1917» — «Мстители: Финал». Опыт последних лет показывает, что традиционные блокбастеры (в том числе предыдущие части «Мстителей» и «Звездных войн») нередко уступают в этой категории более тонким и неброским работам («Из машины», «Человек на Луне»), поэтому и «1917» кажется вполне оправданным прогнозом. В звуковых категориях профессиональные гильдии наградили картину «Ford против Ferrari» (у монтажеров при этом призы разделились между ней и «1917»), но на «Оскарах» голосование в технических номинациях общее, и у более популярного фильма, в данном случае «1917», заведомо больше шансов на победу.
Лучший монтаж — «Ford против Ferrari»
Другие номинанты: «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Джокер», «Паразиты»
После объявления номинантов оказалось, что «Ford против Ferrari» обладает несколько более серьезной поддержкой, чем можно было ожидать: наряду с номинациями за звук и монтаж он оказался в главной категории. Если «1917» почти наверняка выиграет «звуковые» статуэтки, то за монтаж однокадровая работа даже не номинирована, поэтому у еще одного маленького технического чуда, «Ford против Ferrari», есть все шансы на победу.
Тельма Шунмейкер, задавшая ритм и форму 3,5-часовому «Ирландцу», может составить ему конкуренцию, однако киноакадемики традиционно чествуют более хлесткие, экшен-ориентированные монтажные работы, и к когда-то принесшим «Оскар» Шунмейкер «Славным парням» ближе располагается именно динамичный «Ford против Ferrari», нежели меланхоличный «Ирландец». В пользу этой версии говорят и результаты BAFTA, а вот премии Гильдии монтажеров вообще разделили «Паразиты» и «Кролик Джоджо» (в драматической и комедийной номинации соответственно), сильно потеснив в оскаровской гонке «Ирландца». Этот тот случай, когда сразу четыре претендента имеют серьезные шансы на победу.
Лучшая работа художника-постановщика — «Однажды в... Голливуде»
Другие номинанты: «1917», «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Паразиты»
Даже если финальный твист «Однажды в... Голливуде» пришелся по вкусу не всем, то аутентичность Голливуда-1969, показанного в фильме, очевидцы называли чуть ли не пугающей: для Киноакадемии, в которой практикуется пожизненное членство (с недавних пор — с оговорками) и, соответственно, состоит много свидетелей тех времен, более сладкой приманки не придумать.
BAFTA в аналогичной номинации получил «1917», но этот факт можно списать на предвзятость британцев к национальному кинематографу; премии Гильдии художников-постановщиков США выиграли «Паразиты» и «Голливуд». На «Оскарах» против «Паразитов» сыграет тот факт, что киноакадемики традиционно предпочитают в этой категории исторические работы.
Лучшие костюмы — «Маленькие женщины»
Другие номинанты: «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Однажды в Голливуде», «Джокер»
После успеха на премии BAFTA костюмеры «Маленьких женщин» превратились в оскаровских фронтраннеров. Все понятно, если бросить хоть один взгляд на постер, а киноакадемики явно поддерживают фильм: между прочим, целых шесть номинаций.
У «Кролика Джоджо», лауреата премии Гильдии костюмеров, впрочем, тоже есть поклонники, и в данном случае его легко недооценить. Про впечатляюще воссозданный 1969 год из «Однажды в... Голливуде» уже было сказано многое, поэтому и эту картину в данной категории нельзя списывать со счетов.
Лучший грим и прически — «Скандал»
Другие номинанты: «Джокер», «Джуди», «1917», «Малефисента: Владычица тьмы»
В категории «Лучший грим и прически» традиционно побеждают картины, в которых присутствуют радикальные актерские перевоплощения. В этом году, несмотря на впервые в истории премии пять номинантов в категории, единственным претендентом на «Лучший грим» с таким перевоплощением стала биографическая драма о сексуальных домогательствах «Скандал», где Джон Литгоу с накладными жировыми складками очень страшно изображает директора телеканала Fox Роджера Айлза (гример Кадзу Хиро уже побеждал за подобный эффект в «Темных временах» два года назад), а Шарлиз Терон и вовсе снова неузнаваема. BAFTA и награды профессиональной гильдии статус «Скандала» в качестве фронтраннера подтверждают.
Лучший оригинальный саундтрек — «Джокер»
Другие номинанты: «Маленькие женщины», «Брачная история», «1917», «Звездные войны: Скайуокер. Восход»
Для композиторки Хильдур Гуднадоуттир это был поистине феноменальный год: ранее она не только выиграла «Золотой глобус» и премию BAFTA за саундтрек к «Джокеру», но и Emmy и Grammy за музыку из мини-сериала «Чернобыль». Для киноакадемиков это будет отличный шанс не только вознаградить великолепную работу, но и отдать заслуженную статуэтку женщине в традиционно мужской категории (Гуднадоуттир — лишь седьмая в истории номинантка) в год, когда мужчины доминируют еще и в режиссерской номинации, по мнению многих — не совсем заслуженно.
Лучшая оригинальная песня — I’m Gonna Love Me Again из «Рокетмена»
Другие номинанты: «История игрушек 4», «Прорыв», «Холодное сердце 2», «Хэрриет»
Звездный статус номинанта несомненно помогает завоевывать «Оскар» за лучшую песню: в последние годы победителями становились и Леди Гага, и Адель, да и сам Элтон Джон уже выигрывал за музыку к «Королю-льву». Отдающие самоповторами песни из «Холодного сердца 2» и «Истории игрушек 4» и просто непопулярные саундтреки к христианской драме «Прорыв» и байопику «Хэрриет» в числе конкурентов делают песню Джона из недооцененного по мнению многих «Рокетмена» идеальным кандидатом.
Лучший анимированный фильм — «Клаус»
Другие номинанты: «Потерянное звено», «Как приручить дракона 3», «История игрушек 4», «Я потеряла свое тело»
Нужны очень серьезные аргументы, чтобы делать ставку в анимационной категории против студии Pixar, и у нас они появились. Неожиданный рождественский хит Netflix «Клаус» за последнюю неделю выиграл не только анимационную премию Annie, но и BAFTA. За пять лет Annie с «Оскаром» не расходились ни разу, BAFTA не совпала лишь однажды, а таких случаев, чтобы фильм выиграл две вышеупомянутые награды, но не выиграл «Оскар», в истории еще не было. Уже практически культовый статус «Клауса» и здоровый скепсис зрителей по отношению к четвертой «Истории игрушек» делают победу Давида против Голиафа все более вероятной.
Лучший международный фильм — «Паразиты»
Другие номинанты: «Корпус Кристи», «Страна меда», «Отверженные», «Боль и слава»
Учитывая, что «Паразиты» стал тем редким неанглоязычным фильмом, который получил номинации в основных оскаровских категориях, очевидно, что в родной категории у него конкурентов нет.
Единственное, что здесь может настораживать, — вероятность того, что доминация в иностранном гетто сыграет с картиной злую шутку, когда в обе категории «Лучший фильм» академики будут записывать ее несколько менее охотно, чем записали бы в одну.
Кроме того, по нашему прогнозу выходит, что «Паразиты» выиграют в двух категориях «Лучший фильм», завоевав, кроме этого, лишь статуэтку за лучший сценарий. Да, статистически это редкий случай, но «В центре внимания» не так давно создал аналогичный прецедент.
Лучший документальный фильм — «Американская фабрика»
Другие номинанты: «Страна меда», «Пещера», «На краю демократии», «Для Самы»
С тех пор как голосование в документальной номинации сделали всеобщим, этот «Оскар» выигрывают только хиты да блокбастеры (разумеется, по меркам этого жанра).
Спродюссированная супругами Обама и выпущенная Netflix картина-наблюдение на злобу дня «Американская фабрика» легко может похвастаться самым большим числом зрителей среди всех номинантов (наравне с ней находится еще одна нетфликсовская картина «На краю демократии», рассказывающая о бразильском политическом кризисе и имеющая куда меньшую видимую поддержку).
Остросюжетную македонскую «Страну меда» можно описать не иначе как экологический фильм-катастрофу, да и двойная номинация (еще и в международной категории) говорит о широкой поддержке картины.
У фильма «Для Самы» в копилке есть BAFTA, у «Пещеры» — приз зрительских симпатий из Торонто, а премию Гильдии продюсеров вообще завоевал «Аполлон 11», не номинированный на «Оскар».
«Лучший документальный фильм» — снова одна из самых непредсказуемых номинаций.
Лучшие короткометражные фильмы — «Соседское окно», «Самоучитель по скейтбордингу в зоне боевых действий (для девочек)», «Волосы и любовь»
Короткометражные категории на «Оскаре» традиционно самые недоступные для прогнозов: фильмы не на слуху (здесь уже голосуют только те члены, которые подтверждают, что смотрели всех номинантов), громкие имена тоже появляются лишь изредка; даже букмекеры публикуют коэффициенты в последний момент. Самым разумным будет довериться чутью американских экспертов и букмекеров.
По опросам, на данный момент лидируют нью-йоркская вуайеристская драма «Соседское окно», документальная работа под говорящим названием «Самоучитель по скейтбордингу в зоне боевых действий (для девочек)», снятая в Афганистане, и милая анимация «Волосы и любовь» о взаимоотношениях чернокожего отца и его дочери.
Другие номинанты в игровой короткометражной категории включают в себя историю столкновения ИГИЛовского (организация запрещена в РФ) ветерана-тунисца и его отца «Братство», оптимистичную комедию о тунисских (опять же) детях «Футбольный клуб «Нефта», бельгийский психологический триллер «Сестра» и злободневную историю побега из гватемальского детдома в США «Сария».
Среди документальных претендентов — трагическая хроника крушения корейского парома «Севоль» — «В отсутствие»; спродюсированная Netflix история психологически страдающих от угрозы депортации детей «Жизнь обгоняет меня»; портрет баттл-рэпера на заре политической карьеры «Сент-луисский Супермен»; выпущенная The New York Times картина «Иди, беги, ча-ча-ча» о любви и жизни пары вьетнамских танцоров, обосновавшихся в США после войны.
Наконец, анимационная короткометражная категория включает в себя милый пиксаровский «Котбуль» о дружбе котенка и питбуля; кукольную «Дочь», снятую в Чехии русской девушкой Дарьей Кащеевой; пластилиновое противостояние старческой деменции в «Незабываемом»; китайскую «Сестру», рассказывающую личную историю семьи, оказавшейся под влиянием «политики одного ребенка».
Читайте также:
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari