Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Финальный прогноз победителей «Оскара-2020» от «Искусства кино»

«Паразиты»

В ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени пройдет церемония вручения кинопремии «Оскар». Свой последний прогноз о том, кто получит статуэтки от Американской академии, делает по просьбе редакции «Искусства кино» критик Никита Лаврецкий.

Наградная гонка 2020 года выходит на финишную прямую. Вторник, 4 февраля, — дедлайн оскаровского голосования для 8500 активных членов Американской киноакадемии. На данный момент уже были вручены остальные значимые кинопремии («Золотой глобус», BAFTA) и призы профессиональных гильдий (сценаристов, актерской, продюсерской, режиссерской). 

Сама церемония награждения состоится в воскресенье, 9 февраля.

«Паразиты»

Лучший фильм — «Паразиты»

Другие номинанты: «1917», «Однажды в... Голливуде», «Джокер», «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Ford против Ferrari», «Маленькие женщины».

Военная драма «1917» Сэма Мендеса собрала комбинацию из «Золотого глобуса», BAFTA и премии Гильдии продюсеров за лучший фильм, и, на первый взгляд, ставить на «Оскарах» против нее глупо. 

Попробуем все-таки по отдельности разобраться в том, насколько веские эти аргументы. 

  • Во-первых, на «Золотом глобусе» главный оскаровский конкурент картины Мендеса «Паразиты» вообще не участвовал в гонке — из-за специфики регламента, не допускающего номинацию фильма на иностранном языке в основной категории. 
  • Во-вторых, к британцам, наградившим на BAFTA свою национальную гордость, стоит относиться с изрядной долей скепсиса — когда-то они позволили другой британской военной драме «Искупление» обойти американские шедевры «Старикам здесь не место» и «Нефть».
  • В-третьих, премия Гильдии продюсеров США — в данном случае самый веский довод, но ему вполне способна противостоять победа «Паразитов» в категории «Лучший актерский ансамбль» на премии Гильдии киноактеров. Если картина Мендеса победит, то она станет первым в истории лауреатом «Оскара» за лучший фильм, не имеющим не только актерских номинаций, но и упоминаний в какой-нибудь из категорий премии Гильдии киноактеров (стоит, правда, упомянуть, что Screen Actors Guild Award была основана только в 1995 году).

Ближайший успешный аналог «Паразитов» можно найти в лице фильма «В центре внимания» — тот тоже проиграл на «Золотом глобусе», BAFTA и у Гильдии продюсеров, но выиграл награду за лучший актерский ансамбль. «Лунный свет» тоже смог в последний момент обогнать собравший все три статуэтки «Ла-Ла Ленд» — тогда победа этого маленького независимого фильма без звезд против традиционной голливудской мелодрамы стала знаком, что вкусы выборщиков меняются в актуальном направлении. Поэтому в год, когда доля иностранцев в киноакадемии превысила 20%, первая в истории победа фильма на корейском языке выглядит вполне реалистично. 

Второй лауреат «Золотого глобуса», фильм «Однажды в Голливуде», в теории мог бы воспользоваться преимуществом преференциальной системы голосования и стать компромиссным победителем в случае, если голоса поделятся между между «1917» и «Паразитами». Однако если у «1917» есть некоторое количество хейтеров, обвиняющих фильм в сухости и просчитанности (за подтверждением можно сходить в вашу ленту фейсбука), то про «Паразитов» отовсюду доносятся исключительно положительные отзывы — а значит, эта корейская картина должна собрать не только много первых мест в бюллетенях, но и вторых.

Сэм Мендес на съемках фильма «1917»

Лучший режиссер — Сэм Мендес, «1917»

Другие номинанты: Квентин Тарантино («Однажды в... Голливуде»), Мартин Скорсезе («Ирландец»), Тодд Филлипс («Джокер»), Пон Чжун Хо («Паразиты»).

Военная картина «1917», смонтированная так, чтобы выглядеть снятой одним непрерывным дублем, — это в сознании публики техническая сенсация и чудо филигранной режиссуры. Описание роднит картину с такими недавними победителями в категории «Лучший режиссер», упустившими приз за лучший фильм, как «Жизнь Пи», «Выживший», «Ла-Ла Ленд» и «Гравитация». В пользу победы Мендеса против сильного конкурента Пона говорят триумфы британца на «Золотом глобусе», BAFTA и премии Гильдии режиссеров.

Рене Зеллвегер в фильме «Джуди», Хоакин Феникс в фильме «Джокер», Лора Дерн в фильме «Брачная история», Брэд Питт в фильме «Однажды в... Голливуде»

Лучшие актеры и актрисы — Хоакин Феникс, Рене Зеллвегер, Лора Дерн, Брэд Питт

Это редкий год, когда актерская гонка на «Оскарах» проходит строго по плану. И Хоакин Феникс, и Рене Зеллвегер, и Лора Дерн, и Брэд Питт сумели собрать комбо из «Глобуса» — BAFTA — «Актера» (да, именно так называется статуэтка, которую дарят на SAG Awards), и они же были награждены на премии «Выбор критиков» (а это вообще случай из ряда вон). Про все четыре роли можно сказать, что они одни из самых ярких в фильмографиях артистов, и все актеры при этом свои «Оскары» явно успели заслужить: у живых голливудских легенд Феникса, Питта, Дерн статуэток еще нет (у Брэда есть, но как у продюсера картины «12 лет рабства», а не за актерскую игру), а лауреатка в прошлом Зеллвегер недавно совершила масштабный камбэк — киноакадемики любят камбэки.

Среди потенциальных конкурентов этим фронтраннерам выделяется Скарлетт Йоханссон, исключительную любовь к которой киноакадемики продемонстрировали в виде редкой двойной номинации. Но, похоже, участие сразу в двух категориях («Лучшая актриса» и «Лучшая актриса второго плана») сыграет с шансами Йоханссон злую шутку: голоса ее группы поддержки банально разделятся между двумя непохожими и по-своему заслуживающими почестей ролями (в «Брачной истории» и «Кролике Джоджо»).

«Паразиты»

Лучший оригинальный сценарий — «Паразиты», Пон Джун Хо и Хан Джин Вон 

Другие номинанты: Ноа Баумбах («Брачная история»), Райан Джонсон («Достать ножи»), Сэм Мендес и Кристи Уилсон-Кернс («1917»), Квентин Тарантино («Однажды в... Голливуде»)

Сценарные награды «Паразитов» и «Голливуда» в этом сезоне разделились: Тарантино выиграл «Золотой глобус» и «Выбор критиков», зато Пон и Хан стали лауреатами премий Гильдии сценаристов и BAFTA. Именно в последних двух случаях голосование проводилось среди большого количество профессионалов киноиндустрии, как и на «Оскарах» («Глобус» и «Выбор критиков» — это награды кинопрессы), но здесь стоит отметить, что Квентин Тарантино членом Гильдии сценаристов не является и с корейцами посоревноваться не имел возможности. В качестве финального аргумента в пользу победы «Паразитов» выступает тот факт, что их сценарий крайне концентрированный и насыщенный на сюжетные повороты, настоящий Оригинальный Сценарий с больших букв, в то время как против Тарантино за последние несколько месяцев от зрителей можно было услышать обвинения в отсутствии строгой драматической структуры и сомнительности третьего акта.

«Кролик Джоджо»

Лучший адаптированный сценарий — «Кролик Джоджо», Тайка Вайтити

Другие номинанты: Энтони МакКартен («Два Папы»), Грета Гервиг («Маленькие женщины»), Тодд Филлипс и Скотт Сильвер («Джокер»), Стивен Зеллиан («Ирландец»)

Подряд идущие победы за «Лучший сценарий» на премии Гильдии сценаристов и BAFTA (награды вручали буквально в один день, и поговаривают, что Тайка Вайтити едва успел улететь из Нью-Йорка в Лондон) в последнюю секунду сделали новозеландца оскаровским фаворитом. У «Кролика Джоджо» все это время имелись свои страстные поклонники (как, впрочем, и злопыхатели), так что это не только не удивительно, но и в некотором смысле логично: все-таки лауреаты приза зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто практически никогда не уходят с «Оскара» с пустыми руками. 

«Ирландец» Скорсезе в данном случае, кажется, тоже готовится повторить историю («Банды Нью-Йорка» уже получали ноль «Оскаров» при десяти номинациях). 

Грета Гервиг может получить часть голосов за «Маленьких женщин» в качестве утешительного приза (киноакадемики считают несправедливым отсутствие режиссерской номинации для Гервиг), но широкую поддержку в данном случае не подтверждают результаты остальных кинопремий.

«1917»

Лучшие операторская работа, монтаж звука, сведение звука, спецэффекты — «1917»

Как было сказано выше, «1917» быстро заработал репутацию виртуозно сделанного фильма, поэтому можно легко ожидать, что картина соберет все возможные награды в технических номинациях. У легенды индустрии Роджера Дикинса, снимающего впервые длинными кадрами, вообще нет шансов проиграть. Эту теорию подтверждают и результаты премии BAFTA.

В категории спецэффектов главный конкурент «1917» — «Мстители: Финал». Опыт последних лет показывает, что традиционные блокбастеры (в том числе предыдущие части «Мстителей» и «Звездных войн») нередко уступают в этой категории более тонким и неброским работам («Из машины», «Человек на Луне»), поэтому и «1917» кажется вполне оправданным прогнозом. В звуковых категориях профессиональные гильдии наградили картину «Ford против Ferrari» (у монтажеров при этом призы разделились между ней и «1917»), но на «Оскарах» голосование в технических номинациях общее, и у более популярного фильма, в данном случае «1917», заведомо больше шансов на победу.

«Ford против Ferrari»

Лучший монтаж — «Ford против Ferrari»

Другие номинанты: «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Джокер», «Паразиты»

После объявления номинантов оказалось, что «Ford против Ferrari» обладает несколько более серьезной поддержкой, чем можно было ожидать: наряду с номинациями за звук и монтаж он оказался в главной категории. Если «1917» почти наверняка выиграет «звуковые» статуэтки, то за монтаж однокадровая работа даже не номинирована, поэтому у еще одного маленького технического чуда, «Ford против Ferrari», есть все шансы на победу.

Тельма Шунмейкер, задавшая ритм и форму 3,5-часовому «Ирландцу», может составить ему конкуренцию, однако киноакадемики традиционно чествуют более хлесткие, экшен-ориентированные монтажные работы, и к когда-то принесшим «Оскар» Шунмейкер «Славным парням» ближе располагается именно динамичный «Ford против Ferrari», нежели меланхоличный «Ирландец». В пользу этой версии говорят и результаты BAFTA, а вот премии Гильдии монтажеров вообще разделили «Паразиты» и «Кролик Джоджо» (в драматической и комедийной номинации соответственно), сильно потеснив в оскаровской гонке «Ирландца». Этот тот случай, когда сразу четыре претендента имеют серьезные шансы на победу.

«Однажды в... Голливуде»

Лучшая работа художника-постановщика — «Однажды в... Голливуде»

Другие номинанты: «1917», «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Паразиты»

Даже если финальный твист «Однажды в... Голливуде» пришелся по вкусу не всем, то аутентичность Голливуда-1969, показанного в фильме, очевидцы называли чуть ли не пугающей: для Киноакадемии, в которой практикуется пожизненное членство (с недавних пор — с оговорками) и, соответственно, состоит много свидетелей тех времен, более сладкой приманки не придумать. 

BAFTA в аналогичной номинации получил «1917», но этот факт можно списать на предвзятость британцев к национальному кинематографу; премии Гильдии художников-постановщиков США выиграли «Паразиты» и «Голливуд». На «Оскарах» против «Паразитов» сыграет тот факт, что киноакадемики традиционно предпочитают в этой категории исторические работы.

Лучшие костюмы — «Маленькие женщины»

Другие номинанты: «Ирландец», «Кролик Джоджо», «Однажды в Голливуде», «Джокер»

После успеха на премии BAFTA костюмеры «Маленьких женщин» превратились в оскаровских фронтраннеров. Все понятно, если бросить хоть один взгляд на постер, а киноакадемики явно поддерживают фильм: между прочим, целых шесть номинаций. 

У «Кролика Джоджо», лауреата премии Гильдии костюмеров, впрочем, тоже есть поклонники, и в данном случае его легко недооценить. Про впечатляюще воссозданный 1969 год из «Однажды в... Голливуде» уже было сказано многое, поэтому и эту картину в данной категории нельзя списывать со счетов.

«Скандал»

Лучший грим и прически — «Скандал»

Другие номинанты: «Джокер», «Джуди», «1917», «Малефисента: Владычица тьмы»

В категории «Лучший грим и прически» традиционно побеждают картины, в которых присутствуют радикальные актерские перевоплощения. В этом году, несмотря на впервые в истории премии пять номинантов в категории, единственным претендентом на «Лучший грим» с таким перевоплощением стала биографическая драма о сексуальных домогательствах «Скандал», где Джон Литгоу с накладными жировыми складками очень страшно изображает директора телеканала Fox Роджера Айлза (гример Кадзу Хиро уже побеждал за подобный эффект в «Темных временах» два года назад), а Шарлиз Терон и вовсе снова неузнаваема. BAFTA и награды профессиональной гильдии статус «Скандала» в качестве фронтраннера подтверждают.

Лучший оригинальный саундтрек — «Джокер»

Другие номинанты: «Маленькие женщины», «Брачная история», «1917», «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

Для композиторки Хильдур Гуднадоуттир это был поистине феноменальный год: ранее она не только выиграла «Золотой глобус» и премию BAFTA за саундтрек к «Джокеру», но и Emmy и Grammy за музыку из мини-сериала «Чернобыль». Для киноакадемиков это будет отличный шанс не только вознаградить великолепную работу, но и отдать заслуженную статуэтку женщине в традиционно мужской категории (Гуднадоуттир — лишь седьмая в истории номинантка) в год, когда мужчины доминируют еще и в режиссерской номинации, по мнению многих — не совсем заслуженно.

Лучшая оригинальная песня — I’m Gonna Love Me Again из «Рокетмена»

Другие номинанты: «История игрушек 4», «Прорыв», «Холодное сердце 2», «Хэрриет»

Звездный статус номинанта несомненно помогает завоевывать «Оскар» за лучшую песню: в последние годы победителями становились и Леди Гага, и Адель, да и сам Элтон Джон уже выигрывал за музыку к «Королю-льву». Отдающие самоповторами песни из «Холодного сердца 2» и «Истории игрушек 4» и просто непопулярные саундтреки к христианской драме «Прорыв» и байопику «Хэрриет» в числе конкурентов делают песню Джона из недооцененного по мнению многих «Рокетмена» идеальным кандидатом.

«Клаус»

Лучший анимированный фильм — «Клаус»

Другие номинанты: «Потерянное звено», «Как приручить дракона 3», «История игрушек 4», «Я потеряла свое тело»

Нужны очень серьезные аргументы, чтобы делать ставку в анимационной категории против студии Pixar, и у нас они появились. Неожиданный рождественский хит Netflix «Клаус» за последнюю неделю выиграл не только анимационную премию Annie, но и BAFTA. За пять лет Annie с «Оскаром» не расходились ни разу, BAFTA не совпала лишь однажды, а таких случаев, чтобы фильм выиграл две вышеупомянутые награды, но не выиграл «Оскар», в истории еще не было. Уже практически культовый статус «Клауса» и здоровый скепсис зрителей по отношению к четвертой «Истории игрушек» делают победу Давида против Голиафа все более вероятной.

«Паразиты»

Лучший международный фильм — «Паразиты»

Другие номинанты: «Корпус Кристи», «Страна меда», «Отверженные», «Боль и слава»

Учитывая, что «Паразиты» стал тем редким неанглоязычным фильмом, который получил номинации в основных оскаровских категориях, очевидно, что в родной категории у него конкурентов нет. 

Единственное, что здесь может настораживать, — вероятность того, что доминация в иностранном гетто сыграет с картиной злую шутку, когда в обе категории «Лучший фильм» академики будут записывать ее несколько менее охотно, чем записали бы в одну. 

Кроме того, по нашему прогнозу выходит, что «Паразиты» выиграют в двух категориях «Лучший фильм», завоевав, кроме этого, лишь статуэтку за лучший сценарий. Да, статистически это редкий случай, но «В центре внимания» не так давно создал аналогичный прецедент.

«Американская фабрика»

Лучший документальный фильм — «Американская фабрика»

Другие номинанты: «Страна меда», «Пещера», «На краю демократии», «Для Самы»

С тех пор как голосование в документальной номинации сделали всеобщим, этот «Оскар» выигрывают только хиты да блокбастеры (разумеется, по меркам этого жанра). 

Спродюссированная супругами Обама и выпущенная Netflix картина-наблюдение на злобу дня «Американская фабрика» легко может похвастаться самым большим числом зрителей среди всех номинантов (наравне с ней находится еще одна нетфликсовская картина «На краю демократии», рассказывающая о бразильском политическом кризисе и имеющая куда меньшую видимую поддержку). 

Остросюжетную македонскую «Страну меда» можно описать не иначе как экологический фильм-катастрофу, да и двойная номинация (еще и в международной категории) говорит о широкой поддержке картины.

У фильма «Для Самы» в копилке есть BAFTA, у «Пещеры» — приз зрительских симпатий из Торонто, а премию Гильдии продюсеров вообще завоевал «Аполлон 11», не номинированный на «Оскар». 

«Лучший документальный фильм» — снова одна из самых непредсказуемых номинаций.

Лучшие короткометражные фильмы — «Соседское окно», «Самоучитель по скейтбордингу в зоне боевых действий (для девочек)», «Волосы и любовь»

Короткометражные категории на «Оскаре» традиционно самые недоступные для прогнозов: фильмы не на слуху (здесь уже голосуют только те члены, которые подтверждают, что смотрели всех номинантов), громкие имена тоже появляются лишь изредка; даже букмекеры публикуют коэффициенты в последний момент. Самым разумным будет довериться чутью американских экспертов и букмекеров

По опросам, на данный момент лидируют нью-йоркская вуайеристская драма «Соседское окно», документальная работа под говорящим названием «Самоучитель по скейтбордингу в зоне боевых действий (для девочек)», снятая в Афганистане, и милая анимация «Волосы и любовь» о взаимоотношениях чернокожего отца и его дочери.

Другие номинанты в игровой короткометражной категории включают в себя историю столкновения ИГИЛовского (организация запрещена в РФ) ветерана-тунисца и его отца «Братство», оптимистичную комедию о тунисских (опять же) детях «Футбольный клуб «Нефта», бельгийский психологический триллер «Сестра» и злободневную историю побега из гватемальского детдома в США «Сария». 

Среди документальных претендентов — трагическая хроника крушения корейского парома «Севоль» — «В отсутствие»; спродюсированная Netflix история психологически страдающих от угрозы депортации детей «Жизнь обгоняет меня»; портрет баттл-рэпера на заре политической карьеры «Сент-луисский Супермен»; выпущенная The New York Times картина «Иди, беги, ча-ча-ча» о любви и жизни пары вьетнамских танцоров, обосновавшихся в США после войны. 

Наконец, анимационная короткометражная категория включает в себя милый пиксаровский «Котбуль» о дружбе котенка и питбуля; кукольную «Дочь», снятую в Чехии русской девушкой Дарьей Кащеевой; пластилиновое противостояние старческой деменции в «Незабываемом»; китайскую «Сестру», рассказывающую личную историю семьи, оказавшейся под влиянием «политики одного ребенка».

Читайте также:

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari